Первыми вузами на территории СССР были грузинские академии — Икалтайская,
Гремская и Гелат-ская (XII в.), спустя четыре века была открыта академия
в Вильнюсе. В 1631 г. в Киеве создана Киево-Могилянская академия, а в
1686 г. в Москве — Славяно-греко-латинская. Везде велось свойственное
для того времени схоластическое церковное обучение.
Новым важным этапом в становлении высшего образования в России явилось
открытие в 1725 г. Петербургского, а через 30 лет — Московского
университетов. В 1773 г. в Петербурге создается Горное училище при
Берг-коллегии. В его уставе было записано: «Горных кадет непременно
обучать физике для генерального понятия и ясного рассуждения». Это
училище было одним из первых в мире высших технических учебных заведений
(ныне Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова).
В начале XIX в. были открыты университеты в Харькове, Казани и Киеве. В
конце XIX — начале XX вв. появилось большое число технических вузов: в
1896 г.— Московское инженерное училище и Киевский политехнический
институт, в 1899 г.— Екатери-нославское высшее горное училище (теперь
Днепропетровский горный институт), в 1900 г.— Томский технологический
институт, в 1902 г.— Петербургский политехнический институт. В 1913 г. в
России насчитывалось 96 вузов, в которых обучалось около 120 тыс.
студентов, в основном из привилегированных сословий.
Великая Октябрьская социалистическая революция дала мощный толчок
развитию высшего образования в стране. Создаются Донецкий, Тульский,
Карагандинский, Кузбасский политехнические, Ком-мунарский
горно-металлургический и многие другие институты. Организационная
структура вузов со временем претерпевала различные изменения. В
настоящее время она выглядит так.
Студенты одной специальности объединяются в академические группы. Для
руководства ими из числа лучших студентов деканат назначает старосту.
Учебно-воспитательный процесс в группах ведут преподаватели кафедр —
академики, члены-корреспонденты. профессора, доценты, старшие
преподаватели, ассистенты, аспиранты.
Кафедра — основное учебно-научное структурное подразделение —
осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по
одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу, а
также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их
квалификации.
Кафедру возглавляет заведующий, имеющий, как правило, ученое звание
профессора или ученую степень доктора наук (звание присваивается за
педагогическое мастерство, степень присуждается за научные достижения).
Кафедра входит в состав факультета. Он является учебно-научным и
административным подразделением вуза и осуществляет подготовку студентов
и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, а также
руководит научно-исследовательской работой.
Факультет объединяет все кафедры и лаборатории, которые относятся к
специальностям, включенным в его состав, а также общенаучные и
обшетехннческие кафедры, по содержанию своей работы наиболее близкие к
профилю факультета. Руководит работой факультета декан. В помощь декану
при наличии 500 студентов дневного обучения устанавливается штатная
должность заместителя декана, а при обучении свыше 1000 студентов —
должность второго заместителя.
Институтом руководит ректор, назначаемый Министерством высшего и
среднего специального образования союзной республики из числа наиболее
квалифицированных иаучно-педагогических работников. Руководство
учебно-методической работой осуществляет проректор по учебной работе,
научно-исследовательской— проректор по научной работе, администра-
тивной и хозяйственной деятельностью — проректор по
административно-хозяйственной части (АХЧ).
Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего учебного
заведения при ректоре и под его председательством организуется ученый
совет. Всей многогранной жизнью института руководит партийная
организация. Большую роль в деятельности вуза играют комсомольская и
профсоюзная организации.
Формирование студенческого коллектива — важная и ответственная задача.
Нужно помнить, что настоящая дружба между студентами рождается в
процессе труда, а также не забывать, что всякий коллектив начинается с
дисциплины.
При формировании академических групп деканат руководствуется некоторыми
социально-психологическими положениями — в каждой группе должны быть
студенты разных возрастов (житейский опыт должен сочетаться с молодым
энтузиазмом), различных темпераментов (холерики, сангвиники, флегматики
и меланхолики), общественно-активные личности.
В каждой группе имеются передовики, средние студенты и отстающие,
недисциплинированные (нарушающие порядок). Задача коллектива и прежде
всего его лидера (старосты) заключается в том, чтобы в группе было
больше передовиков и меньше отстаю' щих.
Значение старосты в формировании коллектива трудно переоценить. При этом
он должен иметь и развивать у себя следующие качества: идейную
убежденность, выдержанность (никогда не терять контроля над собой, уметь
держаться на людях), вежливость и тактичность, первенство в учебе,
чувство юмора, хорошее здоровье. Первые помощники старосты — комсорг
группы и профгрупорг, избираемые на комсомольском и профсоюзном
собраниях группы.
Формированию работоспособного коллектива в большой мере способствует
знание и выполнение студентами своих прав и обязанностей.
В 1973 г. Верховный Совет Союза ССР утвердил закон «Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
Статья 46 гласит:
«Учащиеся и студенты имеют право пользоваться бесплатно лабораториями,
кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками н другими
учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными
базами, сооружениями, спортивным инвентарем и другим оборудованием
учебных заведений.
Учащиеся и студенты в установленном законодательством порядке
обеспечиваются стипендиями, пособиями, общежитиями, интернатами,
медицинской помощью в лечебных заведениях, имеют право на льготный или
бесплатный проезд на транспорте и другие виды материальной помощи.
Учащиеся и студенты, обучающиеся без отрыва от производства, в
соответствии с законодательством имеют право на дополнительные отпуска
по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы.
Лица, окончившие профессионально-технические, средние специальные и
высшие учебные заведения, обеспечиваются работой в соответствии с
полученной специальностью, квалификацией.
Учащиеся и студенты имеют право участвовать через свои общественные
организации в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса,
идей-но-воепптательпой работы, а также вопросов успеваемости, трудовой и
учебной дисциплины и других вопросов, связанных с учебой и бытом
учащихся и студентов». В статье 47 указано:
«Учащиеся и студенты обязаны систематически и глубоко овладевать
знаниями и практическими навыками, посещать учебные занятия, в
установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебным " планом
и программами, повышать свой идейный и культурный уровень, участвовать в
общественно полезном труде, самообслуживании, соблюдать правила
внутреннего распорядка учебно-воспитательного учреждения.
Учащиеся п студенты должны быть дисциплинированными и организованными,
соблюдать правила социалистического общежития, беречь и укреплять
социалистическую собственность, нетерпимо относиться ко всяким
антиобщественным проявлениям, участвовать в общественной жизни
коллектива». Студенты в соответствии с действующим законодательством
обеспечиваются стипендией: для обучающихся на I—IV курсах — 40 руб. в
месяц, на V—VI — 45 руб.; для обучающихся по горным, металлургическим,
нефтяным и лесным специальностям стипендия на № руб. выше.
Студентам, имеющим по результатам экзаменационной сессии отличные оценки
по всем предметам п проявившим себя с положительной стороны в
общественной жизни и научно-исследовательской работе, размер стипендии
повышается на 25%, а имеющим по всем предметам хорошие оценки и не менее
одной отличной— на 15%. Наиболее выдающимся студентам назначаются
именные стипендии им. В. И. Ленина и им. К. Маркса — 100 руб.
Дисциплинированность является обязательным условием учебы не только в
вузах нашей страны, но и за рубежом. Так, в книге Б. Ф. Братченко и
В. И. Хорииа побывавших в США, написано: «Посещение лекций студентами
обязательно. За три неявки на лекции без уважительных причин в течение
года студент отчисляется из университета, а внесенная вперед на год
плата за обучение ему не возвращается». А плата за год обучения там не
малая — 1630 долларов. Кроме того, 200 долларов стоит пользование
библиотекой и 300 — место в общежитии.
Советские юноши и девушки не только обучаются бесплатно, но государство
выплачивает им стипендию. Это большое социальное завоевание народов
нашей страны, такое благо, о котором в капиталистических странах могут
только мечтать.
За хорошую успеваемость, высокие показатели в производственной работе и
активное участие в общественной жизни института практикуются следующие
меры поощрения: благодарственные письма родителям и в школу;
благодарности студенту; занесение его на Доску почета; награждение
денежной премией или ценным подарком.
За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и
социалистического общежития к студентам могут применяться такие
дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор с
предупреждением, лишение стипендии, исключение из вуза.
В случае неявки на занятия по уважительным причинам студент обязан на
следующий день поставить об этом в известность декана факультета и в
первый же день посещения учебного заведения представить данные о
причинах пропуска занятий. В случае болезни предъявить справку лечебного
заведения установленного образца.
Каждое высшее учебное заведение имеет утвержденные ректором «Правила
внутреннего распорядка». В них в соответствии с конкретными условиями
вуза отражены положения «Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик о народном образовании». Каждый студент должен изучить и
выполнять «Правила внутреннего распорядка» своего вуза.
Для стимулирования активности студентов практикуется социалистическое
соревнование за лучшую академическую группу и в каждой группе среди ее
членов. Для этого разрабатываются определенные критерии учета. Гласность
соревнования вызывает здоровое соперничество, что способствует общему
успеху. Победители соревнования поощряются в торжественной обстановке.
Студент, выполнивший все требования учебного плана, допускается к защите
дипломного проекта. Защитившим присваивается квалификация горного
инженера. Сдавшим на «отлично» не менее 75% всех дисциплин, а по
остальным предметам имеющим хорошие оценки, защитившим дипломный проект
на «отлично» выдается диплом с отличием. Такие выпускники— гордость
вуза. После окончания вуза выпускники распределяются па работу. При этом
предпочтение в выборе места назначения отдается горным инженерам,
показавшим высокий уровень профессиональной подготовки и проявившим
активность в общественной жизни.