СТРУКТУРА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Главная       Учебники - Горное дело      Введение в специальность горного инженера (Савенко Ю.Ф.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

1. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ


Первыми вузами на территории СССР были грузинские академии — Икалтайская, Гремская и Гелат-ская (XII в.), спустя четыре века была открыта академия в Вильнюсе. В 1631 г. в Киеве создана Киево-Могилянская академия, а в 1686 г. в Москве — Славяно-греко-латинская. Везде велось свойственное для того времени схоластическое церковное обучение.

Новым важным этапом в становлении высшего образования в России явилось открытие в 1725 г. Петербургского, а через 30 лет — Московского университетов. В 1773 г. в Петербурге создается Горное училище при Берг-коллегии. В его уставе было записано: «Горных кадет непременно обучать физике для генерального понятия и ясного рассуждения». Это училище было одним из первых в мире высших технических учебных заведений (ныне Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова).

В начале XIX в. были открыты университеты в Харькове, Казани и Киеве. В конце XIX — начале XX вв. появилось большое число технических вузов: в 1896 г.— Московское инженерное училище и Киевский политехнический институт, в 1899 г.— Екатери-нославское высшее горное училище (теперь Днепропетровский горный институт), в 1900 г.— Томский технологический институт, в 1902 г.— Петербургский политехнический институт. В 1913 г. в России насчитывалось 96 вузов, в которых обучалось около 120 тыс. студентов, в основном из привилегированных сословий.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала мощный толчок развитию высшего образования в стране. Создаются Донецкий, Тульский, Карагандинский, Кузбасский политехнические, Ком-мунарский горно-металлургический и многие другие институты. Организационная структура вузов со временем претерпевала различные изменения. В настоящее время она выглядит так.

Студенты одной специальности объединяются в академические группы. Для руководства ими из числа лучших студентов деканат назначает старосту. Учебно-воспитательный процесс в группах ведут преподаватели кафедр — академики, члены-корреспонденты. профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, аспиранты.

Кафедра — основное учебно-научное структурное подразделение — осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую работу по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательную работу, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Кафедру возглавляет заведующий, имеющий, как правило, ученое звание профессора или ученую степень доктора наук (звание присваивается за педагогическое мастерство, степень присуждается за научные достижения).

Кафедра входит в состав факультета. Он является учебно-научным и административным подразделением вуза и осуществляет подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, а также руководит научно-исследовательской работой.

Факультет объединяет все кафедры и лаборатории, которые относятся к специальностям, включенным в его состав, а также общенаучные и обшетехннческие кафедры, по содержанию своей работы наиболее близкие к профилю факультета. Руководит работой факультета декан. В помощь декану при наличии 500 студентов дневного обучения устанавливается штатная должность заместителя декана, а при обучении свыше 1000 студентов — должность второго заместителя.

Институтом руководит ректор, назначаемый Министерством высшего и среднего специального образования союзной республики из числа наиболее квалифицированных иаучно-педагогических работников. Руководство учебно-методической работой осуществляет проректор по учебной работе, научно-исследовательской— проректор по научной работе, администра-
тивной и хозяйственной деятельностью — проректор по административно-хозяйственной части (АХЧ).

Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего учебного заведения при ректоре и под его председательством организуется ученый совет. Всей многогранной жизнью института руководит партийная организация. Большую роль в деятельности вуза играют комсомольская и профсоюзная организации.

Формирование студенческого коллектива — важная и ответственная задача. Нужно помнить, что настоящая дружба между студентами рождается в процессе труда, а также не забывать, что всякий коллектив начинается с дисциплины.

При формировании академических групп деканат руководствуется некоторыми социально-психологическими положениями — в каждой группе должны быть студенты разных возрастов (житейский опыт должен сочетаться с молодым энтузиазмом), различных темпераментов (холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики), общественно-активные личности.

В каждой группе имеются передовики, средние студенты и отстающие, недисциплинированные (нарушающие порядок). Задача коллектива и прежде всего его лидера (старосты) заключается в том, чтобы в группе было больше передовиков и меньше отстаю' щих.

Значение старосты в формировании коллектива трудно переоценить. При этом он должен иметь и развивать у себя следующие качества: идейную убежденность, выдержанность (никогда не терять контроля над собой, уметь держаться на людях), вежливость и тактичность, первенство в учебе, чувство юмора, хорошее здоровье. Первые помощники старосты — комсорг группы и профгрупорг, избираемые на комсомольском и профсоюзном собраниях группы.

Формированию работоспособного коллектива в большой мере способствует знание и выполнение студентами своих прав и обязанностей.

В 1973 г. Верховный Совет Союза ССР утвердил закон «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Статья 46 гласит:

«Учащиеся и студенты имеют право пользоваться бесплатно лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками н другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, сооружениями, спортивным инвентарем и другим оборудованием учебных заведений.

Учащиеся и студенты в установленном законодательством порядке обеспечиваются стипендиями, пособиями, общежитиями, интернатами, медицинской помощью в лечебных заведениях, имеют право на льготный или бесплатный проезд на транспорте и другие виды материальной помощи.

Учащиеся и студенты, обучающиеся без отрыва от производства, в соответствии с законодательством имеют право на дополнительные отпуска по месту работы, сокращенную рабочую неделю и другие льготы.

Лица, окончившие профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения, обеспечиваются работой в соответствии с полученной специальностью, квалификацией.

Учащиеся и студенты имеют право участвовать через свои общественные организации в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса, идей-но-воепптательпой работы, а также вопросов успеваемости, трудовой и учебной дисциплины и других вопросов, связанных с учебой и бытом учащихся и студентов». В статье 47 указано:
«Учащиеся и студенты обязаны систематически и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, посещать учебные занятия, в установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебным " планом и программами, повышать свой идейный и культурный уровень, участвовать в общественно полезном труде, самообслуживании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно-воспитательного учреждения.

Учащиеся п студенты должны быть дисциплинированными и организованными, соблюдать правила социалистического общежития, беречь и укреплять социалистическую собственность, нетерпимо относиться ко всяким антиобщественным проявлениям, участвовать в общественной жизни коллектива». Студенты в соответствии с действующим законодательством обеспечиваются стипендией: для обучающихся на I—IV курсах — 40 руб. в месяц, на V—VI — 45 руб.; для обучающихся по горным, металлургическим, нефтяным и лесным специальностям стипендия на № руб. выше.

Студентам, имеющим по результатам экзаменационной сессии отличные оценки по всем предметам п проявившим себя с положительной стороны в общественной жизни и научно-исследовательской работе, размер стипендии повышается на 25%, а имеющим по всем предметам хорошие оценки и не менее одной отличной— на 15%. Наиболее выдающимся студентам назначаются именные стипендии им. В. И. Ленина и им. К. Маркса — 100 руб.

Дисциплинированность является обязательным условием учебы не только в вузах нашей страны, но и за рубежом. Так, в книге Б. Ф. Братченко и

В. И. Хорииа побывавших в США, написано: «Посещение лекций студентами обязательно. За три неявки на лекции без уважительных причин в течение года студент отчисляется из университета, а внесенная вперед на год плата за обучение ему не возвращается». А плата за год обучения там не малая — 1630 долларов. Кроме того, 200 долларов стоит пользование библиотекой и 300 — место в общежитии.

Советские юноши и девушки не только обучаются бесплатно, но государство выплачивает им стипендию. Это большое социальное завоевание народов нашей страны, такое благо, о котором в капиталистических странах могут только мечтать.

За хорошую успеваемость, высокие показатели в производственной работе и активное участие в общественной жизни института практикуются следующие меры поощрения: благодарственные письма родителям и в школу; благодарности студенту; занесение его на Доску почета; награждение денежной премией или ценным подарком.

За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и социалистического общежития к студентам могут применяться такие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор с предупреждением, лишение стипендии, исключение из вуза.

В случае неявки на занятия по уважительным причинам студент обязан на следующий день поставить об этом в известность декана факультета и в первый же день посещения учебного заведения представить данные о причинах пропуска занятий. В случае болезни предъявить справку лечебного заведения установленного образца.

Каждое высшее учебное заведение имеет утвержденные ректором «Правила внутреннего распорядка». В них в соответствии с конкретными условиями вуза отражены положения «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Каждый студент должен изучить и выполнять «Правила внутреннего распорядка» своего вуза.

Для стимулирования активности студентов практикуется социалистическое соревнование за лучшую академическую группу и в каждой группе среди ее членов. Для этого разрабатываются определенные критерии учета. Гласность соревнования вызывает здоровое соперничество, что способствует общему успеху. Победители соревнования поощряются в торжественной обстановке.

Студент, выполнивший все требования учебного плана, допускается к защите дипломного проекта. Защитившим присваивается квалификация горного инженера. Сдавшим на «отлично» не менее 75% всех дисциплин, а по остальным предметам имеющим хорошие оценки, защитившим дипломный проект на «отлично» выдается диплом с отличием. Такие выпускники— гордость вуза. После окончания вуза выпускники распределяются па работу. При этом предпочтение в выборе места назначения отдается горным инженерам, показавшим высокий уровень профессиональной подготовки и проявившим активность в общественной жизни.