МЕХАНИЗМ ТЯГОВЫЙ ТРОСОВЫЙ МОНТАЖНЫЙ (МТТМ)

Главная     Учебники Горное дело      

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

МЕХАНИЗМ ТЯГОВЫЙ ТРОСОВЫЙ МОНТАЖНЫЙ (МТТМ)

 

страница 1  2  3  4

 

8.   ПРОВЕРКА МТТМ

8.1 ОСМОТР

8.1.1   Виды осмотра

(1)  Первоначальный осмотр: предшествует первому применению. В цехах квалифициро­ванного выполнения требований настоящей инструкции все новые или отремонтиро­ванные мттм должны быть проверены квалифицированным (обученным) лицом.

(2)  Осмотры регулярно эксплуатируемых мттм обычно делятся на две группы в зависи­мости от интервала между осмотрами. Интервалы зависят от характера критических компонентов мттм и от степени износа, неисправности или неправильного функцио­нирования. В данной инструкции приведены две основные группы осмотров - ежедневный и регулярный. Соответствующие интервалы определяются следующим образом:

(а) Ежедневный осмотр: визуальный осмотр, осуществляемый обслуживающим персоналом или ответственным лицом перед каждым применением.

(б) Регулярный осмотр: визуальный осмотр, осуществляемый квалифицированным лицом.

1)    нормальная эксплуатация - 1 раз в год.

2)    интенсивная эксплуатация - 1 раз в полгода.

3)    специальная или временная эксплуатация - согласно рекомендации ответственных лиц при первом применении согласно решению квалифицированных лиц (ремонтников).

8.1.2   Ежедневный осмотр

Проверьте части, приведенные в п. 8.1.6 «Ежедневный осмотр», если они не поврежде­ны или не имеют дефектов. Такой осмотр осуществляйте также в течении работы в интервалах между регулярными осмотрами. Ответственный работник определит, если обнаруженный дефект или неисправность могут представлять опасность и если необхо­димо более подробный осмотр.

8.1.3   Регулярный осмотр

Осуществляйте общий осмотр мттм формой рекомендованных регулярных осмотров, при которых мттм может оставаться на своем обычном месте и не возникает необходимость в его разборке. Рекомендованный регулярный осмотр, описанный в п. 8.1.6, должен проводиться под надзором ответственных квалифицированных лиц, которые могут при­нять решение о разборке мттм. Данные осмотра включают в себя требования ежеднев­ных осмотров.

8.1.4   Временно используемый мттм

(1)  мттм, не используемый в течении от 1 месяца до 1 года, перед началом работы про­контролируйте согласно п. 8.1.2.

(2)  мттм, не используемый более 1 года, перед началом работы проконтролируйте согласно п.8.1.3

(3)  трос должен контролироваться согласно п. 8.1.3 всегда перед возобновлением рабо­ты мттм в случае, если последний не был в эксплуатации в течение 3-х и более месяцев.

8.1.5   Протокол осмотра

Всегда ведите записи о проведенных испытаниях, ремонтах, осмотрах и об уходе за мттм. В интервалах, приведенных в п.8.1.1 (2) (б), составляйте датированные протоко­лы об осмотрах и храните их в месте, доступном ответственным лицам. Лицо, отвечаю­щее за соблюдение правил техники безопасности, должно быть поставлено в известность о дефектах, обнаруженных при осмотре или в течение работы.

8.1.6   Порядок осмотра

(1) Ежедневный осмотр (проводит обслуживающий персонал или ответственное лицо)

ЧАСТЬ

СПОСОБ ОСМОТРА

ЛИМИТ/КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОТБРАКОВКИ

УСТРАНЕНИЕ

1. Функции мттм

визуально на слух

мттм тяжело работает, заедает и под

мттм вычистить и смазать, осмотреть трос. Если неисправность не устра­нится, отдайте мттм на ремонт

2. Крюки

(1) Внешний вид

визуально

выскочила собачка из конца крюка, прочие видимые деформации крюка

вытянутый крюк- замена крюка замена крюка

(2)  Поворот крюка

(если крюк поворотный)

(3)  Собачка крюка

поверните крюк вокруг оси

ручная проверка упругости собачки

крюк не поворачивает­ся плавно или заедает

собачка при сдавлива­нии возвращается

вычистить, смазать или заменить

вычистить, смазать, отре­монтировать или заменить

3. Трос

(1) Внешний вид

визуально проверить целый трос

пыль, грязь

нарушенный и дефор­мированный трос, сильный износ, коррозия

вычистить щеткой, сма­зать и вытереть поверх­ность ветошью

замена троса

(2) Смазка

визуально

трос не смазан

трос вычистить, смазать и вытереть ветошью

(3) Установка троса

визуально проверить, если трос не перекручен

трос перекручен или закручен

трос выпрямите и устано­вите в нормальное поло­жение


 

 

(2) Регулярный осмотр (проводит квалифицированное лицо)

ЧАСТЬ

СПОСОБ ОСМОТРА

ЛИМИТ/КРИТЕРИЙ ДЛЯ ОТБРАКОВКИ

УСТРАНЕНИЕ

1. Укрепляющие части

визуальная провер­ка всех болтов, гаек, заклепок и под.

неисправные или отсутствующие части ослабленные части

заменить на новые

затянуть ослабленные части

2. Все части

визуальная

проверка

изношенные или поврежденные части

загрязненные, не смазанные части

заменить на новые

разобрать, вычистить, смазать и вновь собрать

3. Табличка

визуальная

проверка

грузоподъемность

неразборчива

исправить или заме­нить на новую

4. Крюки (1) Деформация крюка

визуальная

проверка

деформация заметна при визуальной проверке

заменить крюк

 

5.  Трос-лимит/критерий для снятия троса с эксплуатации


 

 


 

(1)  Количество заметных поврежденных проволок - см. табл.

Проверку всегда проводите у тросов с обеими указанными длинами.

Трос снимите с эксплуатации, если обнаружите рядом несколько поврежденных проволок, образующих в данном месте группу, или повреж­денную целую прядь.

Диаметр троса (мм)

Контролируемая длина (мм)

Макс. кол-во поврежденных проволок

8,3

48

5

240

10

11

68

3

336

6

16

96

3

480

6

20

135

4

677

8

 


 

 


 

(2)  Уменьшение диаметра троса максимально на 10 %.

(3)  Внешний износ - уменьшение диаметра троса влиянием смятия, износа поверх­ности, внутреннего износа и т.д. - может составлять максимально 7% от номи­нального диаметра троса.

(4)  Коррозия троса (внешняя и внутренняя).

(5)  Деформация троса - заметное изменения формы троса по сравнению с его нормальным состоянием.

(6)  Неисправности, вызванные калением или электрической дугой.

При каждом осмотре необходимо учитывать индивидуальные факторы при конт­ролировании отдельных критериев.


 

9. ОБНАРУЖЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Ситуация

Причина

Устранение

1. Мттм поднимает тяжело или не удерживает груз

(1)  Мттм перегружен

(2)  Проскальзывание троса - трос сильно изношен или деформи­рован

(1)  Уменьшите вес груза до величины номинальной грузоподъемности

(2)  Замените трос

2. Ослабление поднимающего рычага

Мттм перегружен - разрушение срезного штифта

Заменить срезной штифт

3. Ослабляющий рычаг передвигается легко

Лопнула пружина колодочного блока

Заменить пружину

4. Не защелкивается собачка крюка

(1)  Собачка неисправна

(2)  Крюк деформирован

(1)  Исправьте собачку

(2)  Проверьте крюк см. «Ежедневный осмотр»

 

10.    СМАЗКА

10.1   ОБЩЕЕ

Перед нанесением новой смазки тщательно удалите старую, очистите детали кислым растворителем, а потом нанесите новую смазку. Используйте смазку, рекомендованную производителем. Трос очищайте щеткой или паром.

10.2   МЕХАНИЗМ МТТМ

Снимите кожух мттм. Смажьте вазелином РМ-А2 или ему подобным:

-   у мттм грузоподъемностью 0,8 т - направляющие цапфы и паз для направляющей цапфы.

-   у мттм грузоподъемностью 0,8 т - направляющие кубики, паз в арматуре кожуха и ша­рикоподшипники поднимающего рычага.

У всех мттм смажьте остальные трущиеся поверхности (цапфы) машинным или его экви­валентом согласно ISO-VG 46 или VG 48.

10.3   ТРОС

Неправильный уход или недостаточная смазка троса значительно уменьшают его долго­вечность и могут быть причиной несчастного случая. Нанесите тонкий слой масла на трос и вытрите ветошью. Регулярная смазка препятствует износу и коррозии троса, а также увеличивает его долговечность.

ВСЕГДА еженедельно или чаще (в зависимости от нагрузки) смазывайте трос.

ВСЕГДА смазывайте чаще в коррозионной среде (соленая вода, морской климат, кисло­ты и под.), чем при нормальных обстоятельствах.

ВСЕГДА используйте машинное масло или его эквивалент согласно ISO-VG 46 или VG 48.

ВСЕГДА после смазки тщательно вытрите поверхность троса ветошью. НИКОГДА не пользуйтесь чистящими жидкостями на основе кислот.

11.    УХОД И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ

А ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

11.1   ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Уход и ремонт могут осуществлять только квалифицированные лица, обученные уходу и ремонту данных мттм и ознакомленные с правилами техники безопасности.

ВСЕГДА используйте исключительно детали, поставленные производителем.

ВСЕГДА проконтролируйте работу мттм по окончании ухода.

ВСЕГДА обозначьте неисправный или ремонтируемый мттм соответствующей надписью (например «НЕ РАБОТАЕТ»),

НИКОГДА не проводите уход, если на мттм прикреплен груз.

НИКОГДА не эксплуатируйте ремонтируемый мттм!

11.2   ОБЩИЕ ИНСТРУКЦИИ

Следующие инструкции дают общую информацию о демонтаже, проверке, ремонте и

сборке мттм. Если мттм был разобран, следуйте следующим инструкциям:

1.  Уход и ремонт осуществляйте в чистой среде.

2.  Никогда не разбирайте мттм в большей степени, чем это необходимо для проведения нужного ремонта.

3.  Никогда не прилагайте излишнее усилие при демонтаже деталей.

4.  Никогда не используйте нагрев (каление) в качестве вспомогательного средства при демонтаже деталей, которые послужат для дальнейшего использования.

5.  Поддерживайте чистоту на рабочем месте во избежании попадания загрязнений в шарикоподшипники или в другие движущиеся части.

6.  При зажатии в тисках используйте кожаные или медные прокладки для охраны поверхности детали.

11.3   ПРОВЕРКА

1.  Проверьте пригодность для дальнейшего использования всех разобранных частей.

2.  Проверьте, если у резьбовых деталей не повреждена резьба.

3.  Проверьте, прежде всего трос, являющийся наиболее частой причиной неисправностей.

11.4   РЕМОНТ

Изношенные или неисправные части необходимо заменить.

Небольшие заусенцы, царапины и другие мелкие поверхностные недостатки устраните и загладьте с помощью мелкого абразивного бруска или наждачного полотна.

11.5  ИСПЫТАНИЕ

У каждого отремонтированного мттм должно проводиться, квалифицированным лицом или сервисной мастерской, испытание нагрузкой с грузом весом, превышающим грузо­подъёмность мттм на 25%, с целью проверки функций и тормоза мттм.

12.   СНЯТИЕ С ЭКСПЛУАТАЦИИ - ЛИКВИДАЦИЯ

Мттм не содержит вредные вещества, его детали сделаны из стали и чугуна. По снятии с эксплуатации сдайте их организации, занимающейся ликвидацией металлолома.

 


 

 

 

страница 1  2  3  4