2.5. УСТРОЙСТВО СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ

  Главная     Учебники - Горное дело     Проходческо-очистные комбайновые комплексы калийных комплексов книга 2

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

2.5. УСТРОЙСТВО СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ

На Верхнекамских калийных рудниках нашли применение скребковые конвейеры типов СП-301 и СПШ1, Конструкцию скребковых конвейеров рассмотрим на примере конвейера СПШ1.

Конвейер СПШ1 имеет 17 исполнений, отличающихся длиной, количеством приводов, конструкцией рештаков и их соединительных

элементов. Техническая характеристика конвейера приведена в таблице 2.15.

В зависимости от исполнения конвейера привод может быть с двигателями мощностью НО или 55 кВт. Также возможно наличие в конвейере двух приводов, расположенных в голове и в хвосте конвейера.
 

Таблица 2,15

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНВЕЙЕРА 011X11

Параметры конвейера

Значение параметров на исполнение

СПШ1.00.00.000-

_

11

13

14

15

16

Длина конвейера, м

100

160

160

80

100

120

Наибольшая производительность, т / мин

20

21

21

21

21

21

Скорость движения тягового органа, м/с

0,98

1,12

1,12

1,12

1,12

1,12

Число и расположение цепей

Две в направляющих

Калибр цепи

24 х 86

Расстояние между осями цепей, мм

600

Высота боковины рештака, мм

245

Длина рештака по боковинам, мм

1500

Ширина рештака по боковинам, мм

754

Угол взаимного поворота рештаков, град в горизонтальной плоскости в вертикальной плоскости

3

5

Тип электродвигателя

Трехфазный, асинхронный, взрывобезопасный, с ко

роткозамкнутым ротором

Число электродвигателей

2

4

4

4

4

4

Расположение приводных блоков

 

1аралдельно оси конвейера

Мощность электродвигателей, кВт

ПО

55

55

55

55

55

Напряжение питания, В

1140/660

380/660

380/660

380/660

380/660

380/660

Наработка на отказ, ч

26

Удельный расход энергии, кВт ч/т км

2,5

Масса конвейера, кг

83500

121000 [ 94500

73000 89500 100600

 

Конвейер (рис. 2.96) состоит из следующих основных узлов: концевой головки 14, рештаков 18, отрезков скребковой цепи 16, направляющих 13, привода 5, переходной секции 8, переходного рештака 9, башмака 15, течки 1, бортов 10, 11, 12. Рештаки конвейера соединяются между собой специальными соединительными элементами 21, 22, 23, 24. Остальными цифрами на рис. 2.96 обозначены соединительные элементы (болты, гайки, шайбы).

Кинематическая схема конвейера с приводными блоками мощностью 55 кВт приведена на рис. 2.97. Транспортирование руды осуществляется тяговым органом, состоящим из двух цепей калибра 24 х 86 мм. Тяговое усилие цепям от асинхронного короткозамкнутого двигателя типа 2ЭДКОФ 250 М4.У5 передается через гидравлическую муфту 1ГПЭ 400У, трехступенчатый редуктор СП 202М и приводной вал с двумя приводными звездочками.

Головной привод с электродвигателями мощностью 55 кВт (рис. 2.98) состоит из рамы 1, на которой смонтированы приводные блоки, включающие редуктор 2S проставку 3 и гидромуфту 4. На одном из редукторов приводных блоков устанавливается храповой механизм 5 для стопорения редуктора при натяжении тягового органа конвейера.

Рама привода является жесткой сварной конструкцией, обеспечивающей установку одного или двух приводных блоков. Рама изготовлена из двух вертикальных листов (боковин) толщиной 30мм, соединенных между собой по низу горизонтальным листом толщиной 20мм и вверху - наклонным листом толщиной 25мм. В наклонном листе имеется окно для установки аппаратуры контроля двухцепных скребковых конвейеров (аппаратуры КДК).

В торцах боковин рамы у приводных звездочек имеются отверстия для установки течки, для соединения рамы привода со ставом применяются переходные секции.

Приводной блок конвейера передает усилие двум приводным звездочкам. Приводная звездочка 2 (рис. 2.99) закреплена на консоли выходного вала 1 редуктора. Консоль выходного вала выполнена с эвольвентными шлицами. Крутящий момент звездочке 3 передается через барабан 4. Барабан 4 соединен со звездочками шпонками 5 и 6, входящими в поперечные пазы барабана и звездочек. Звёздочка 3 установлена на консоли промежуточного вала 7.

Редуктор (рис. 2.100) трехступенчатый с общим передаточным числом 24,57, обеспечивающим скорость тягового органа 1,12 м/с. Другие скорости тягового органа достигаются установкой сменных зубчатых пар, поставляемых по особому заказу.

Первая пара передач от электродвигателя - коническая с криволинейным зубом, вторая - цилиндрическая косозубая, третья - цилиндрическая прямозубая.
 

 

 

Рис. 2.96. Общий вид скребкового конвейера СПИМ

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.97. Кинематическая схема конвейера с приводными блоками мощностью 55 кВт

 

 

 

Рис. 2.98. Привод головной

 

 

 

Рис, 2,99, Узел приводных звёздочек

 

 

Рис. 2.100, Редуктор приводного блока мощностью 55 кВт

 

 

 

 

 

Редуктор выполнен с разъемным корпусом из двух половин. Все валы редуктора установлены в корпусе на радиально-сферических подшипниках, за исключением конической вал - шестерни I, одна опора которого представляет собой два конических роликоподшипника, заключенных в стакан 7, другая - радиально-сферический подшипник.

Другими цифрами (рис. 2.100) обозначены: 2-коническое колесо, 3-цилиндрическая вал-шестерня, 4-цилиндрическое косозубое колесо, 5-цилиндрическая вал-шестерня, 6-цилиндрическое колесо.

Зубчатые цилиндрические колеса редуктора посажены на валы с помощью шлицев. Коническое колесо имеет с валом шпоночное соединение. Все ведущие шестерни выполнены заодно с валом (вал - шестерни). Консоль конической вал - шестерни 1 имеет прямобочные шлицы для установки гидромуфты; консоль выходного вала 10-эвольвентаые шлицы для установки ведущей звездочки. Со стороны консоли выходного вала корпус редуктора имеет вертикальную прива-лочную плоскость для закрепления его на раме привода. Центрирование редуктора в посадочном отверстии рамы привода осуществляется с помощью стакана 9.

Редуктор соединен с электродвигателем жестко через наружную проставку с помощью шпилек, а кинематическая связь осуществляется через гидромуфты ГП480А или 2ГПЭ400У.

В приводных блоках скребковых конвейеров применяются предохранительные гидромуфты. Предохранительная гидромуфта предназначена для защиты электродвигателя и трансмиссии конвейера от перегрузок, плавного его запуска, снижения динамических усилий во всех режимах работы привода, а также рационального распределения нагрузок между отдельными приводами при многоприводной системе.

Гидромуфта уменьшает динамические усилия в кинематической цепи конвейера путем нейтрализации маховых масс ротора электродвигателя, уменьшает нагрузку на электродвигатель при запуске конвейера. Внешняя оболочка гидромуфты, приводимая во вращение электродвигателем, является центробежным насосом, подающим рабочую жидкость (находящуюся внутри гидромуфты) на лопатки турбинного колеса, связанного с редуктором. Таким образом, насос и турбина связаны только циркулирующим потоком рабочей жидкости, что позволяет обеспечить перечисленные выше качества привода. При номинальной нагрузке гидромуфта работает со скольжением 5 %, теряемая мощность выделяется в виде тепла. Температура рабочей жидкости в это время не превышает 80 °С. При возрастании нагрузки сверх допустимой скольжение гидромуфты увеличивается, и температура рабочей жидкости повышается. Если перегрузка длительна, то нагретая рабочая жидкость выплавляет плавкую предохранительную пробку и вытекает из муфты. При этом «сухая» гидромуфта работает вхолостую и вращение на входной вал редуктора не передает.

Основные параметры гидромуфт, применяемых в приводе конвейера СПШ1, приведены в таблице 2.16.

Гидромуфта ГПЭ480А (рис. 2.101) предназначена для плавного пуска электродвигателей, выравнивания скоростей на ведущих звездочках многодвигательных приводов, защиты от перегрузок тяговой цепи, редуктора и электродвигателя.

Гидромуфта ГПЭ480А состоит из следующих основных деталей: ведущей полумуфты 1, установленной на вал электродвигателя, обоймы резиновых вкладышей 2. насосного 3 и турбинного 4 колес, корпуса 6.

 

 

 

 

Турбинное колесо соединяется с ведущим валом-шестерней редуктора при помощи шлицевой ступицы 5. Насосное колесо и корпус 6 соединяются между собой болтами и опираются через подшипники 7 и 8 на шлицевую ступицу 5. Полости подшипников 7 и 8 изолированы резиновыми манжетами 9. Гидромуфта имеет защитную пробку 10 с легкоплавким сплавом, обеспечивающую выброс из гидромуфты рабочей жидкости при нагреве ее выше 130 °С. Кроме этого гидромуфта оснащена аварийной защитой по давлению, выполненной в виде мембраны

11, рассчитанной на разрыв при определенном давлении. Разрыв мембраны может произойти при чрезмерном перегреве рабочей жидкости, а также в случае грубого нарушения правил эксплуатации гидромуфты (установка «глухих» или не заводского изготовления пробок, повышенном заполнении гидромуфты и др.).

Гидромуфта 2ГПЭ400У привода с элекгродвигателями мощностью 55 кВт по конструкции подобна гидромуфте ГПЭ480А, но из-за меньшей передаваемой мощности имеет меньшие диаметральные размеры.

Храповой механизм (рис. 2.102) предназначен для стопорения редуктора при натяжении тягового органа посредством кратковременных включений электродвигателя. Храповой механизм установлен на быстроходном валу первой ступени редуктора и состоит из расположенных в литом корпусе 9 храпового колеса 4 и собачки 3. Собачка вводится в зацепление с храповым колесом при повороте рукоятки 11
вокруг оси 1 и стопорения фиксатором 2. Колесо 4 храпового механизма на валу редуктора фиксируется упорной шайбой 8. Шайба 8 на валу редуктора крепится двумя болтами, положение которых фиксируется проволокой 7. Корпус храпового механизма закрыт крышкой 6, которая крепится к корпусу болтами 10. На крышке храпового механизма имеется табличка 5, на которой указано положение рукоятки 11при выключенном храповом механизме. Стрелкой А на рис. 2.102 показано направление вращения приводных звездочек при работе конвейера.

Концевой привод с электродвигателями мощностью 55 кВт отличается от головного привода отсутствием храпового механизма для натяжения тягового органа. На концевом приводе может устанавливаться один или два электродвигателя с редукторами.

Концевая головка (рис. 2,103) представляет собой раму 1, сваренную из листового проката, к которой крепятся подшипниковые опоры, собранные вместе с осью и обводными барабанами. К раме крепятся утюги 3 и две пяты 4. Концевая головка служит для плавного прохождения скребковой цепи.
Утюги 3 предназначены для обеспечения направленного движения тягового органа на секции рештачного става. Пяты 4 используются для закрепления концевой головки.

Между головным приводом и концевой головкой скребкового конвейера расположен рештачный став. Рештачный став является неподвижным грузонесущим органом, став состоит из линейных рештаков, переходного рештака и переходной секции.

Линейный рештак (рис. 2.104) представляет собой сварную конструкцию из двух боковин 2 специального профиля, к которым приварено днище 4 рештака. Линейный рештак опирается на две лыжи 1, к которым болтами крепится навесное оборудование. К внешним поверхностям боковин 2 привариваются четыре планки 3 с фигурными отверстиями под крепежные болты навесного оборудования.

Соединение рештаков между собой безболтовое, отличается оно увеличенными размерами штампованного безрезьбового стержня (диаметр 34 мм) и элементов соединения 5 и 6.

 

 

 

Рис. 2.101. Гидромуфта ГПЭ-480А

 

 

Рис. 2.102. Храповой механизм

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.104. Рештак линейный

 

 

Рис. 2.105. Тяговый орган конвейера

 

 

 

Рис. 2.105 Схема смазки конвейера с двигателями мощностью 55 кВт

 

 

Безболтовое соединение позволяет рештакам изгибаться относительно друг друга в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Прочность соединения рештаков на разрыв достигает 1 ООО кН. Для устранения просыпания руды через средний лист, в месте соединения рештаков, к нижней поверхности среднего листа 4 рештака приварена полоса, перекрывающая зазор между средними листами соседних рештаков при их взаимных перекосах.

Переходная секция устанавливается между рамой привода и переходным рештаком и представляет собой металлоконструкцию, сваренную из листов толщиной 20мм (боковины), наклонного поперечного листа, расположенного между боковинами, лыжи и специальных фланцев. Наклонный лист является продолжением среднего листа рамы привода, а фланцы служат для крепления переходной секции к раме привода с одной стороны и к рештачному ставу с другой стороны. Крепление переходной секции к раме привода и к переходному рештаку осуществляется при помощи болтов и гаек М 30.

На переходной секции установлены отклоняющие утюги, служащие для направленного движения тягового органа на приводные звездочки. Каждый утюг крепится к переходной секции двумя болтами.

Переходной рештак представляет собой металлоконструкцию, соединяющую переходную секцию с линейными рештаками. Переходной рештак состоит из двух боковин, специального профиля, фланца, необходимого для закрепления переходного рештака к переходной секции. Переходной рештак соединяется с рештачным ставом такими же соединительными элементами, какие приняты для соединения линейных рештаков.

Для увеличения пропускной способности конвейера на линейных и переходном рештаках могут быть установлены борта. Борта представляют собой листы со специальными вырезами для установки на рештаках. Борта крепятся к рештакам при помощи болтовых соединений.

Рабочий орган (рис. 2.105) состоит из отрезков 1 круглозвенных сварных цепей калибра 24x86 мм, соединяющихся между собой и со штампованными скребками 2 с помощью звеньев 3, болтов 4 и специальных гаек 5 с завальцованными пластмассовыми кольцами, обеспечивающими стопорение гаек 5 от самоотвинчивания, Применение круглозвенных цепей увеличивает подвижность в шарнирах в любом направлении, что позволяет конвейеру приспосабливаться к неровностям почвы, иметь изгибы става в горизонтальной и вертикальной плоскостях, сравнительно легкое крепление скребков к звеньям цепи.

Для расщтыбовки рабочего органа конвейера предусмотрена установка двух отрезков цепи с чистильщиками 6, закрепленными на вертикальном звене круглозвенной цепи специальным болтом 7 и закер-нивающейся гайкой 8.