БЕЗОПАСНОСТЬ В ШАХТЕ

  Главная       Учебники - Горное дело      Многоликий мир шахты (Гимельшейн Л.Я.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15 

 

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В ШАХТЕ

 


Если тебе, читатель, пришлось бы путешествовать по шахте, не перелистывая страницы этой книги, а шагая по неровной почве подземных выработок, наверняка, твой провожатый не раз предупреждал бы: ’’Осторожно!” Именно это слово многократно звучит при ознакомительной экскурсии в подземный мир, которую обязательно совершают все вновь поступающие на шахту, ибо с первого спуска начинается повышенная забота о безопасности, хотя, я уверен, каждый понимает, что в наиболее опасные места новичка не водят.

’’Соблюдать осторожность” - какая простая и вечная истина, но, к сожалению, как горько и часто приходится расплачиваться за пренебрежение ею. Вот и подошел момент поговорить о безопасности в труде и в обыденной жизни. Этот рассказ автор начал не потому, что он наивно полагает -каждый, кто прочтет книгу, станет шахтером, а посему должен уже со школьной поры психологически готовиться соблюдать многочисленные нормы безопасности. Нет, автор исходит из

другой предпосылки. Суть ее в том, что в наше время, когда резко возросла механизация труда и ее интенсивность, повысилась скорость всех процессов и мобильность транспорта, безопасность труда становится наряду с экологией проблемой номер один человечества.

Гласность, провозглашенная в нашей стране, открыла глаза на многое и в том числе на безопасность. Когда сейчас читаешь в газетах сообщения о происшествиях и травматизме, то

невольно на память приходят сводки о военных действиях. Ну, в самом деле, вдумайтесь в сухие, но опалившие горем многих людей, цифры. Сейчас основной причиной смерил мужчин в

возрасте от 15 до 36 лет являются несчастные случаи, а основной причиной смертности населения нашей страны в возрасте от 5 до 40 лет - это дорожно-транспортные происшествия. Наверное, на счету пренебрежения безопасностью сейчас больше жертв, чем на счету экологии. Просто об экологических проблемах, экологической угрозе людям мы стали говорить давно, а о безопасности недавно и то еще не в полный голос.
Итак, автор начал беседу о безопасности потому, что еще со школьных, а то и детсадовских лет каждый должен выработать стойкий иммунитет к нарушению правил и норм поведения, где бы он потом ни работал. Ну, а знакомство с достаточно опасным производством - подземной добычей угля -тому более чем подходящий повод.

Шахтеры во многом сродни авиаторам, хотя, казалось бы, что общего: одни в небе, другие - глубоко под землей, одни находят солнце в пасмурный день, а другие не видят его и при безоблачном небе. Это удивительное родство начинается с того, что у тех и других риск - часть повседневной работы, и потому их основные профессиональные нормы и правила так или иначе определились его величеством Случаем. Роднит их и стойкая привычка к непривычному, и постоянная внутренняя готовность к встрече с непредвиденным.

Они одинаковы в неодолимом желании и умении находить единственный верный шанс из тысячи даже тогда, когда, казалось, его нет.

Как и авиатору, шахтеру ”на разговор” со Случаем зачастую отпускаются секунды, а иногда встреча с ним - только начало длительного, изнурительного противоборства.

Но если у авиаторов большинство таких встреч выпадает на долю летчиков-испытателей: ведь нет ничего надежнее со-

временного пассажирского самолета, - то у шахтеров в испытатели можно попасть не по выбору, а тоже по случаю.

Общеизвестно, чтобы стать летчиком, нужно иметь отменное здоровье и устойчивые психофизиологические качества характера. Вряд ли человек с резко выраженным холерическим темпераментом, у которого возбуждение преобладает над торможением, а неуравновешенность ложится тяжелой печатью на все, за что он берется, сможет стать пилотом.

В шахтеры попасть несравненно проще, хотя и здесь нужны

немалая физическая сила и особые психологические свойства.

Ну что, скажем, делать в шахте человеку с чрезмерной впечатлительностью? Она обязательно приведет к излишней эмоциональной напряженности даже из-за пустяка. Затрещала чуть сильнее обычного порода или сломался рядом с ним верхняк, а ему покажется, что все рушится и... бежать.

Под землей, где вероятность возникновения неожиданных и даже опасных ситуаций не так уж мала, от любого требуется разумное спокойствие, выдержка и хладнокровие.

Автор намеренно, говоря о Случае, вспомнил о профессиональном отборе. Суть в том, что вероятность попасть в опасную сщуацию во многом зависит от характера человека, его врожденных и приобретенных отрицательных качеств.

Недисциплинированность, легкомыслие, а порой и трусость -вот причины встречи большинства с опасным случаем. Правда, в действительности есть простая случайная возможность встречи со Случаем, большая или меньшая.
Сейчас доподлинно известно, что есть люди, которые травмируются в несколько раз чаще тех, кто работает рядом с ними. Эти же люди больше других создают опасные ситуации, а подчас становятся виновниками непоправимых бед.

Бесспорно, никто не застрахован от неприятной неожиданности или хуже того - беды. И все же люди, особенно некоторая их часть, излишне много напастей приписывают Случаю, хотя нередко сами являются источником своих невзгод.

Сейчас точно известно, что в 70% случаев травмирования шахтеров виноваты сами пострадавшие. Подумать страшно, сколько людей, наверняка зная, что так делать нельзя, - делают, надеясь на авось, и...

То же предпочтение сиюминутных удобств и выгоды действует и тогда, когда шахтер, не веря в чужой печальный опыт, вроде бы желая облегчить свой труд или просто ускорить дело, а то и от неумения делать свою работу как нужно, надеется на вечное ’’проносило и пронесет”.

Ах, если бы можно было услышать тех, кто, строя свои ошибочные расчеты, встретился с его величеством Случаем. Ведь каждый из них был убежден, что ’’пронесет”, что несчастный случай наверняка и в этот раз пройдет стороной, а он возьми и явись.

Сколько раз нужно дернуть льва за хвост, чтобы он проглотил обидчика? Сказать трудно. Нет желающих проделать такой эксперимент. Ну, а если нет данных или их единицы, то любой вывод весьма сомнителен или неверен, как утверждает точная наука - математическая статистика.

Сколько нужно испытывать терпение несчастного Случая, к сожалению, рассчитать можно весьма точно. Пока все еще находятся ’’добровольцы” для такого опыта, а потому множится число скорбных данных. Все, кто, образно говоря, достаточно долго дергали Случай за хвост, были убеждены, что их минует его гнев. Прозрение к ним пришло только в момент, когда они почувствовали обжигающий жар его дыхания, но...

Вот один из многих свежий пример намеренного, грубого нарушения норм, который, по сути, является классическим с позиции пренебрежения элементарными правилами безопасности, когда вина пострадавших не вызывает ни малейшего сомнения.

В мае 1988 г. на шахте Ягуновская (г. Кемерово) произошел взрыв метана. Причина проста, как дважды два, и не нова. Под щитом забутилась углеспускная печь - специальная скважина для спуска угля в вагонетки. Горнорабочие, недолго думая, решили разбутить (пробить) ее накладным зарядом обычной взрывчатки, а не специальной, не опасной, что строжайше запрещено и много раз было причиной больших бед. Итак, взрывчатка положена в скважину, напряжение подано - взрыв, и один шахтер погибает, двое получают сильные ожоги.

В ноябре 1988 г. на этом же участке этой же шахты вновь забутилась печь. Горнорабочие, казалось бы, уже на собст-

 

 

венном печальном опыте наученные тому, что нельзя нарушать нормы, опять кладут взрывчатку (она была припрятана!), вставляют детонатор и, подав напряжение от газоанализатора (сплошная цепь нарушений!), взрывают заряд... и себя. На этот раз уже погибло двое, троих в тяжелом состоянии отправляют в больницу, а шестеро - обожжено. Чем оправдать такой самоубийственный шаг? Так ведь только пять месяцев назад не сошло!

Или другой пример беспримерного нарушения норм.

На уклоне остановился конвейер. Что произошло? Электрослесарь открывает крышку пускателя, предварительно сняв напряжение. Без этого крышку не открыть - блокирована. Он проверил то, другое, но опыта мало, а главное - нет желания все кропотливо испытать. Взламывается блокировка и вопреки всем строжайшим запретам напряжение подано в открытый пускатель. Стоп! Это ведь все равно, что перепрыгивать через ограждение на перекрестке и бежать на красный свет светофора. Хуже! Много хуже и опаснее. На улице такой человек в основном рискует собой, а в шахте он может вызвать взрыв или пожар, а это уже опасность для всех, кто на смене. Что же собирается делать слесарь? Он решил наугад отверткой проверить состояние проводов и блоков в пускателе, чтобы место неисправности определить по искрению цепи. Несколько случайных толчков отверткой - искра, и метан, вспыхнув, огненным языком лизнул лицо шахтера. К счастью, не такой сильный ожог, даже глаза уцелели, а будь чуть больше метана - взрыва не миновать.

Безусловно, шахтная система вентиляции построена так, чтобы исключить скопление опасной концентрации метана, но в природе не может быть систем со стопроцентной гарантией. Потому весьма и весьма редко, но может случайно где-то накопиться этот газ, ведь он без запаха и цвета.

Зная, на что способен человек и как ловок Случай, дай только ему повод, на шахте делается все возможное, чтобы избежать их нежелательной встречи, результатом которой может стать непоправимая беда. Даже тому, кто в нарушение всех норм, сломя голову, торопится на встречу с его величеством Случаем, поставлены, кажется, более чем надежные преграды и будь все шахтеры чуть дисциплинированней, чуть культурней и менее бесшабашнее, может быть, и не пришлось писать этой главы. Справедливости ради надо сказать, что возникают как стихийные бедствия, так и непредвиденные ситуации. Однако современные знания о возможных подземных авариях столь велики и обширны, что вероятность таких бед, если все будут скрупулезно придерживаться правил безопасности, наверное, не превысит вероятности для дисциплинированного пешехода попасть под машину.

Безусловно, у природы еще остались в запасе не познанные шахтерами секреты. Они-то и могут при определенных обстоя-

 

тельствах стать теми случайностями, которые в совокупности с другими вызывают порой непоправимые удары. Но даже в раз* гадывании секретов у шахтеров за многие годы выработались такое обостренное чутье на опасность, такие тонкие приемы осторожного прощупывания, что, даже и появись эта неизвестная Случайность, она не сможет натворить больших бед. Вот почему автор осмелился сравнить возможную вероятность травмирования шахтера от непредсказанных событий с таким сверхредчайшим событием, как прямое попадание молнии в человека.

Обеспечение безопасности шахтеров - целая наука, которая, говоря без преувеличения, смогла решить многие сложнейшие вопросы и свести до минимума риск для тех, кто под землей, но не до нуля. Откровенно говоря, пока вероятность травмирования в шахте много больше, чем вероятность попасть в аварию на дороге. И то превышение, а оно значительное, примерно на порядок, будет тем дольше существовать, чем больше времени потребуется шахтерам для достижения высочайшего уровня профессионализма, который предполагает не только высокое профессиональное мастерство, но и высокий уровень культуры и дисциплины труда.

Следовательно, если помножить высокий уровень профессионализма на созданную систему безопасности, то можно ре£ко повысить безопасность труда шахтеров и добиться того, что вероятность травмирования под землей будет не больше (если не меньше!),чем на переходе через улицу.

Думаю, что даже краткое знакомство с системой безопасности шахтеров позволит читателю убедиться в справедливости сказанного. Вот эти штрихи.

Тысячи кубометров воздуха непрерывно устремляются по стволу в подземные выработки и не дают возможности накопиться там опасной концентрации метана, способной воспламениться от искры. Сотни автоматических устройств следят за составом рудничной атмосферы в самых разных местах шахты, отключают энергию на участке, где все же почему-либо метана стало чуть больше нормы, и тут же об этом сообщают диспетчеру.

Кроме того, в помощь шахтеру переносные легкие анализаторы метана, которые позволяют ему самому контролировать состав рудничной атмосферы непосредственно на его рабочем месте. Увлекся работой проходчик и забыл посмотреть на стрелку прибора анализатора - сколько в забое, не беда, если его станет чуть больше нормы, звуковой сигнал напомнит -опасно!

Автоматические аппараты контррлируют температуру узлов машин, способных стать источником пожара, и при малейшем превышении допустимого предела останавливают работу и посылают сигнал диспетчеру.

Специальная аппаратура все время контролирует атмосферу в

выработках, и, чуть появится запах дыма, ’’забьет тревогу” и тоже сообщит диспетчеру.

Безопасность шахтеров оберегают многие другие автоматические устройства.

Более того, вся электрическая аппаратура, которая используется под землей, имеет надежную блокировку. Она не допускает ведения работ под напряжением и тем исключает возможность возникновения случайной электрической искры, способной воспламенить метан.

А сколько хитроумных блокировок и разных предупредительных сигналов придумали конструкторы горных машин, чтобы уберечь шахтера.Там, где шла речь о работе комбайнов или конвейеров, сказано об этом.

Помимо всего, у каждого шахтера есть самоспасатель, чтобы в редком случае пожара выйти из задымленного участка на свежую, чистую струю.

А вообще его величество Случай многолик и далеко не всегда грозен и опасен.

Он может явиться в образе забавного происшествия, каких немало бывает под землей, рассмешит, развеселит шахтеров и умчится, чудаковатый, как будто его и не бывало. Благо сами шахтеры большие любители всяческих розыгрышей и уж не пропустят удачной игры со Случаем. То, в казалось бы безвыходном положении, он неожиданно протянет шахтеру свою спасательную руку и, вопреки всем ударам судьбы, останется только жуть воспоминаний о том, чтоб было бы, не будь этого счастливого Случая.

Бывает, Случай неожиданно щедро бросит чуть ли не целую связку ключей от еще неразгаданных тайн и разом разрешит долгие, мучительные искания. Разумеется, лик его теперь не столь загадочен, как когда-то, и сверхъестественного в его поведении почти ничего не осталось. Потому скрытно нанести шахтеру свой удар ему удается крайне редко. Можно спокойно доработать до пенсии и не встретиться с ним лоб в лоб на узкой тропе и уж тем более не испытать чувства человека, чудом вернувшегося из преисподней.

Однако на шахте все же, что скрывать, создаются опаснейшие ситуации, когда только безошибочные действия людей уменьшают размер неожиданно навалившегося несчастья, а иногда вопреки всему предотвращают его. В этот момент обнаруживается еще одна общая черта авиаторов и шахтеров -умение мгновенно собрать все свои духовные и физические силы и, проявляя необычайное самообладание, быстроту и ясность мышления, действовать. Действовать четко, безошибочно. В шахтерской памяти немало тому примеров.

Вызывает особое восхищение и, можно сознаться, добрую зависть непоказная, негромкая смелость шахтеров в минуты встречи с опасностью. В их решимости нет и тени бахвальства и бравады. А собственно перед кем выказываться? Есть в ней,

наверное, определенная подсознательно и точно взвешенная расчетливость. Бывалые солдаты знают, что чем ближе к противнику, тем меньше вероятность попасть под его артобстрел. В шахте тоже нужно не убегать от опасности, а, взвешивая, каждый шаг и каждое действие, двинуться на нее. Конечно, если ситуация сложится так, что одним шахтерам не справиться с бедой, надо, опять-таки без панической поспешности, выйти в безопасное место. Кстати, если бы вам, читатель, представилась фантастическая возможность наблюдать за действием горняков в сложной ситуации (поверьте опыту и знаниям автора), вы бы не увидели бегущих в страхе людей. Настоящий характер внутренне всегда готов к встрече с непредвиденным. Бывает, и побежит кто-либо, но это - не шахтер, это - спустившийся в шахту.

Этот рассказ начат, казалось бы, с необычного сравнения, но у авиаторов и шахтеров есть еще одна примета их духовного единства - память на Случай. Это не просто воспоминания о близком или далеком прошлом или сказ о том, что однажды произошло по воле Случая, а воистину потом, а то и кровью оплаченный опыт, который не получить в лаборатории или в цехе, а нужно обязательно сохранить и передать другим. Поэтому-то в их характере и поведении так много воспитано памятью.

Шахтеры, как и авиаторы, научились из разрозненных крупиц опыта многих строить очень точные теории и заранее предсказывать, что можно ожидать от коварного или доброго Случая. Даже когда фактов совсем капля, они умеют недостающие кирпичи в здании их теории заменить тем, что хранит их память.

В этой небольшой книжке тоже немало от опыта и памяти шахтерской.

Автор хочет верить, что если ты, читатель, думаешь о нелегкой, но очень мужской профессии шахтера, страницы этой книги не только позволят тебе впервые ’’побывать” под землей, но и передадут кое-что из накопленной шахтерами житейской мудрости, а их волевой, но сдержанный в своих проявлениях характер в чем-то станет и твоим, как и призыв: ’’Осторожно, человек!”

Особый волевой характер шахтеров проявился в дни известной июльской забастовки 1989 г. Недовольные медленными темпами перестройки и тем, что угольные шахты и разрезы были лишены самостоятельности, а также недостатками з социальной сфере, шахтеры города Междуреченска решили бастовать. Их сразу поддержали шахтеры всего Кузбасса, а затем и других угольных бассейнов страны. И вот на центральные площади шахтерских городов страны вышли тысячи людей в спецовках. Вышли организованно с четкими требованиями и высоким уровнем дисциплины во всем.

Вышли не все. Многие шахтеры продолжили регулярно под

наблюдением стачкома выходить на работу с тем, чтобы обеспечить поддержание жизнедеятельности шахты. Они откачивали воду, проветривали забои, ремонтировали крепление, подавали энергию, следили за безопасностью.

Чтобы обеспечить нужный порядок, по решению стачкома были закрыты и опечатаны все винные магазины и отделы. Рассказывают, когда в Междуреченск приехала группа людей из другого города (не скажем из какого) и привезла ящик водки, то бастовавшие их прилюдно разбили. Не солоно хлебавши уехали из Кузбасса и других бассейнов страны представители некоторых явно реакционных неформальных объединений, желавших толкнуть шахтеров на провокационные действия. Шахтеры единодушно отвергли их лозунги и притязания.

Стойкости, организованности и дисциплине шахтеров в дни июльской забастовки можно удивляться, но всем стало ясно, что шахтеры - огромная сила, способная даже идти на крайнюю меру - забастовку, чтобы поддержать перестройку и двинуть ее энергию вперед. Всем стало ясно - у перестройки есть крепкий, мощный защитник.

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15