ШАХТНАЯ ВЫСОТА

  Главная       Учебники - Горное дело      Многоликий мир шахты (Гимельшейн Л.Я.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15 

 

 

ШАХТНАЯ ВЫСОТА


В нашей необычной экскурсии мы можем побывать и на высоте, ведь шахты - это не только стволы, уходящие в глубь земли, и бесчисленные выработки, пробитые сквозь ее твердь,

но и громады взметнувшихся в небо копров, силуэты которых хорошо видны отовсюду в горняцких городах.

Словно близнецы-братья стоят, широко расставив стальные ноги, металлические шахтные копры. Над строгим квадратным каркасом, обшитым стальными листами, площадка. На ней в постоянном вращении исполинские колеса-шкивы. Выше - переплетение балок монтажной фермы, а еще выше - облака.

Высота - она для немногих. Отсчитаешь не одну сотню ступенек лестницы, круто уходящей вверх, остановишься отдышаться на слегка раскачивающейся площадке, возьмешься руками за тонкие поручни ограждения, и поплывет взор по неоглядным, чуть всхолмленным далям полей, по березовым колкам, через замысловатые изгибы реки к далеким отрогам гор, слегка затянутых дымкой, что неровной грядой выступают у самого горизонта. К ним бегут облачные тени, а вслед за ними волшебный художник красит землю. Вот он провел кистью, и засеребрилась только что темневшая гладь реки, ожил ее крутой берег и заблестели золотисто-желтые поля пшеницы. Еще мазок - и зазеленели луга, и даже серая зябь засветилась.

Стоит перейти на противоположную сторону площадки - и перед тобой город. Знакомые, сотни рез пройденные улицы с этой высоты приобретают неожиданную неповторимость форм и красок: в густой темени тополей светлые шиферные крыши, зеленые озера скверов и пепельные ленты дорог, россыпь красных, белых, черных пятен индивидуальных домов. И сквозь все, словно река, петляет железная дорога с игрушечным электровозом.

Но копер - не видовая площадка. Здесь работают! И вся живописность окружающего доступна только в редкие минуты перерывов.

Работают здесь те немногие шахтеры, для которых привычен и пронизывающий ветер высоты, и постоянный ливень стволов, для кого обязательно соединение рассудительной отваги с необходимостью все делать наверняка, без каких-либо ’’авось”. Работают здесь слесари подъема.

Главная забота тех, кто на высоте, - копровые шкивы. Фантастических размеров, с внушительной толщиной ободов и спиц, бегут друг другу навстречу два колеса. Их действительная величина кажется много большей тем, кто рядом с ними и кому приходится опасливо сторониться крутящихся гигантов. Их вращают подъемные канаты, которые, стрелой взлетев со здания подъемной машины на эту высоту и обогнув шкив, ринулись в ствол. Вернее, один канат уходит все глубже в ствол, а другой - стремится вверх, поднимая клеть. Вдруг колеса остановились. Закончился цикл подъема. Минута отдыха, и вновь резко замелькали спицы, но уже в противоположную сторону.

Шахтер, идя на смену, всегда высматривает в вышине эти

луноподобные круги, и если они вращаются, он спокоен - в шахте все в порядке.

Чтобы не останавливался бег копровых шкивов, нужно регулярно проверять, как смазываются их мощные подшипники, в каком состоянии футеровка да и вообще каково ’’самочувствие” этих вечных тружеников. Вот и взбираются каждодневно на высоту слесари.

На шахте обычно два копра. Тот, что выше, скиповой, а другой - клетевой. Стоят они почти рядом, как два брата -старший и младший.

В последние годы на новых или реконструированных старых шахтах не увидишь привычных контуров с мелькающими спицами колес на их макушке. Вместо них ввысь устремились бетонные исполины - башенные копры. На вершине такого почти стометрового монолитного колосса - здание, отчего кажется,что это -не копер, а какой-то циклопических размеров гриб.

Если тебе, читатель, когда-либо придется побывать в Донецке, столице старейшего угольного бассейна, то попробуй подняться на девятый этаж гостиницы "Украинка”, что в самом центре города на ул. Артема. Оттуда, с высоты тебе откроется незабываемая панорама миллионного города с его шахтами, местоположение которых ты точно определишь по башенным копрам. Есть и терриконы, но не они сейчас главная примета, а гигантские бетонные башни - копры. В здании, что на вершине башенного копра, - подъемная машина. С ее относительно небольших барабанов прямо в ствол устремляется целая шеренга канатов.

Прямые родственники башенных подъемных установок - лифты высотных зданий. Их главная схожесть - многоканатность. Клеть или скип в башенных копрах подвешены на четырех, а то и шести канатах, собственно так, как и кабина лифта. Отсюда - высочайшая надежность и безопасность такого подъема. Одновременный обрыв всех канатов - событие в высшей степени маловероятное. Это не только логическое умозаключение, но и точно проверенный факт. Первые многоканатные подъемные машины на башенных копрах появились в 1938 г. Теперь их у нас в стране и за рубежом работают сотни, но ни одного случая падения скипа или клети по причине одновременного обрыва всех канатов не было. Кстати, на многоканатных подъемах не используют парашютных устройств, знакомых нам по одноканатным подъемам. Зачем они?

Помимо абсолютной безопасности многоканатные подъемы с башенными копрами хороши и тем, что здесь работают относительно небольшие подъемные машины. Суть в том, что когда вместо одного каната используют* четыре или шесть, каждый из них может быть существенно меньшим по диаметру, а чем тоньше канат, тем меньше диаметр барабана, и, значит, вся машина в целом.

 

С земли в здание подъемной машины ходит лифт. Это не старый копер, где в любую погоду - в снег и дождь - надо каждую смену считать и считать ступени стальной лестницы, крепко держась за круглые, холодные перила, чтобы не поскользнуться. Зайдешь в уютную кабину, нажал кнопку - и через минуту ты рядом с машиной. Она и в самом деле невелика в сравнении с той, что вращает шкивы на обычных копрах. Но зато все здесь компактнее, на всем печать совершенства и даже некоторого своеобразного изящества. Это впечатление усиливается яркой праздничной окраской узлов машины, двигателей и стен с большими продолговатыми светлыми окнами. К ним можно подойти, приоткрыть форточку и с высоты птичьего полета полюбоваться широкой панорамой. И хотя в век гражданской авиации трудно’ кого-либо поразить видами, которые открываются с высоты, уверен, не просто будет оторваться от окна и расстаться с каким-то необыкновенным чувством полета.

Но ... вернемся к машине. Ее изящество не только в законченности форм, но и в безупречности системы управления. Здесь все вершат, за всем следят и всем управляют автоматы. Специалисты и те порой не могут сдержать восхищения перед всемогуществом автоматических устройств, однако за пультом управления - машинист. Правда, он не двигает рукоятками, а лишь внимательно следит за показателями множества разных приборов. Сейчас он просто контролер. Вообще-то в стране есть немало подъемных машин, закрытых на замок, но это -небольшие машины, а столь ответственный и сложный объект поручать только одной автоматике пока боязно - с человеком надежнее.

Вдруг барабаны замедлили вращение, уменьшился гул двигателя, а значит, тяжелый скип, быстро скользивший по проводникам, резко сбавил скорость и плавно опустился на загрузочное устройство, что в самом низу ствола. Конусообразный лоток ударился о стальной край скипа, и уголь стал быстро заполнять этот вместительный продолговатый стальной короб. Прошли считанные секунды, и датчик зафиксировал -контрольный вес* есть. Стоп загрузка! Тут же сигнал о весе скипа ушел в систему управления, что в здании подъемной машины. Одновременно аппаратура автоматики проверит, достаточно ли свободной емкости в верхнем бункере, чтобы принять груз нижнего скипа, разгрузился ли тот скип, что сейчас вверху, а также каково состояние всех узлов машины и электрооборудования. Все в норме. Команда подана, включается двигатель подъемной машины, и она по заданной программе в автоматическом режиме повезет скипы: медленно снимет один скип с загрузки, одновременно - другой с разгрузки, потом быстро разгонит их до максимальной скорости и понесет один вверх, а другой - вниз. Затем, когда датчик зафиксирует проход контрольного места, начнет энергично замедлять полет многотонного скипа и улавно подведет его к разгрузке. Открыт

люк, и с шумом ринулась в бункер очередная порция добычи -тонн десять, а то и больше. Скипы бывают разные. В это время пустой скип дошел до загрузки и подставил свое огромное чрево под поток угля. Цикл завершился!

Весь период подъема многочисленные датчики контролируют точность выполнения программы. Система управления в каждый момент знает: какова скорость скипов и где они находятся, насколько загружен двигатель; не проскальзывает ли канат по барабанам и все ли они равномерно нагружены; как чувствуют себя элементы автоматики и электроснабжения; исправна ли тормозная система; хорошо ли смазываются подшипники и редуктор и многое^ многое другое.

Как только появится какое-либо большое или малое, важное или незначительное нарушение в работе или отклонение от заданной программы, аппаратура автоматики тут же включится в работу и устранит эти нарушения. Ну, а если по каким-либо причинам восстановить нормальный режим автоматика не сможет, мгновенно будет снято напряжение с двигателя, а аварийным тормозом остановлена машина и тут же подан сигнал машинисту-контролеру и диспетчеру. Еще несколько минут - и дежурный электрослесарь у машины.

Современные подъемные машины оборудованы автоматическим диагностическим устройством, поэтому все нарушения сразу фиксируются запоминающим блоком этого устройства и передаются на пульт индикации. Электрослесарь подъема по характеру сигнализации или подсвеченной записи транспаранта (есть разные принципы индикации) определяет, какой узел отказал, и приступает к устранению неисправности. Безусловно, построить диагностическое устройство, которое выделяло бы каждый отказавший, даже самый мелкий и незначительный элемент, весьма сложно и практически неоправданно. Само такое устройство по числу элементов приблизится к контролируемой им схеме управления, поэтому обычно диагностическое устройство определяет не каждый отказавший элемент, а узел или блок. Задача электрослесаря - точно и безошибочно найти конкретную отказавшую деталь в том блоке, на который указало диагностическое устройство. Мы уже говорили о квалификации электрослесарей подъема, так что процесс поиска и устранение неисправностей они ведут быстро, тем более что им помогает машинист.

Поломка устранена, и вновь загудел двигатель подъема, и ’’челноком” полетели скипы. В шахте же процесс добычи не прекращался. Бункер, из которого загружается скип, вмещает несколько сот тонн угля, а подъем работает с такой интенсивностью, что в этом бункере всегда есть свободная емкость, заполнять которую можно в моменты простоя подъема. Вообще-то остановки подъема из-за отказов весьма редки и, как правило, не нарушают ритма работы шахты.

Высота! Зачем шахте нужны эти колоссальные башни и копры?

Посудите сами. Современный скип, как уже говорилось, - это два-три этажа, а вместе с прицепным устройством все четыре. Его разгрузка идет через дно, потому поднять его надо над бункером, который обычно сооружают высоко над землей с тем, чтобы уголь, который из него выпускают на разделение по крупности и обогащению, двигался сверху вниз. Значит, уже нужна высота как минимум 16-20-этажного здания. Кроме того, под зданием машины размещены специальные отклоняющие шкивы, чтобы направить канаты точно в ствол, - опять высота, да и между скипом и полом здания нужна резервная высота на тот редчайший, но очень опасный случай, когда почему-то скип проскочит место разгрузки, и машину придется останавливать аварийным тормозом. Вот и набираются десятки метров, и плывут над крышами домов, словно стартовые фермы космических ракет, копры.

С копра комбинат шахты, где мы недавно облачились в шахтерский ’’спец”, кажется небольшим зданием. Совсем недавно назначение комбината точно соответствовало его названию -административно-бытовой. Теперь это не так. Сейчас там -пульт управления шахтой. Все больше и больше это здание становится центром, который контролирует и регулирует ’’жизнь” всего сложнейшего процесса угледобычи. Без знакомства с пультом управления наш рассказ о современной шахте, безусловно, будет неполным, а посему поспешим в диспетчерскую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15