Подготовка к эксплуатации и техническое обслуживание станций
управления
Перед спуском в шахту станцию управления
проверяют на легкость снятия и постановки на место съемных частей
штепсельных разъемов. Затем подключают к станции кнопки и пульт
управления, закрывают крышки, на ввод подают напряжение сети, включают
блокировочный разъединитель. При этом должна загореться лампа подсветки
шкалы приборов, а вольтметр должен показывать напряжение сети. При
исправной цепи аварийного отключения загорается лампа, указывающая на
возможность включения в работу нулевого расцепителя аварийного
выключателя. Нажав на кнопку форсированного включения катушки нулевого
расцепителя, включают автоматический выключатель (рукоятку ставят в
положение Включено), Загоревшаяся при этом лампа сигнализирует о
включении автоматического выключателя. Нажимая кнопку Аварийный стоп,
осуществляют дистанционное отключение аварийного выключателя. В этом
случае должны погаснуть указанные сигнальные лампы.
Включив вновь выключатель, рукоятки универсальных переключателей
устанавливают в нулевое положение и нажатием на пусковые кнопки
производят поочередное включение, а кнопками Стоп — отключение
контакторов всех фидеров. Поворотом рукоятки универсального
переключателя соответствующего фидера осуществляют проверку состояния
блокировочных реле утечки. При исправном БРУ загорается лампа с белым
светофильтром.
При спуске станции в шахту ее устанавливают в клети в горизонтальном
положении. При этом выемные блоки рекомендуется снимать и доставлять в
шахту отдельно.
Место установки станции выбирают в зависимости от конкретных условии в
выработке. Как правило, станция входит в состав энергопоезда комплекса.
Угол наклона корпуса станции от рабочего горизонтального положения не
должен превышать 15°. Зазор между станцией и выработкой, обеспечивающий
удобство эксплуатации станции и безопасные условия для прохода людей,
должен составить не менее 1200 мм со стороны быстрооткрываемых крышек и
не менее 500 мм с противоположной стороны.
Перед включением станции в работу необходимо произвести внешний ее
осмотр, проверить тщательность затяжки болтовых соединений, проверить
мегаомметром состояние изоляции силовых цепей, которое должно быть не
менее 20 МОм (в процессе эксплуатации — не менее 0,5 МОм), установить
уставку максимальной токовой защиты на каждом фидере, проверить наличие
и действие механических блокировок, величину взрывозащитных зазоров.
После окончания монтажа станции проверяют правильность функционирования
схемы и соответствие направления вращения двигателей.
При эксплуатации станции проводят ежесменное, ежесуточное и еженедельное
техническое обслуживание. Ежесменное обслуживание проводит дежурный
электрослесарь в начале каждой смены. При этом обращается внимание на
наличие крепежных болтов, заглушек, табличек, исправность заземления,
целостность смотровых окон, отсутствие ненормального гула
трансформаторов внутри станции, исправность сигнальных ламп, надежность
крепления кабелей в штепсельных соединителях и глухих вводах.
В начале каждой смены проверяют возможность отключения станции кнопкой
Аварийный стоп, работоспособность блокировочных реле утечки БРУ. При
ежесуточном обслуживании кроме работ, выполняемых при ежесменном
обслуживании, проверяют наличие и исправность механических блокировок,
качество затяжки крепежных болтов, правильность функционирования
электрической схемы, а также проводят (при необходимости) ремонтные
работы по замечаниям обслуживающего персонала.
Ежеквартальными текущими ремонтами занимается бригада электрослесарей
при полном снятии напряжения со станции.
Возможные неисправности станций управления и методы их устранения
приведены в табл. 24.
24. Возможные неисправности станций управления и методы их устранения
Неисправности и их
признаки
Причины
возникновения
Методы контроля и
устран ния неисправностей
Не включается один
из контакторов
1. Вышла из строя
катушка контактора
1. Заменить катушку
2. Потерян контакт
в переключателе цепи дистанционного управления фидера или
рукоятка переключателя на быстрооткрывающейся крышке отсека не
установлена в рабочее положение
2. Зачистить
контакты переключателя, установить рукоятку переключателя в
положение Работа
3. Неисправность
блока управления
3. Заменить блок
управления
Не взводится
аварийный выключатель, не включается ни один из фидеров
станции
1. Вышла из строя
нулевая катушка аварийного выключателя или произошел обрыв в
цепи ее питания
1. Заменить катушку
и проверить четкость отключения автомата при нажатии кнопки
аварийного отключения на пульте управления
2. Вышел из строя
трансформатор управления, питающий катушку нулевого
расцепителя
2. Проверить
трансформатор и при необходимости заменить
3. Сработала
максимальная токовая защита какого-либо из фидеров, не
взводится аварийный выключатель
3. По загоревшейся
красной сигнальной лампе определить фидер, где произошло к. з.;
отыскать и устранить причину к. з.; взвести сработавшую
максимальную токовую защиту