В пускателе ПВ-1140-250 (рис. 37) ручной
разъединитель Q размещен в отдельном взрывонепроницаемом отделении. В
этом же отделении размещены трансформаторы тока блока максимальной
токовой защиты (А2). С помощью разъединителя можно отключить пускатель,
заблокировать его включение, осуществить реверсирование управляемой
машиной, а также
и отличие от пускателей серий ПВИ и ПМВИ закоротить выводные зажимы
разъединителя между собой на землю. В пускателе применен контактор К1.8,
катушка К1.1 которого питается выпрямленным напряжением от
выпрямительного моста V7 Последний подключен к вторичной обмотке
трансформатора Тр1 напряжением 380 В.
В цепь питания катушки К 1.1 включен замыкающий контакт К3.1 блока
управления (А4), размыкающий контакт К2.2 блока максимальной токовой
защиты (А2). Включение и выключение контактора осуществляется блоком
А4 путем воздействия на кнопки Пуск и Стоп вынесенного пульта. Ток в
катушке К 1.1 ограничен резисторами R10—R12, которые на время включения
контактора шунтируются контактами реле КЗ.
В пускателях серии ПВ применен специальный блок
контроля цепи заземления Б КЗ (А1) с блоком питания (АЗ),
предназначенный для контроля сопротивления цепи заземления по
обособленной схеме, электрически не связанной с цепями управления, что
значительно повышает точность контроля цепи заземления и
работоспособность схемы управления.
Рис. 38. Принципиальные электрические схемы:
а — блока управления пускателями ПВ-1140; 6 — блоков питания (АЗ) и
контроля цепей заземления БКЗ (А1).
Блок управления А4 питается от трансформатора Тр1, В блоке А4 собраны
схемы двух устройств: дистанционного управления и БРУ (рис. 38, а).
Устройство дистанционного управления такое же, как и в магнитных
пускателях серий ПВИ и ПМВИ-ОЗМ.
Контроль сопротивления заземляющей цепи осуществляется мостовой схемой
(рис. 38, б), три плеча которой состоят из резисторов Rl (R3, R11) R7, а
четвертое представляет собой петлю из заземляющей и контрольно жил
кабеля, присоединяемых соответственно к зажимам 0 а 3 пускателя. В конце
линии управления устанавливается диод V. Изменение полярности диода V
недопустимо, так как при этом реле К1 отключится и заблокирует контактом
KL1 цепь управления пускателем. К диагонали измерительного
моста присоединен вход усилителя на транзисторах
V8—V10 и тиристоре VII Этот усилитель в нормальном режиме включает реле
К1. В случае увеличения сопротивления контролируемой цепи выше 50 Ом и
разбалансировке измерительного моста реле KI отключается и контактом
K1.1 размыкает цепь управления пускателем, а также включает сигнальную
лампу Н2 с красным светофильтром (на схеме не показана).
Источник пита пня искробезопасных цепей (блок АЗ)
состоит из ферро-резонансного стабилизатора напряжения, собранного на
трансформаторе Тр1 и конденсаторе С1, и стабилитронов VI—V6, срезающих
броски напряжения при переходных процессах. Для блокирования пускателя в
случае замыкания жил контрольной цепи или при их обрыве в блоке Б КЗ
введена дополнительная цепь, состоящая из диодов V2 и V3, резисторов R2
и R6 и конденсаторов С1 и С2. Постоянные времени заряда и перезаряда
конденсаторов С1, С2 выбираются такими, чтобы в режимах замыкания жил
контролируемой цепи или пробоя диода конденсаторы, зарядившись в
нерабочий полу-период полярностью, при которой транзистор V8 заперт, не
изменяли бы знака заряда в рабочий полупериод. При этом реле К1
отключается. Для предотвращения ложных срабатываний блока Б КЗ при
пусках мощных двигателей введен каскад на транзисторе V10. В нормальном
режиме транзисторы V8 и V9 открыты, а конденсатор СЗ заряжен. Поэтому
открыты также транзисторы V10 и VII. Если транзисторы V8, V9 во время
переходного процесса заперты, конденсатор СЗ будет разряжаться через
резистор R9 и вход транзистора VJ0, удерживая его в открытом состоянии
на время пуска двигателя.
Для проверки схемы управления в пускателях ПВ-1140-250 необходимо (рис.
37) отключить разъединитель, открыть быстрооткрываемую крышку, снять
перемычку с зажимов 38, 40 и переставить на зажимы 12, 54. После этого
закрыть крышку, включить разъединитель и повернуть флажок в положение
Схема. При исправной схеме управления катушки контактора и цепи ее
питания загорается лампа НЗ с белым светофильтром. После проверки
перемычку следует снова установить на зажимы 38, 40.
Для проверки блока БРУ необходимо повернуть и удерживать флажок в
положение БРУ При исправных блоках БРУ загорится лампа Н5 с красным
светофильтром. После возврата флажка в исходное положение остаются
включенными лампы с зеленым светофильтром, так как реле, срабатывающие
на предупредительной уставке БРУ, остаются включенными. Для их
выключения флажок необходимо кратковременно перевести в положение Схема
и вернуть его в среднее положение. В схему управления контакторами
входит реле форсировки. Неправильная регулировка этого реле может
привести к нечеткой работе контактора.
Пускатели с блоками тепловой защиты ПВИ-25БТ, ПВИ-бЗБТ, ПВИ-125БТ
унифицированы конструктивно (рис. 39) и отличаются от пускателей серии
ПВИ-Б схемными решениями и более совершенной блочной конструкцией.
Рис. 39. Пускатели ПВИ-25БТ, ПВИ-63БТ и ПВИ-125БТ:
II — отделение выводов; III, IV—отделения разъединителя и контактора; I
— быстрооткрываемая крышка; 2 — силовой кабельный ввод; 3 — отверстие
для пломбирования привода замка быстрооткрываемой крышки; 4 —
трансформатор тока; 5 — разъединитель; 6 — контакторный блок; 7 —
проходные зажимы; 8, 9 — крышки сетевого отделения и отделения выводов;
10, И, 12 — толкатели кнопок Стоп, Проверка схемы и Проверка БРУ; 13 —
фиксатор ограничителя; 14 — пломба на фиксаторе разъединителя.
Питание катушки контактора К1.1 (рис. 40) осуществляется переменным
током непосредственно от сети посредством замыкающего контакта К2.2
промежуточного реле К2. Последовательно с катушкой и замыкающим
контактом включена цепь проверки, состоящая из резисторов R1 и R2 и
неоновой лампы НЗ и зашунтированная перемычкой XI.1. Включение цепи
катушки контактора под напряжение происходит следующим образом. После
подачи напряжения на пускатель оператор нажатием кнопки Пуск кнопочного
поста управления включает блок А4, который, в свою очередь, включает
промежуточное реле К2. Замыкающий контакт К2.2 подключает катушку
контактора К1.1 к сети. Перемычка XI.1 в положении Работа замкнута, в
положении Проверка разомкнута. При включении блока А4 и промежуточного
реле К2 в цепи катушки контактора течет ток, ограниченный резисторами R1
и R2. Ток вызывает свечение лампы Н3, что свидетельствует об исправности
цепи катушки контактора.
Рис. 40. Принципиальная электрическая схема
пускателей ПВИ-25БТ, ПВИ-63БТ и ПВИ-125БТ:
1 — сетевое отделение; II, III — отделения разъединителя и контактора;
IV, V — камеры контрольных и силовых выводов моторного отделения.