4.4. КОНТРОЛЬ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МАШИН В
ШАХТЕ
В соответствии с требованиями § 451 и § 457 Правил безопасности
предусматривается необходимость заземления корпусов передвижных машин с
помощью соединения их с общей сетыо заземления при помощи заземляющих
жил кабелей. Автоматический контроль заземления (§ 443 и § 457)
выполняется схемой управления путем использования в ее цепи заземляющей
жилы. Предъявляемые требования продиктованы необходимостью обеспечения
схемой управления совместно с реле утечки защиты от поражения
электрическим током и возникновения опасного искрения при
соприкосновении (контакте) между собой корпусов машин и
электрооборудования в случае однофазной утечки тока из силовых цепей.
Функций автоматического контроля заземления выполняются аппаратурой
управления типов АУЗМ, ЦПУ и УМК для машин выемочного комплекса,
эксплуатируемых на пластах полого и наклонного падения, магнитными
пускателями (станциями управления) для проходческих машин и выемочных
комбайнов, работающих на пластах крутого падения, аппаратурой управления
и автоматизации типа АР УС для струговых установок.
Длительная эксплуатация схем управления,
соединенных с сетью заземления, показала, что они подвержены воздействию
помех от сторонних источников энергии, в частности, от тяговой
(контактной) сети электровозной откатки. Также установлено, что
выполнение схемой функции автоматического контроля заземления находится
в противоречии с надежностью управления машинами. Так, уменьшение
предела контролируемого сопротивления заземляющей цепи приводит к
снижению работоспособности схем управления, а в отдельных случаях и к их
отказам. В связи с этим осуществление защитного заземления следует
рассматривать с учетом обеспечения безопасности и надежности управления.
Как известно, заземление корпусов передвижных машин осуществляется по
цепям, в качестве которых используются заземляющие жилы а и б гибких
силовых кабелей (рис. 12), рештачный став конвейера в и другое
оборудование, размещенное в забое и штреке, вмещающие породы г и д
выработок. Заземление также выполняется по вспомогательным жилам схем
управления, электрически соединенных с заземляющей жилой через приемный
узел (его входное сопротивление не превышает 36 Ом) и полупроводниковый
диод (рис. 4).
Линейное сопротивление между корпусами выемочного комбайна и
электропривода конвейера, по данным исследований МакНИИ, не превышает 27
Ом, а наибольшая плотность соответствует интервалу сопротивлений от 6 до
18 Ом. Эти результаты подтверждают правомерность осуществления согласно
Правилам безопасности заземления конвейера путем присоединения
заземляющей жилы только к корпусу его электропривода, а также
характеризует тот факт, что между корпусами выемочного комбайна и
электропривода конвейера имеется падежное металлическое соединение с
помощью рештачного става. Поэтому конвейер является надежным
заземлителем для комбайна, перемещающегося по его раме, и эти машины с
точки зрения заземления можно рассматривать как единый агрегат,
подключенный к сети заземления с помощью трех, а в отдельных случаях и
четырех (при наличии двух двигателей на комбайне) заземляющих жил разных
кабелей.
Последнее подтверждает обоснованность введенного в Правила безопасности
(1986 г.) требования, согласно которому допускается не предусматривать
автоматический контроль заземления для передвижных машин и забойных
конвейеров, имеющих два и более привода, заземление двигателей которых
осуществляется не менее чем двумя заземляющими жилами разных силовых
кабелей.
Сопротивление растеканию пород почвы горных выработок находится в
интервале от 60 до 150 Ом. Результаты исследований свидетельствуют о
том, что с учетом повышенной влажности и наличия примесей в шахтной воде
поверхностный слой пород почвы выработок электрически соединяет забойные
машины и оборудование с местным заземлителем. Измеренная величина
сопротивления растеканию этой цепи не превышает 108 Ом, а наибольшая
плотность соответствует интервалу сопротивлений от 45 до 76,5 Ом. Эти
данные указывают на самозаземление машин, эксплуатируемых в очистном
забое.
Наличие в очистных забоях протяженного оборудования (механизированная
крепь, трубопроводы, скребковый конвейер, канаты лебедок и т. д.)
усиливает эффект естественного заземления. Присоединение заземляющих жил
кабелей комбайна и конвейера, по существу, является дублированием
естественного заземления систем комбайн — конвейер, струг — конвейер,
комбайн — тяговая лебедка и др.
Практические схемы управления с выполнением непрерывного контроля
заземления забойных машин показаны на рис, 4 и 5. Заземляющие жилы
кабелей присоединяются к внутренним заземляющим зажимам кабельных
вводов, предусмотренных в электрооборудовании машин и соответствующей
пусковой аппаратуре.
Непрерывный контроль сопротивления цепи заземления с обеспечением защиты
от потери управления при замыкании проводов осуществляется в том случае,
если пульт управления подключен к машине или соединен с ней беспроводной
линией связи, что характерно для большинства выемочных и проходческих
комбайнов, погрузочных и буровых машин.
Выполнение защиты от потери управления затруднено (рис. 13), если пульт
2 и электропривод 3 забойной машины подключены разными кабелями а
размещены не в одном месте. В этом случае рекомендуется выполнять
контроль цепи заземления с помощью обособленной схемы, электрически не
связанной со схемой управления. Такое техническое решение является
предпочтительным, поскольку обеспечиваются надежный контроль цепи
заземления и помехозащищенность схем управления забойных машин.
Рис. 13. Схема управления с контролем заземления
раздельными цепями:
1 — аппарат управления; 2 — пульт с органами управления; 3 —
электропривод забойной машины; (S2 — блокировочная кнопка Стоп; КТЗ —
контакт тепловой защиты двигателя).
В соответствии с требованием § 451 Правил безопасности заземлению
подлежат металлические части электротехнических устройств, нормально не
находящихся под напряжением, но которые могут оказаться под напряжением
в случае повреждения изоляции, а также трубопроводы, сигнальные тросы,
расположенные в выработках, в которых имеются электрические установки и
проводки.
В шахтах, опасных по газу или пыли, для защиты от накопления
статического электричества заземлению подлежат одиночные металлические
детали вентиляционных труб, изготовленные из электризующихся материалов,
а также металлические воздуховоды. Варианты схем заземления
электротехнических устройств и горношахтного оборудования приведены на
рис. 14—18.
Рис. 15. Схемы присоединения заземляющего
проводника к рельсу: а — пулькой; б — башмаком; в — медной шайбой и
гайкой.
2. Вскрыть пульт,
проверить кнопку, заменить сломанную деталь или кнопку
3. Алгоритм
запуска выполняется при удержании кнопки Пуск в
нажатом состоянии
3. Разрыв в цепи,
шунтирующей зажимы кнопки Пуск
3. Проверить
наличие элементов (резистора, контакта, блок-контакта) в
шунтирующей цепи
Защита от потери
управления
Кратковременно
нажать кнопку Пуск, а затем после включения схемы
нажать на кнопку Стоп
Схема управления
отключается
1. Схема
управления не отключается
1. Замыкание
проводов в цепи управления и неправильно подключен
выпрямительный диод
1а. Устранить
замыкание проводов в кабеле или в вводных устройствах 16. Диод
подключить в конец цепи управления
Кратковременно
нажать на кнопку Пуск
То же
1. Схема
управления не включается
1а. Вышел из строя
диод в цепи управления
1а. Омметром
проверить состояние диода. При пробое диода омметр покажет нуль
сопротивления при разной полярности подключения его к при-
Контроль
сопротивления цепи заземления
Кратковременно
нажать кнопку Пуск и отпустить
После выполнения
алгоритма запуска схема остается включенной
1. Ранее
включенная схема самопроизвольно отключается и повторное
включение , невозможно
бору. В случае
запирания диода омметр покажет бесконечно большое
сопротивление при разной полярности подключения его к прибору.
Неисправный диод нужно заменить. Исправный диод при одной
полярности подключения к омметру покажет нуль сопротивления, при
другой — бесконечно большое сопротивление
16. Замыкание в
цепи управления
16. При замыкании
проводов подсоединенный к цепи управления с
выпрямительным диодом омметр покажет сопротивление в интервале
1—20 Ом при разной полярности подключения прибора к проводам
цепи управления
1в. Обрыв в цепи
управления или увеличение сопротивления этой цепи выше
значения срабатывания приемного реле (более 20 Ом)
1в. Измерить
сопротивление цепи управления, зачистить контакты и подтянуть
крепления в местах электрических соединений. В случае
необходимости заменить кабель
1г. Снижение
сопротивления изоляция между жилами дистанционного управления
ниже 1000 Ом
1г. Измерить
сопротивление изоляции между жилами, в случае необходимости
заменить кабель
1. Увеличение
сопротивления цепи управления свыше 50 Ом (при напряжении
питания 1140 В) или 100 Ом (при напряжении питания 380 и 660 В)
1. Измерить
сопротивление цепи управления, зачистить контакты и подтянуть
крепления в местах электрических соединений. В случае
возможности перейти па резервные жилы или заменить кабель