КОНТРОЛЬ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МАШИН В ШАХТЕ

  Главная       Учебники - Горное дело       Справочник работника энергомеханической службы участка шахты (В. П. Колосюк, Л. А. Муфель, П. К. Кудренко)    

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

4.4. КОНТРОЛЬ ЗАЗЕМЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ МАШИН В ШАХТЕ

В соответствии с требованиями § 451 и § 457 Правил безопасности предусматривается необходимость заземления корпусов передвижных машин с помощью соединения их с общей сетыо заземления при помощи заземляющих жил кабелей. Автоматический контроль заземления (§ 443 и § 457) выполняется схемой управления путем использования в ее цепи заземляющей жилы. Предъявляемые требования продиктованы необходимостью обеспечения схемой управления совместно с реле утечки защиты от поражения электрическим током и возникновения опасного искрения при соприкосновении (контакте) между собой корпусов машин и электрооборудования в случае однофазной утечки тока из силовых цепей.

Функций автоматического контроля заземления выполняются аппаратурой управления типов АУЗМ, ЦПУ и УМК для машин выемочного комплекса, эксплуатируемых на пластах полого и наклонного падения, магнитными пускателями (станциями управления) для проходческих машин и выемочных комбайнов, работающих на пластах крутого падения, аппаратурой управления и автоматизации типа АР УС для струговых установок.

 

Длительная эксплуатация схем управления, соединенных с сетью заземления, показала, что они подвержены воздействию помех от сторонних источников энергии, в частности, от тяговой (контактной) сети электровозной откатки. Также установлено, что выполнение схемой функции автоматического контроля заземления находится в противоречии с надежностью управления машинами. Так, уменьшение предела контролируемого сопротивления заземляющей цепи приводит к снижению работоспособности схем управления, а в отдельных случаях и к их отказам. В связи с этим осуществление защитного заземления следует рассматривать с учетом обеспечения безопасности и надежности управления.

Как известно, заземление корпусов передвижных машин осуществляется по цепям, в качестве которых используются заземляющие жилы а и б гибких силовых кабелей (рис. 12), рештачный став конвейера в и другое оборудование, размещенное в забое и штреке, вмещающие породы г и д выработок. Заземление также выполняется по вспомогательным жилам схем управления, электрически соединенных с заземляющей жилой через приемный узел (его входное сопротивление не превышает 36 Ом) и полупроводниковый диод (рис. 4).

 


Линейное сопротивление между корпусами выемочного комбайна и электропривода конвейера, по данным исследований МакНИИ, не превышает 27 Ом, а наибольшая плотность соответствует интервалу сопротивлений от 6 до 18 Ом. Эти результаты подтверждают правомерность осуществления согласно Правилам безопасности заземления конвейера путем присоединения заземляющей жилы только к корпусу его электропривода, а также характеризует тот факт, что между корпусами выемочного комбайна и электропривода конвейера имеется падежное металлическое соединение с помощью рештачного става. Поэтому конвейер является надежным заземлителем для комбайна, перемещающегося по его раме, и эти машины с точки зрения заземления можно рассматривать как единый агрегат, подключенный к сети заземления с помощью трех, а в отдельных случаях и четырех (при наличии двух двигателей на комбайне) заземляющих жил разных кабелей.

Последнее подтверждает обоснованность введенного в Правила безопасности (1986 г.) требования, согласно которому допускается не предусматривать автоматический контроль заземления для передвижных машин и забойных конвейеров, имеющих два и более привода, заземление двигателей которых осуществляется не менее чем двумя заземляющими жилами разных силовых кабелей.

Сопротивление растеканию пород почвы горных выработок находится в интервале от 60 до 150 Ом. Результаты исследований свидетельствуют о том, что с учетом повышенной влажности и наличия примесей в шахтной воде поверхностный слой пород почвы выработок электрически соединяет забойные машины и оборудование с местным заземлителем. Измеренная величина сопротивления растеканию этой цепи не превышает 108 Ом, а наибольшая плотность соответствует интервалу сопротивлений от 45 до 76,5 Ом. Эти данные указывают на самозаземление машин, эксплуатируемых в очистном забое.

Наличие в очистных забоях протяженного оборудования (механизированная крепь, трубопроводы, скребковый конвейер, канаты лебедок и т. д.) усиливает эффект естественного заземления. Присоединение заземляющих жил кабелей комбайна и конвейера, по существу, является дублированием естественного заземления систем комбайн — конвейер, струг — конвейер, комбайн — тяговая лебедка и др.

Практические схемы управления с выполнением непрерывного контроля заземления забойных машин показаны на рис, 4 и 5. Заземляющие жилы кабелей присоединяются к внутренним заземляющим зажимам кабельных вводов, предусмотренных в электрооборудовании машин и соответствующей пусковой аппаратуре.

Непрерывный контроль сопротивления цепи заземления с обеспечением защиты от потери управления при замыкании проводов осуществляется в том случае, если пульт управления подключен к машине или соединен с ней беспроводной линией связи, что характерно для большинства выемочных и проходческих комбайнов, погрузочных и буровых машин.

Выполнение защиты от потери управления затруднено (рис. 13), если пульт 2 и электропривод 3 забойной машины подключены разными кабелями а размещены не в одном месте. В этом случае рекомендуется выполнять контроль цепи заземления с помощью обособленной схемы, электрически не связанной со схемой управления. Такое техническое решение является предпочтительным, поскольку обеспечиваются надежный контроль цепи заземления и помехозащищенность схем управления забойных машин.

 

 

Рис. 13. Схема управления с контролем заземления раздельными цепями:
1 — аппарат управления; 2 — пульт с органами управления; 3 — электропривод забойной машины; (S2 — блокировочная кнопка Стоп; КТЗ — контакт тепловой защиты двигателя).

 

Рис. 14. Схемы заземления трансформатора (а) и трансформаторной подстанции (б):
1— перемычка; 2 — хомут; 3, 9 — наружные и внутренний заземляющие зажимы; 4 — броня кабеля; 5 — местный заземлитель; 6 — заземляющие проводники; 7 — заземляющая жила гибкого кабеля; 8 — дополнительный заземлитель встроенного реле утечки.

 



В соответствии с требованием § 451 Правил безопасности заземлению подлежат металлические части электротехнических устройств, нормально не находящихся под напряжением, но которые могут оказаться под напряжением в случае повреждения изоляции, а также трубопроводы, сигнальные тросы, расположенные в выработках, в которых имеются электрические установки и проводки.

В шахтах, опасных по газу или пыли, для защиты от накопления статического электричества заземлению подлежат одиночные металлические детали вентиляционных труб, изготовленные из электризующихся материалов, а также металлические воздуховоды. Варианты схем заземления электротехнических устройств и горношахтного оборудования приведены на рис. 14—18.

 

 

Рис. 15. Схемы присоединения заземляющего проводника к рельсу: а — пулькой; б — башмаком; в — медной шайбой и гайкой.

 

 

 

 

 

Рис. 16. Схемы заземления соединительной (а) и ответвительной (тройниковой) (б) муфт:
1 — свинцовая оболочка; 2 — защитный покров; 3 — стальная броня; 4 — перемычки.
 

 

 

Рис. 17. Схемы заземления контрольного кабеля со свинцовой (а) и пластмассовой (б) оболочками:
1 — стальная броня; 2 — хомут; 3 — перемычка; 4 — скоба; 5 — оболочка кабеля; 6 — жилы, используемые для заземления.

 

 

 

Рис. 18. Схемы заземления отдельно устанавливаемых аппаратов при присоединении бронированных (а), гибких (б) и бронированного и гибкого (а) кабелей:
1 — заземляющие проводники; 2 — перемычки; 3 — хомуты; 4, 7 — наружные и внутренние заземляющие зажимы; 5 — броня кабеля; 6 — заземляющие жилы гибких кабелей; 8 — местный заземлитель.

 

 

 

10. Методы проверки выполнения защитных функций схем управления забойными машинами

Вид проверя­емой защиты

Операция, кото­рую нужно выполнить

Состояние защиты

Виды отказов

Методы устранения отказов

Исправное

Неисправное

Нулевая за­щита

Кратковремен-, но нажать кнопку Пуск и отпустить

Алгоритм за­пуска машины выполняется (звучит предуп­редительный сигнал, вклю­чается машина)

1. Звучит предуп­редительный сиг­нал установленной длительности, но машина не вклю­чается

1. Не включен или неис­правен магнитный пуска­тель (фидер станции уп­равления)

1а. Включить разъединитель пускате­ля (станции управления)

16. Проверить исправность магнитного пускателя

2. Алгоритм за­пуска не выполня­ется

2. Неисправна кнопка Пуск

2. Вскрыть пульт, проверить кнопку, заменить сломанную деталь или кнопку

3. Алгоритм за­пуска выполняет­ся при удержании кнопки Пуск в на­жатом состоянии

3. Разрыв в цепи, шун­тирующей зажимы кноп­ки Пуск

3. Проверить наличие элементов (ре­зистора, контакта, блок-контакта) в шунтирующей цепи

Защита от потери уп­равления

Кратковремен­но нажать кноп­ку Пуск, а за­тем после вклю­чения схемы на­жать на кноп­ку Стоп

Схема управле­ния отключа­ется

1. Схема управле­ния не отключа­ется

1. Замыкание проводов в цепи управления и непра­вильно подключен выпря­мительный диод

1а. Устранить замыкание проводов в кабеле или в вводных устройствах 16. Диод подключить в конец цепи управления

Кратковремен­но нажать на кнопку Пуск

То же

1. Схема управле­ния не включается

1а. Вышел из строя диод в цепи управления

1а. Омметром проверить состояние диода. При пробое диода омметр по­кажет нуль сопротивления при разной полярности подключения его к при-

 

Контроль сопротивле­ния цепи за­земления

Кратковремен­но нажать кноп­ку Пуск и от­пустить

После выпол­нения алгорит­ма запуска схе­ма остается включенной

1. Ранее включен­ная схема само­произвольно от­ключается и пов­торное включение , невозможно

 

 

 

 

бору. В случае запирания диода ом­метр покажет бесконечно большое со­противление при разной полярности подключения его к прибору. Неис­правный диод нужно заменить. Ис­правный диод при одной полярности подключения к омметру покажет нуль сопротивления, при другой — беско­нечно большое сопротивление

16. Замыкание в цепи уп­равления

16. При замыкании проводов подсое­диненный к цепи управления с выпря­мительным диодом омметр покажет сопротивление в интервале 1—20 Ом при разной полярности подключения прибора к проводам цепи управления

1в. Обрыв в цепи управ­ления или увеличение со­противления этой цепи выше значения срабаты­вания приемного реле (более 20 Ом)

1в. Измерить сопротивление цепи уп­равления, зачистить контакты и под­тянуть крепления в местах электриче­ских соединений. В случае необходи­мости заменить кабель

1г. Снижение сопротив­ления изоляция между жилами дистанционного управления ниже 1000 Ом

1г. Измерить сопротивление изоляции между жилами, в случае необходи­мости заменить кабель

1. Увеличение сопротивле­ния цепи управления свы­ше 50 Ом (при напряже­нии питания 1140 В) или 100 Ом (при напряжении питания 380 и 660 В)

1. Измерить сопротивление цепи уп­равления, зачистить контакты и под­тянуть крепления в местах электриче­ских соединений. В случае возмож­ности перейти па резервные жилы или заменить кабель

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..