Топливно-смазочные материалы для автомобилей, тракторов и тягачей

  Главная      Учебники - Геология     Справочник механика геологоразведочных работ (Гланц А.А., Алексеев В.В. ) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

§ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Топливно-смазочные материалы для автомобилей, тракторов и тягачей

Характеристики топливно-смазочных материалов приведены в табл. IX. 12 и IX. 13, а рекомендации по смазке основных видов оборудования — в табл. IX. 14.

 

Экономия топлива и масел

 

Экономия топлива и масел, предотвращение их количественных и качественных потерь позволяют повысить техникоэкономические показатели эксплуатации подвижного состава автотранспорта, способствуют длительной и безотказной его работе. Экономия достигается в основном за счет рациональной организации производства заправочно-смазочных работ, поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, а также в результате высокого мастерства вождения машин.

Для предотвращения потерь топлива не следует использовать бензин и дизельное топливо не по назначению (для промывки деталей, мытья рук, бытовых целей), наливать топливо и масло в грязную, неисправную или не имеющую стандартных пробок тару, смешивать различные сорта топлива, масел при хранении или при заправке машин. Топливо и масла следует хранить в исправной чистой таре с герметичными пробками и крышками. На таре и емкостях должны быть нанесены четкие надписи, указывающие сорт и марку топлива и смазочных материалов, для хранения которых они предназначены. Для хранения топлива и масел в полевых условиях используют металлические горизонтальные резервуары (цистерны), стальные бочки и бидоны.

Основные технические данные средств хранения приведены в табл. IX.15—IX.17.

Главный фактор, влияющий на расход топлива, масел и смазок— техническое состояние автомобиля и двигателя. Так, неправильное регулирование тормозов и ступиц колес увеличивает расход топлива на 10—12%, а масел и смазок — на 30—50 %. При уменьшении давления во всех шинах автомобиля на 0,05 МПа расход топлива и масла возрастает на 4,5 %, а при понижении давления воздуха во всех шинах па 0,1 МПа — до 10 %.

Неточность регулирования клапанов приводит к увеличению расхода топлива на 5—8%, а масла — на 15—20%. Особенно большое влияние на расход топлива и масел оказывает неисправность в системе питания. Неисправность экономайзера, при которой дополнительное топливо подается непрерывно, повышает расход на 10—15 %. Рост пропускной способности главного жиклера карбюратора на 10 % против номинальной повышает расход топлива на 5—10 %.

Изменение уровня топлива в поплавковой камере, полное засорение воздушных и топливных жиклеров главной дозирующей системы и системы холостого хода увеличивают расход топлива на 6—7 %.

Неправильное регулирование двигателя при малых частотах вращения на холостом ходу, изменение подачи ускорительного насоса, подсос воздуха во впускном трубопроводе также

значительно влияют на расход топлива. Неисправность топливного насоса высокого давления и насосов-форсунок в дизельном двигателе приводит к увеличению расхода дизельного топлива на 30—40 %.

Неправильная установка зажигания ведет к непроизводительным расходам топлива в пределах 5—10%. При одной неработающей свече зажигания или при нагаре, изменении зазора, несоответствии типа и марки свечи у автомобиля с восьмицилиндровым двигателем расход топлива возрастает на 15— 18%, а с шестицилиндровым двигателем — до 25%, при двух неработающих свечах — соответственно до 40 и 60%.

Чтобы получить максимальную экономию топлива и масел при эксплуатации автомобилей, необходимо следить за исправ-ностью всех узлов, деталей, систем и механизмов их; обеспечить правильное регулирование в точном соответствии с заводскими инструкциями тормозов, подшипников ступиц колес, регулирование схождения передних колес, нормальное давление воздуха в шинах, периодическую и своевременную очистку воздухоочистителя, впускного и выпускного трубопроводов, систему вентиляции картера двигателя, правильное регулирование впускных и выпускных клапанов; полную техническую исправность всех узлов и деталей систем питания, зажигания и смазки; своевременное и качественное проведение технических обслуживании № 1 и № 2, применение топлива, масел и смазок требуемого качества в соответствии с сезонными и климатическими условиями эксплуатации.

 

 

Средства очистки топлива и масел

 

 

Загрязненное топливо, содержащее воду или механические примеси, и отработанные масла, слитые из системы смазки двигателя, необходимо собирать в емкости или бочки и очищать на специальных фильтровальных установках, техническая характеристика которых приведена в табл. IX. 18. Регенерация отработанных масел проводится на предприятиях Главнефтеснаба.

 

 

 

Меры предосторожности при обращении с топливом

 

 

Попадая в организм человека, топливо или его пары могут вызвать отравление. Пребывание в течение 12—14 мин без средств защиты в среде с концентрацией паров топлива

0,28 % вызывает у человека головокружение, а при большей концентрации паров топлива могут наступить потеря сознания и удушье. Попадая на слизистую оболочку глаз или рта, топливо высушивает ее, а иногда вызывает кровотечение.

Повышенной токсичностью обладает этилированный бензин. Он может проникнуть в организм человека через кожу и пищеварительный тракт. Вначале никаких признаков отравления не появляется, но, постепенно накапливаясь в организме человека, тетраэтилсвинец может вызвать отравление. Нельзя засасывать топливо, особенно этилированные бензины, ртом через шланг, использовать его для стирки спецодежды и других бытовых нужд.

Автоцистерны и автотопливозаправщики, находящиеся под сливом или наливом, должны быть надежно заземлены. Помещения, где ведутся работы с бензином, оборудуются приточновытяжной вентиляцией. Для предупреждения кожных заболеваний необходимо пользоваться спецодеждой, чаще мыть руки с мылом и смазывать их защитными мазями. Перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки и лицо теплой водой с мылом. Категорически запрещается есть, пить и курить в помещении, где пролит бензин.

В радиусе 15 м от места заправки не разрешается ремонтировать автомобили, проводить сварочные работы, разводить огонь и курить. Хранилища и другие помещения, где возможно образование взрывоопасной концентрации паров топлива, перед началом работы обязательно проветрить. Для освещения мест работы можно использовать только взрывобезопасные фонари. Открывать крышки люков и пробки тары можно только инструментом, не дающим искры при ударе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..