§ 2. ПРИМЕНЕНИЕ ТОПЛИВНО-СМАЗОЧНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ
Топливно-смазочные материалы для автомобилей, тракторов и тягачей
Характеристики топливно-смазочных материалов приведены в табл. IX. 12 и
IX. 13, а рекомендации по смазке основных видов оборудования — в табл.
IX. 14.
Экономия топлива и масел
Экономия топлива и масел, предотвращение их
количественных и качественных потерь позволяют повысить
техникоэкономические показатели эксплуатации подвижного состава
автотранспорта, способствуют длительной и безотказной его работе.
Экономия достигается в основном за счет рациональной организации
производства заправочно-смазочных работ, поддержания подвижного состава
в технически исправном состоянии, а также в результате высокого
мастерства вождения машин.
Для предотвращения потерь топлива не следует использовать бензин и
дизельное топливо не по назначению (для промывки деталей, мытья рук,
бытовых целей), наливать топливо и масло в грязную, неисправную или не
имеющую стандартных пробок тару, смешивать различные сорта топлива,
масел при хранении или при заправке машин. Топливо и масла следует
хранить в исправной чистой таре с герметичными пробками и крышками. На
таре и емкостях должны быть нанесены четкие надписи, указывающие сорт и
марку топлива и смазочных материалов, для хранения которых они
предназначены. Для хранения топлива и масел в полевых условиях
используют металлические горизонтальные резервуары (цистерны), стальные
бочки и бидоны.
Основные технические данные средств хранения приведены в табл.
IX.15—IX.17.
Главный фактор, влияющий на расход топлива, масел и смазок— техническое
состояние автомобиля и двигателя. Так, неправильное регулирование
тормозов и ступиц колес увеличивает расход топлива на 10—12%, а масел и
смазок — на 30—50 %. При уменьшении давления во всех шинах автомобиля на
0,05 МПа расход топлива и масла возрастает на 4,5 %, а при понижении
давления воздуха во всех шинах па 0,1 МПа — до 10 %.
Неточность регулирования клапанов приводит к увеличению расхода топлива
на 5—8%, а масла — на 15—20%. Особенно большое влияние на расход топлива
и масел оказывает неисправность в системе питания. Неисправность
экономайзера, при которой дополнительное топливо подается непрерывно,
повышает расход на 10—15 %. Рост пропускной способности главного жиклера
карбюратора на 10 % против номинальной повышает расход топлива на 5—10
%.
Изменение уровня топлива в поплавковой камере, полное засорение
воздушных и топливных жиклеров главной дозирующей системы и системы
холостого хода увеличивают расход топлива на 6—7 %.
Неправильное регулирование двигателя при малых частотах вращения на
холостом ходу, изменение подачи ускорительного насоса, подсос воздуха во
впускном трубопроводе также
значительно влияют на расход топлива. Неисправность
топливного насоса высокого давления и насосов-форсунок в дизельном
двигателе приводит к увеличению расхода дизельного топлива на 30—40 %.
Неправильная установка зажигания ведет к непроизводительным расходам
топлива в пределах 5—10%. При одной неработающей свече зажигания или при
нагаре, изменении зазора, несоответствии типа и марки свечи у автомобиля
с восьмицилиндровым двигателем расход топлива возрастает на 15— 18%, а с
шестицилиндровым двигателем — до 25%, при двух неработающих свечах —
соответственно до 40 и 60%.
Чтобы получить максимальную экономию топлива и масел при эксплуатации
автомобилей, необходимо следить за исправ-ностью всех узлов, деталей,
систем и механизмов их; обеспечить правильное регулирование в точном
соответствии с заводскими инструкциями тормозов, подшипников ступиц
колес, регулирование схождения передних колес, нормальное давление
воздуха в шинах, периодическую и своевременную очистку
воздухоочистителя, впускного и выпускного трубопроводов, систему
вентиляции картера двигателя, правильное регулирование впускных и
выпускных клапанов; полную техническую исправность всех узлов и деталей
систем питания, зажигания и смазки; своевременное и качественное
проведение технических обслуживании № 1 и № 2, применение топлива, масел
и смазок требуемого качества в соответствии с сезонными и климатическими
условиями эксплуатации.
Средства очистки топлива и масел
Загрязненное топливо, содержащее воду или
механические примеси, и отработанные масла, слитые из системы смазки
двигателя, необходимо собирать в емкости или бочки и очищать на
специальных фильтровальных установках, техническая характеристика
которых приведена в табл. IX. 18. Регенерация отработанных масел
проводится на предприятиях Главнефтеснаба.
Меры предосторожности при обращении с топливом
Попадая в организм человека, топливо или его пары
могут вызвать отравление. Пребывание в течение 12—14 мин без средств
защиты в среде с концентрацией паров топлива
0,28 % вызывает у человека головокружение, а при большей концентрации
паров топлива могут наступить потеря сознания и удушье. Попадая на
слизистую оболочку глаз или рта, топливо высушивает ее, а иногда
вызывает кровотечение.
Повышенной токсичностью обладает этилированный бензин. Он может
проникнуть в организм человека через кожу и пищеварительный тракт.
Вначале никаких признаков отравления не появляется, но, постепенно
накапливаясь в организме человека, тетраэтилсвинец может вызвать
отравление. Нельзя засасывать топливо, особенно этилированные бензины,
ртом через шланг, использовать его для стирки спецодежды и других
бытовых нужд.
Автоцистерны и автотопливозаправщики, находящиеся под сливом или
наливом, должны быть надежно заземлены. Помещения, где ведутся работы с
бензином, оборудуются приточновытяжной вентиляцией. Для предупреждения
кожных заболеваний необходимо пользоваться спецодеждой, чаще мыть руки с
мылом и смазывать их защитными мазями. Перед приемом пищи необходимо
тщательно мыть руки и лицо теплой водой с мылом. Категорически
запрещается есть, пить и курить в помещении, где пролит бензин.
В радиусе 15 м от места заправки не разрешается ремонтировать
автомобили, проводить сварочные работы, разводить огонь и курить.
Хранилища и другие помещения, где возможно образование взрывоопасной
концентрации паров топлива, перед началом работы обязательно проветрить.
Для освещения мест работы можно использовать только взрывобезопасные
фонари. Открывать крышки люков и пробки тары можно только инструментом,
не дающим искры при ударе.