АККУМУЛЯТОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ

  Главная      Учебники - Геология     Справочник механика геологоразведочных работ (Гланц А.А., Алексеев В.В. ) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    .. 

 

§ 3.

АККУМУЛЯТОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ

Маркировка аккумуляторных батарей

Стартерные цепи и цепи зажигания двигателей внутреннего сгорания, а также сигнализация и освещение питаются преимущественно от аккумуляторов. Для транспортных средств

 

(автомобилей, тракторов, тягачей и транспортеров) применяются свинцовые аккумуляторы. Электродами в них являются свинцовые пластины, между которыми залит электролит, представляющий собой серную кислоту, разбавленную дистиллированной водой. Эти аккумуляторы наиболее распространены, так как допускают большой разрядный ток, который необходим для стартерных цепей, поэтому их называют еще стартерными.

Краткая характеристика свинцовых стартерных аккумуляторных батарей приведена в табл. VI 1.7.

Первая цифра в марке свинцовой батареи показывает число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3) М характеризует ее номинальное напряжение (12 или б В); буквы СТ обозначают, что батарея стартерная, цифры после букв показывают номинальную емкость батереи в А-ч при 20-ч режиме разряда; буквы после цифр характеризуют материал моноблока (корпуса)—эбонит (Э) и термопласт (Т); материал сепараторов — мипласт (М), мипор (Р), стекловолокно (С) или двойной материал, который может быть из мипласта со стекловолокном (МС) и мипора со стекловолокном (PC); последняя буква Н обозначает несухозаряженное исполнение батареи, если этой буквы нет, батарея в сухозаряженном исполнении.

Например, 6СТ-75МСН—12-В стартерная батарея емкостью 75 А-ч, Т — термопласт, материал моноблока; МС — мипласт со стекловолокном, двойной материал сепараторов; Н — несухозаряженное исполнение батареи.

 

 

Приготовление электролита

Для свинцовых аккумуляторов электролит приготовляют из смеси аккумуляторной серной кислоты с дистиллированной водой. Рекомендуется готовить электролит в фаянсовой, керамической или эбонитовой емкости (можно использовать моноблоки списанных аккумуляторных батарей). В стеклянной емкости электролит готовить нельзя, так как стекло может лопнуть при высокой температуре. Категорически запрещается готовить и хранить электролит в металлической емкости, кроме свинцовой.

Кислота тонкой струей вливается в воду (а не наоборот) при непрерывном помешивании раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. Количество серной кислоты для приготовления электролита приведено ниже.

 

 

 

Приведение новых аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Новые свинцовые аккумуляторные батареи поступают без электролита. Они выпускаются в основном с сухозаряженными пластинами, но допускается выпуск и с несухозаряжениыми пластинами. Правильное приведение батарей в рабочее состояние влияет на срок службы и сохранение их емкости в процессе эксплуатации.

После освобождения заливочных отверстий от пробок, прочищают или прорезают вентиляционные отверстия в них, затем заливают батареи электролитом соответствующей для данной местности в времени года плотности согласно табл. VI 1.8. Температура заливаемого электролита должна быть в пределах 15—25 °С.

Продолжительность пропитки пластин для свинцовых аккумуляторных сухозаряженных батарей составляет 3 ч, несухозаряженных— 4—6 ч.

После пропитки пластин батареи ставят на зарядку или вводят в эксплуатацию. Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролита проверяют его плотность. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, батарею можно эксплуатировать. Это относится к сухозаряженным батареям, хранившимся год со дня выпуска. При понижении плотности более чем на 0,03 г/см3 батарея ставится на зарядку.

 

 

Зарядка аккумуляторных батарей

После заливки электролита, выдержки определенного времени и снижения температуры его до 30 °С батарею ставят на зарядку.

 

Величины силы тока первой и эксплуатационной зарядок составляют 0,1 их номинальной емкости. Положительную клемму аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательную — к отрицательному полюсу. Во время зарядки каждые 2 ч проверяют напряжение аккумуляторов, плотность и температуру электролита. Если температура электролита повысится до 45°С, то силу зарядного тока снижают вдвое и продолжают зарядку до снижения температуры электролита до 30—35 °С. Если температура не уменьшается, зарядку на время прекращают.

Зарядку надо вести до наступления обильного газовыделе-ния во всех аккумуляторах батареи. Напряжение и плотность электролита при этом должны быть постоянными в течение

2 ч, что служит признаком конца зарядки. Продолжительность первой зарядки зависит от срока хранения батарей с момента их изготовления до пуска в эксплуатацию. При сроке хранения их не более года время первой зарядки колеблется от 5 до 8 ч. В процессе первой или эксплуатационной зарядки плотность электролита постепенно повышается и к концу зарядки принимает постоянное значение. Если плотность электролита несколько выше или ниже нормы, ее необходимо довести до нормальной величины, доливая дистиллированную воду или электролит плотностью 1,4 г/см3, после чего продолжить зарядку для перемешивания электролита.

Эксплуатационная зарядка батареи осуществляется так же, как и первая, до наступления обильного газовыделения во всех элементах батареи и установления постоянными плотности электролита и напряжения всех аккумуляторов в течение 3 ч. В конце зарядки плотность электролита также необходимо довести до нормальной величины. После первой зарядки новой батареи емкость ее должна быть не менее 80 % номинальной. Для проверки величины емкости проводят тренировочный цикл, который состоит из полной зарядки батареи, но без доводки плотности электролита в конце зарядки, и тренировочной разрядки при температуре 25±5 °С с величиной тока 10 % от номинального. Силу тока нужно поддерживать постоянной в течение всего времени разрядки. Разрядку прекращают при достижении напряжения 1,7 В на одном из аккумуляторов батареи.

Время зарядки, умноженное на силу тока, даст емкость батареи после первого цикла. Если емкость батареи окажется менее 80%, надо повторить тренировочный цикл. Для поддержания постоянства зарядного тока напряжение в конце зарядки должно быть таким, чтобы на каждый элемент батареи приходилось 2,7 В, т. е. на 12-В батарею 16,2 В. Полностью заряженная свинцовая стартерная батарея должна обеспечивать, кроме 80 % емкости от номинальной, ток разряда в стартерном режиме, равный трехкратной номинальной величине в течение

не менее 3 мин при температуре 18±1 °С и напряжении на выводах (В):

 

начальное для 6-В батареи ................ . . 4,2

» » 12-В » ......................................8,4

конечное для 6-В батареи ........................................3

» » 12-В ..............................................6

Пример. Батарея 6СТ-75ЭМС должна иметь емкость 60 А-ч и до пускать ток разряда в стартерном режиме силой в 225 А в течение не менее 3 мин.

 

 

 

 

Эксплуатация аккумуляторных батарей

Зарядка батарей, их эксплуатация, обслуживание и хранение должны проводиться в соответствии с Инструкцией по эксплуатации свинцовых стартерных батарей.

Минимальные сроки службы новых аккумуляторных батарей на транспортных средствах гарантируются заводами-изго-товителями при соблюдении правил ухода и исправности электрооборудования автомобиля, трактора, тягача, транспортера (табл. VII.9).

Гарантийный срок службы не залитых электролитом батарей при соблюдении правил хранения — 3 года с момента изготовления. Гарантийный срок службы сухозаряженных батарей — 1 год.

Срок службы, или наработка, батареи считается до момента снижения емкости до 40 % от номинальной или снижения продолжительности стартерного разряда до 1,5 мин. Фактические сроки службы аккумуляторных батарей, как правило, превышают указанные выше сроки, поэтому списывать их надо, руководствуясь не гарантийными сроками службы, а с учетом их фактического срока службы. Минимальный срок службы новых аккумуляторных батарей в условиях малоинтенсивной эксплуатации должен быть не менее 3 лет.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей проводят во время технического обслуживания транспортного средства. Окислившиеся наконечники проводов зачищают стальным ершом, выводные клеммы — круглой щеткой и смазывают тонким слоем вазелина.

 

 

Необходимо, чтобы батарея была надежно закреплена в гнезде. Под батареи рекомендуется устанавливать резиновые прокладки. Поверхность снятых с транспортных средств аккумуляторных батарей моют горячим (60—80 °С) 5 %-ным раствором каустической соды или 10 %-ным раствором нашатырного спирта при помощи волосяной кисти. При небольшом загрязнении продуктами окисления от электролита поверхность протирают тряпкой, смоченной в 10 %-ном растворе кальцинированной соды, затем ополаскивают холодной водой, протирают ветошыо и обдувают сжатым воздухом.

Уровень электролита замеряют стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм, имеющей две риски на расстоянии 10 и 15 мм от одного из ее концов. Уровень должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка или при наличии тубуса горловины зеркало электролита должно касаться нижнего торца тубуса. Проверять уровень электролита необходимо не реже чем через 10—15 дней, в жаркое время — через 5—6 дней. Плотность электролита замеряют денсиметром (ареометром).

При измерении плотности электролита необходимо вводить поправку в зависимости от температуры, прибавляя ее к показанию денсиметра, если температура электролита выше 15 °С, или отнимая ее, если температура электролита ниже 15 °С.
Поправку для промежуточных значений температур определяют вычислением.

О степени разряженности батареи можно судить по плотности электролита (табл. VII. 10) и по напряжению каждого элемента в батарее.

 

 

Если аккумуляторная батарея разряжена более чем на

25 % зимой и более чем на 50 % летом, она должна быть направлена для зарядки.

 

 

 

 

Хранение аккумуляторных батарей

Новые не залитые электролитом батареи рекомендуется хранить в неотапливаемых помещениях при температуре окружающего воздуха до —30 °С. Батареи надо устанавливать выводами вверх, защищая их от действия солнечных лучей и устанавливая на расстоянии не менее 1 м от отопительных печей и других нагревательных устройств. Максимальный срок хранения, так же как и гарантийный, 3 года.

Заряженные батареи с электролитом надо хранить в сухом прохладном помещении по возможности при температуре не выше 0 °С, так как при пониженной температуре саморазряд и коррозия аккумуляторных пластин замедляются. Максимальный срок хранения батарей с электролитом составляет при температуре хранения не выше 0 °С около 1,5 года, при температуре хранения не ниже 18—20 °С около 9 мес. Минимальная температура при хранении должна быть не ниже —30" С. При постановке батареи на хранение следует в конце зарядки снизить плотность электролита. Хранение с электролитом повышенной плотности ускоряет разрушение пластин и сепараторов.

Батареи перед установкой на хранение полностью разряжают, после чего удаляют электролит с 2-ч выдержкой их в опрокинутом положении над сосудом (сборником). Когда электролит стечет, батареи закрывают пробками и уплотнительными дисками. Затем промывают поверхность батарей 10%-ным раствором нашатырного спирта или 5%-ным раствором каустической соды. Батареи устанавливают зажимами вверх в помещении с температурой не ниже —30 °С. Максимальный срок хранения батареи без электролита при температуре хранения не выше 0 °С — около 1 года, при температуре хранения не ниже комнатной — около 3 мес.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99    ..