Вертлюжные скобы пружинного (рис. III.9,а) и
пружинно-гидравлического типа (рис. 111.9, б) предназначены для
подвешивания элеватора и вертлюгов, а также для подъема и спуска колонны
бурильных труб.
Основные детали скобы пружинного типа (рис. II 1.9,а), шток 1 с гайкой,
скоба 6, корпус 3 и хвостовик 2. Шток при помощи шарикоподшипника и
кольца подвешен в корпусе на пружине 5. Пружина смягчает динамические
нагрузки на канат и инструмент и при развинчивании замкового соединения
бурильных труб выводит конус замка из муфты, приподнимая верхнюю свечу.
Подшипник смазывается УС-2 через масленку 4 не реже 1 раза в семь дней.
Для подвешивания элеватора или вертлюга-сальника в отверстие скобы
вставлена ось с планкой и ручкой 7.
Скоба пружинно-гидравлического типа показана на рис. III. 9,6. Сварной
корпус 1 в нижней части соединяется с помощью резьбы с траверсой 10.
Внутрь корпуса входит шток 6, соединяющийся с подвеской 3. Стопорение
резьб осуществляется посредством винта и гайки. На опорный бурт штока
опирается упорный шарикоподшипник, верхнее кольцо которого находится в
гнезде поршня. Между поршнем и крышкой корпуса помещена пружина 5. Шток
в нижней части имеет два поперечных и одно продольное отверстия. В
продольном отверстии размещен клапан 7 с пружиной 8, упирающейся в гайку
9. Полость между корпусом и штоком на 2/з заполняется трансформаторным
маслом.
При подъеме снаряда приложенная к скобе нагрузка
передается через ось и траверсу корпусу. Корпус перемещается вниз
относительно штока до тех пор, пока опорный бурт не достигнет поршня.
При этом пружина 5 сожмется и полость, образуемая между траверсой и
штоком, заполнится маслом через отверстия в штоке (клапан 7 давлением
масла отожмется вниз и не препятствует перетеканию масла).
После подъема колонны труб из скважины на высоту свечи, установки
колонны на подкладную вилку, отвинчивания замкового соединения ниппель
замка извлеченной свечи приподнимется пружиной над муфтой.
Клапаны 2 и 4, вмонтированные в крышку корпуса, обеспечивают
своевременный вход воздуха или его выпуск из изменяющейся по объему
полости между корпусом скобы и штоком.