В целях унификации узлов и деталей, выпускаемых нашей промышленностью,
на буровом станке ЗИФ-1200МРК установлена коробка передачи автомобиля
КамАЗ вместо серийно выпускаемой коробки скоростей. Кроме того, по
сравнению со станком ЗИФ-1200МР изменились станина, размер которой
увеличен на 600 мм, и раздаточная коробка передач, модуль шестерен
которой равен 6.
Десятиступенчатая коробка передач состоит из основной пятиступенчатой
коробки и приставного редуктора-делителя, имеющего две передачи. Коробка
передач — механическая, имеет десять передач прямого и две передачи
обратного вращения. Шестерни постоянного зацепления — косозубые на всех
передачах, кроме первой и обратного вращения. Скорости переключаются при
помощи передвижных кареток. Корпус коробки передач отлит из серого
чугуна и служит для обеспечения монтажа всех валов и подшипников.
Первичный вал делителя 39 с подшипником 40 (рис. 1.18) имеет внутреннюю
цилиндрическую полость для установки первичного вала коробки передач 4 с
задним роликовым подшипником 38. Вал делителя 39 с шестерней 2 и
подшипником / устанавливается в перегородке делителя и закрывается
крышкой, второй конец вала с подшипником 42 устанавливается во втулке
41, которая закрепляется на валу электродвигателя. Шестерня 2
располагается на первичном валу делителя на роликовом подшипнике 3.
Промежуточный вал делителя 34 находится на двух опорах, шариковом
подшипнике 37, помещенном в гнезде перегородки картера делителя, и
роликовом подшипнике 33, сидящем в специальном гнезде, закрепленном в
расточке картера делителя. Промежуточные валы делителя 34 и основной
коробки передач 27 соединены между собой при помощи шлицев.
Шестерня привода промежуточного вала 35 — косозубая, с числом зубьев 32
напрессована на сегментной шпонке 36 на вал и находится в постоянном
зацеплении с шестерней 2 первичного вала делителя. Крутящий момент с
первичного вала делителя передается на промежуточный вал делителя или на
первичный вал 4 коробки передач при помощи каретки 5.
Первичный вал коробки передач 4 установлен на двух подшипниках:
роликовом 38, расположенном в расточке первичного вала делителя, и
шариковом 5 —в расточке торца картера коробки передач. Первичный вал
выполнен заодно с косозубой шестерней, находящейся в постоянном
зацеплении с шестерней
31 привода промежуточного вала 27. Шестерня
первичного вала имеет внутренний зубчатый венец, предназначенный для
обеспечения соединения с зубчатым венцом каретки 8, и внутреннее
цилиндрическое отверстие, предназначенное для установки роликового
подшипника 32 вторичного вала.
Рис. 1.18. Коробка передач автомобиля КамАЗ для
бурового станка ЗИФ- 1200МРК
Вторичный вал коробки передач 18 соединяется с
буровым станком с помощью муфты 19. Он установлен на двух опорах:
роликовом подшипнике 32, расположенном в гнезде первичного вала, и
шариковом подшипнике 17 — в гнезде торца картера коробки передач. Левая
часть вторичного вала имеет шлицы, на которых перемещается каретка
переключения скоростей 8. Конструкция шлицевой части вала и каретки
переключения выполнена таким образом, что предотвращает самовыключение
во время работы. Косозубая шестерня 9 свободно вращается на роликовом
подшипнике 11 и находится в постоянном зацеплении с шестерней 30
промежуточного вала 27. Шестерни 10, 13, 14 и 16 установлены на
вторичном валу на роликовых подшипниках 28, 26, 24, 22.
Шестерня 10 — косозубая, с числом зубьев 38 находится в постоянном
зацеплении с шестерней 36 промежуточного вала. Шестерня 10 имеет
наружный цилиндрический зубчатый венец, предназначенный для включения
каретки переключения скоростей 12. Шестерня 13 — косозубая, с числом
зубьев 46 находится в постоянном зацеплении с зубчатым венцом 25
промежуточного вала. Для включения каретки переключения скоростей 12 на
ступице шестерни нарезан цилиндрический зубчатый венец.
Средняя часть вторичного вала между шейками роликовых подшипников 26 и
28 — шлицевая, состоит из трех зубчатых венцов и предназначена для
установки каретки переключения скоростей 12. Крайние венцы имеют меньшую
толщину зуба, чем средний венец, образуют «замок», предназначенный для
предотвращения самовыключения скоростей во время работы.
Шестерня 14 обратного вращения — прямозубая, с числом зубьев 48
находится в постоянном зацеплении с малым венцом блока шестерен
обратного вращения. Шестерня 14 имеет наружный зубчатый венец для
обеспечения включения каретки переключения скоростей 15.
Шестерня 16 — прямозубая, с числом зубьев 51 находится в постоянном
зацеплении с зубчатым венцом меньшего диаметра промежуточного вала.
Шестерня имеет наружный цилиндрический венец, предназначенный для
обеспечения включения каретки переключения скоростей 15.
Между шестернями 14 и 16 установлена втулка, которая имеет внутреннее
шлицевое отверстие, с помощью которого она установлена в шлицевой части
промежуточного вала 18. По наружному диаметру втулка находится в
зацеплении с кареткой переключения скоростей 15.
Смазка подшипников и шестерен — принудительная. Масло от первичного вала
делителя подается в продольный канал пер-вичного и вторичного валов
коробки передач и далее через радиальные отверстия вала к подшипникам.
Для циркуляции смазки через подшипники в ступицах всех шестерен имеются
радиальные отверстия. Смазка подается от маслонагнетающего кольца,
находящегося в крышке первичного вала делителя.
Промежуточный вал 27 установлен на двух опорах на цилиндрическом
роликовом подшипнике 33, расположенном в гнезде переднего торца картера,
и сферическом роликовом подшипнике 20, находящемся в гнезде заднего
торца картера. Левый конец промежуточного вала имеет шлицы для
соединения с промежуточным валом делителя. Шестерни 21, 23 и 25
выполнены заодно с промежуточным валом, шестерни 29, 30 и 31
напрессованы па вал и дополнительно зафиксированы сегментными шпонками.
Механизм переключения передач установлен в верхней крышке картера
коробки передач и состоит из трех штоков включения передач, трех вилок
переключения передач, расположенных на тяге 7, замкового механизма, трех
фиксаторов положения штоков. Каждый шток предназначен для включения двух
передач, предотвращения самопроизвольного перемещения штоков. На каждом
штоке имеются три лунки, куда под действием пружин заходят шарики. Для
предотвращения одновременного включения двух передач имеются замочные
устройства.
Техническая характеристика станка ЗИФ-1200МРК приведена в табл. 1.7.
Изготовитель — Барнаульский завод геологоразведочного оборудования, г.
Барнаул.