§ 3. БУРОВЫЕ АГРЕГАТЫ И УСТАНОВКИ ДЛЯ БУРЕНИЯ
СКВАЖИН ГЛУБИНОЙ ОТ 100 ДО 500 М
Буровой станок УКБ-200/300
Буровой станок приводится в работу от дизеля посредством
телескопического карданного вала, унифицированного с карданным валом
автомобиля FA3-53. В качестве фрикционного устройства и коробки
скоростей в станке использованы сцепление и коробка скоростей автомобиля
ЗИЛ-130, т. е. тс же, что и в транспортной базе. Коробка скоростей —
трехходовая, имеющая пять скоростей и реверс. Для включения II, III, IV
и V скоростей имеются синхронизаторы. Различным скоростям соответствуют
следующие передаточные соотношения:
Скорость автомобиля ....... I
II III IV V
Реверс
Передаточное отношение ..........7,44
4,10 2,29 1,47 1
7,09
Таким образом, коробка обеспечивает более чем
семикратное изменение частот вращения в одном диапазоне. В станке нет
раздаточной коробки, и его кинематическая схема существенно упрощена.
Особенность принципиальной схемы, используемой в станке (рис.
1.10)—наличие самоустанавливающегося вала 4, связывающего коробку
передач 1, лебедку 2 и вращатель 5. Вал 4 проходит внутри вала 9 лебедки
и смонтирован на самоустанавливающихся муфтах. Вал 9 лебедки получает
вращение от вала 4 через зубчатую полумуфту 8. На валу 9 размещены
тормозной барабан 10 и однорядная планетарная передача 3.
Тормозные шкивы барабана лебедки и планетарного
редуктора расположены рядом. При затормаживании шкива планетарного
редуктора вращение через сателлиты передается на зубчатый венец
барабана. Для свободного спуска снаряда должны быть освобождены оба
тормозных шкива. Привод вращателя осуществляется также от вала 4 через
зубчатую полумуфту 6 и подвижную муфту 7. Такая схема привода рабочих
органов станка обеспечивает его нормальную работу даже в случае
взаимного смещения узлов вследствие неточности сборки, при замене
отдельных агрегатов для ремонта, упрощает разборку и сборку.
Гидросистема установки обеспечивает подачу бурового снаряда, работу
гидропатрона, перемещение станка, подъем и опускание мачты, привод
труборазворота.
Для питания гидросистемы служат два маслонасоса. Один из них НШ-10 13
приводится клипоременной передачей от трансмиссии станка и служит для
подачи масла всем гидроприводам, кроме гидродвигателя труборазворота.
Для подачи масла в гидродвигатель труборазворота служит выключаемый
насос НШ-46У 12, приводимый от коробки отбора мощности 11 и размещенный
на коробке передач, которая применяется в автомобилях-самосвалах
ЗИЛ-ММЗ-555 (модификация ЗИЛ-130).
В пульте управления станком расположен золотник управления патроном и
тракторный распределитель, направляющий масло в гидроцилиндры подачи,
перемещения станка или подъема мачты. Привод основного маслонасоса от
трансмиссии станка до фрикционного устройства позволяет выполнять
специальные технологические и ловильные операции, требующие
периодического отключения и включения вращателя при
постоянно работающих гидропатроне и механизме подачи. Оба насоса
засасывают рабочую жидкость из маслобака вместимостью 54 л, обеспечивая
необходимое охлаждение ее.
Гидросистемой станка управляют с пульта, в котором смонтированы
распределитель, золотник гидропатрона, напорный золотник, регулятор
давления масла, запорный золотник и регулятор скорости подачи. Давление
может регулироваться в пределах до 6 МПа.
Спецификация подшипников качения буровой установки УКБ-200/300С
приведена в табл. 1.5.
Таблица
1.5
Спецификация подшипников качения буровой установки УК.Б-200/300С