Главная     Учебники - География      Абхазо-адыгские народы 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

Убыхи

Убыхи
Kirantukh Berzeg.jpg
Последний князь Убыхии Керантух Берзек
Численность и ареал

Всего: Неизвестно, ассимилировались с турками.
ТурцияFlag of Turkey.svg Турция

Археологическая культура

Майкопская культура Дольменная культура

Язык

убыхский язык (мёртвый)

Религия

древние языческие верования, ислам (суннизм)

Расовый тип

европеоидная раса

Родственные народы

адыги абазины абхазы

Происхождение

Гениохи, Абазги, Саниги

Убы́хи (самоназвание: убыхск. tʷaχə ) — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам.

По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их «уббых», в то время как сам себя этот народ называл «апёх» или просто «пёх», «бʼёхъ»[Комм 1]).

До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 50 тыс. чел). Занимались садоводством, отгонным животноводством, доходным набегничеством, работорговлей.

  

Общие сведения

В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.

История

В 1857 году, анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

…на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По учёным исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времён? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.
Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою.
Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias).
Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ.

Лавров Л.И. Убыхи: "В 1776 г. Георги, не слыхав ничего об этом народе, относит их терри- торию к черкесской провинции Абазании (Abasania) [34, s. 132]. Впервые убыхи попадают на страницы печатной работы в 1787 г. у И.А. Гюльденштедта, который упоминает о них рядом с мифическим племенем тубы (Tubi, Ubuch). В действительности же Тубы являлись урочищем в верховьях р. Пшехи, на северной стороне Главного Кавказ- ского хребта; предания абдзахов и шапсугов считают Тубы своей праро- диной. На карте, приложенной к книге И.А. Гюльденштедта, «убух» по- мещены также рядом с «туби», на запад от них в горах между верховьями рек Псекупсе и Пчаса. Такое помещение убыхов рядом с тубы надолго укоренилось после И.А. Гюльденштедта. Он относил оба племени к се- веро-западной Абхазии [40, s. 465; 76, s. 133].


У П.С. Палласа (1793–1794) «туби и убух» отнесены к Большой Аб- хазии, причем опять-таки на северном склоне Главного хребта: «Живут в горах, в верховьях Шаукеша (черкесское название р. Белой — Шхагуа- ше. — Л.Л.) и распространены западнее» [119, s. 367–368]. Я. Райнегс (1797) снова теряет убыхов, а страну, ими заселенную, от- носит к Абхазии (Avas) [127, s. 4]. Я. Потоцкий (1797) хотя еще более неверно указал местоположение убыхов, но в то же время, впервые в новой литературе, выделил их в осо- бую народность. Он писал: «Обыхи (Obуkhу) восточнее балкар являются народом отличным от черкесов и абазов; они также язычники». Он же поставил вопрос: не являются ли они потомками аланов? [123, р. 122]. К. Роммель (1808), указывая на положение Убыхии и Тубы, следует Гюльденштадту [131, карта].


Первые бытовые сведения о «туби и убух» находим у Ю. Клапро- та (1812). По его словам, они говорят на одном из диалектов абхазско- го языка и обитают в самых высоких горах вблизи верховий р. Белой и р. Пшехи, а также над берегом Черного моря. Население этих племен отличается склонностью к разбоям, и в то же время они хорошие вино- делы. Князей у них нет, но есть уздени. Живут же «туби» и убыхи не селе- ниями, а разбросанно, среди леса, по три-четыре дома. В другом месте у Ю. Клапрота убыхи упомянуты уже без тубы, но рядом с ними появляет- ся у него также вымышленное племя шаши, т.е. Сочи, которое на самом деле было лишь одним из округов Убыхии [78, s. 463, 475; 77, s. 251]. С. Броневский (1823) указывает: «Туби, убыхи, саши. Живут на вер- шинах р. Шад-гаше (р. Белая. — Л.Л.) в высоких горах, и причисляются Убыхи. Историко-этнографическая монография. 1937 г. 31 к северо-западной Абхазии». К ним же он причисляет различные асад- зуаские общества и прибавляет: «Об них известно только, что они ни от кого независимы, управляются своими старшинами, выходят из гор пе- шие на воровство и большею частью похищают людей, коих продают в турецких крепостях» [20, с. 330, 341–343]


С проникновением русского влияния вглубь Кавказа, увеличива- ются и известия о крае, до сих пор остававшемся почти неизвестным. Накопление этих известий шло, главным образом, по линии агентурных разведок (как путешествия Новицкого, Торнау) и служебных донесений. чиновников (Тауш, Люлье, Скасси). Новицкий, проехав Черкесию, соб- рал всевозможные сведения, изложенные им в трех заметках. В одной из них он считает убыхов и соседнее с ними маленькое черкесское племя гуае частью черкесского племени натхуадж. Здесь же сообщает ряд ин- тересных данных об экономике и общественном устройстве [111, № 23]. В другой заметке Новицкий упоминает «приморских убыхов, жителей урочищ Сочи и Вардане» [6, т. VII. С. 909]. В третьей заметке он как бы вступает в противоречие с самим собою, когда указывает «абазинские владения Вардане, и Саше». Но вопрос несколько разъясняется, когда он в другом месте поясняет, что кабардинцы и бесленеи и черкесское племя абдзах называют термином абадзе, который применялся для обоз- начения горцев, проживающих вблизи Черного моря. В этой же записке Новицкий несправедливо отнес к убыхам и черкесское общество Хакуч [112, № 34, 38, 40].


Заметки Новицкого разрушили легенду о связях убыхов с Тубы, не- сколько уточнили их местоположение, но в то же время положили нача- ло долго господствовавшему потом мнению, что убыхи являются одним из черкесских племен. Внедрению такого мнения содействовало совмест- ное выступление убыхов и черкесов в Кавказской войне. В 1831 г. статья безыменного автора относит к черкесам не только убыхов, но и асадзуа [140]. Орест Евецкий (1835) Черкесией считает и Абхазию, но, отметив наличие 5 черкесских диалектов, он не упоминает убыхского [62, с. 92]. Платон Зубов в том же году, вслед за Новицким, относит убыхов и гуае к «особым коленам» натхуаджей и считает, что «Шахе и Суэбзе — отделяют землю народа адехе (т.е. черкесов. — Л.Л.) от Большой Абха- зии», что противоречит первому его утверждению. Но в другом месте он окончательно запутывается, когда говорит, что черкесы отделяются от Абхазии р. Гагрипш («Гагрынис») [68, ч. II, с. 236; ч. III, с. 16, 24]. Ботаник Нордман, побывавший в укреплениях Черноморской бе- реговой линии, среди населения побережья, упоминает все племена, за исключением убыхов. Жителей Адлера и Мамая он характеризует как от- важных и ловких разбойников» [113, № 11, с. 403–404]. 32 Л.И. Лавров

Дюбуа (1839) также причисляет убыхов и асадзуа к черкесам [58, р. 199–204 и др.]. Ф.Ф. Торнау, проживший сперва тайным агентом, а потом пленным в Абхазии, Асадзуа и Черкесии три года (1835–1837), считал на Западном Кавказе три племени: абхазы, черкесы и татары. В отношении убыхов он говорит: «Не знаю, позволено ли считать убы- хов, имевших свой собственный язык, четвертым племенем, или они со- ставились из абазин, черкесов и европейцев, выброшенных, как говорит предание, на черкесский берег еще во время первого крестового похо- да». Ниже он продолжает: «Убыхи, которых некоторые считают народом особого происхождения, между реками Сочи и Шахе. На берегу моря они составляли, перемешавшись с сапсугами (т.е. шапсугами. — Л.Л.) несколько отдельных обществ: Хизе, Уордане, Шмиткуадж и Зюш, из- вестных у черкесов под общим названием Ардона». «Саше» он отнес к асадзуа, причем говорит, что в «Саше» есть «отчасти» черкесы и убыхи [143, ч. I, с. 56, 112, 114–115; ч. II, с. 46]. Общество Шыметыкуадж по большинству других известий было черкесским. Под названием Зюш бесспорно кроется фамилия племенной знати Дзепш, возглавлявшей общину Вордане.


К черкесам относит убыхов и Сталь (1840-е годы). Он делит их на 5 об- ществ: «1) Убых, 2) Вардане, 3) Сочи, 4) Адзух и 5) Ахучипсы». Заметим, что два последних общества указаны ошибочно, из них Ахучипсы есть не что иное, как асадзуаское общество Ахчипсоу, а Адзух — несколько не- правильно записанное черкесское наименование абхазов — азега. Сталь сообщает, что убыхское «дворянство (т.е. племенная знать. — Л.Л.) — черкесского происхождения, а чернь — отчасти черкесы, отчасти абхаз- цы — убыхи отличаются дерзким хищничеством» [139, с. 70, 96, 154]. Интересные для нас сведения мы черпаем из военно-географическо- го обзора, составленного в 1840 г. неизвестным автором. Все побережье между реками Туапсе и Сочи, по словам этого автора, заселено «незави- симыми обществами, как племени асадзуа или сочи (? — Л.Л.), распро- странившимся из-за реки того же имени до округа Хизе, так и черкес, говорящих одним языком с убыхами, шапсугами и другими горцами». Под убыхами автор статьи понимает население только Верхней Убыхии. В статье приведены сведения о количестве населения отдельных сель- ских общин, о селениях и дорогах [85, № 50].


Если предыдущая работа являлась серьезным вкладом в область изу- чения убыхов, то еще большее для нас значение имеют мемуары англий- ского коммерсанта Дж. Белля, прожившего среди черкесов и убыхов два с половиной года. Книга Дж. Белля полна самого разнообразного мате- риала об убыхах: этнографического (в том числе даже фольклорного), лингвистического, исторического, археологического, и, кроме того, она насыщена фактами событий, разыгрывавшихся на глазах автора. Убыхи у Убыхи. Историко-этнографическая монография. 1937 г. 33 него скрываются под названием «абаза», но ему знаком и термин «убых», который у него означает Верхнюю Убыхию. Он констатирует большую смешанность населения побережья К. Кох, сведения которого относятся ко второй половине 1830-х го- дов, считает заторную «Абасию» на юг от Шахе (Schacho) и, таким об- разом, относит Убыхию в Абасию, что у него означает и Абхазию [83, s. 322].


Ген. Раевский (1839) доносил начальству, что «р. Шахе <…> отделяет племя адиге (т.е. шапсугов и натухайцев) от убыхов. Владения последнего племени начинаются в нескольких верстах на юг от укрепления Св. духа» [6, т. IX, с. 461], т.е. Убыхия у него была расширена за счет Асадзуа. Леонтий Люлье (1846) указывает на многоязычие убыхов. «Сей по- следний народ, — говорит Л. Люлье, — имеет свой особенный язык, не сходный ни с языком адиге, ни с абхазским. Это ныне язык черни, упот- ребляемый преимущественно между простолюдинами, живущими в гор- ных ущельях и на побережье моря. Дворяне убыхские все говорят адиг- ским языком, но многие из них и простолюдинов, в этом крае находясь <…> в соседстве к югу с абхазцами, говорят также свободно и на языке своих соседей» [97, с. 5; ср. с. 7].В своих позднейших работах Л. Люлье ограничивает Убыхию р. Зюебзе и Хоста [95, с. 9–10; 96, с. 19] и снова повторяет, что «оно (племя убыхов. — Л.Л.) не принадлежит ни к адыгс- кому, ни к абхазскому корню» [95, с. 14]. Вспоминая «аланскую теорию» происхождения данного народа (у Я. Потоцкого), Л. Люлье прибавляет: замечательно, что поныне существует у убыхов одно племя (род? — Л.Л.), носящее имя «алань» [ 95, с. 14].


И.Ф. Штукенберг ограничивается указанием, что убыхи являются жителями окрестностей «Мамеи» (мыс Мамай) и повторяет Дюбуа, го- воря, что они начинают заниматься виноделием [167, с. 32]. М. Cелезнев относит убыхов, как и всех в то время воевавших с цар- ской Россией на Западном Кавказе, к черкесам и считает убыхов пред- ками «рассеявшихся десяти израильских колен». Доказательства же его ограничиваются лишь тем, что убыхи «лицом, способностями души и ка- чеством сердца (! — Л.Л.) — совершенные евреи» [133, кн. 3, с. 9, 34–35, 226]. Автор статьи «Горские племена живущие за Кубанью» обращает внимание на смешанный состав населения (убыхи; абхазы; черкесы) и хотя знает о наличии особого убыхского языка, но, так как этот язык все более вытесняется черкесским, автор считает возможным объединять убыхов с шапсугами и абдзахами в группу племен «абадзы». Он разъяс- няет, что это название присвоили им турки (? — Л.Л.), вообще с другими горцами. Черкесы адыге имеют родовых князей и для отличия себя от прочих горцев, всех остальных называют абадзы, как не признающих над собой княжеской власти» [36, № 94–95]. Немного позже его повторяет А-Д.Г. [ 4, с. 309]. 34 Л.И. Лавров


Ценные сведения о военной организации убыхов сообщены в статье С. Званбая «Зимние походы убыхов на Абхазию». Эта статья была первой работой, целиком посвященной убыхам. В. Карльгоф, не сообщая ничего нового, целиком воспринимает до- бытые другими сведения об отличии убыхского языка от черкесского и абхазского и о двуязычии населения [74, с. 17]. Но другие авторы продолжали распространять старую фикцию, буд- то убыхи принадлежат к черкесам. Этого придерживалось большинство военных авторов (например, Головин) [6, т. IX, с. 282] а также и Т. Ма- каров. Большая путаница существует и в работах такого солидного ис- следователя, как Адольф Берже. В работе 1856 г. он в одном месте убы- хо-черкесскую границу указывает на р. Шахе, а в другом на р. Сюепсе (Хобзе); считает убыхов особой народностью [16, с. 269, 289–290; 14, ян- варь, с. 163], а в других своих работах он относит убыхов к черкесам [17, с. 298; 15, с. 33].


Численность и место проживания

В результате Кавказской войны был объявлен ультиматум о выселении, с требованием либо принять российское подданство и переселиться в кубанские степи, либо переселиться в Османскую империю (ныне Турция).

Убыхи предпочли переселиться в Турцию, где их поселения были в илах Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараш и др. Постепенно перешли на турецкий язык.

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени.

После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.

На данный момент в Турции проживает до 10 тысяч потомков убыхов; они сильно ассимилированы и говорят на турецком и черкесском языках.

Краткие сведения по субэтническим группам убыхов

Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши(Субешх), Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча).

Общество Субешх. Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

Общество Хизе (Хобзы, Пшогия). Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное — убыхи и шапсуги.

Общество Вардане. Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе — численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

Общество Псахе(Чизымогуа, Чизма, Мамай). Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность — 500 дворов. Селения :

 — Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) — вдоль реки Псахе;
 — Чизымогуа Мисоуста — на левом склоне долины ручья Хладовского.

Общество Саше. Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества — Али Ахмет. Население смешанное — убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау — 10 тысяч человек. Селения : Облагу (или Аубла) — на левом берегу р. Сочи, близ устья.

Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов — Аршна Аху.

Селения:

 — самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш.
 — у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря.
 — третье селение (название не сохранилось) было между реками Хоста и Агура (Хуорта)
 — четвёртое селение «Зенги» — в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

Горные общества убыхов. Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803−1805 году.

Социальное устройство

Виноделие у убыхов

В 1837 году царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

Медицина у убыхов

В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами.

Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Убыхский язык

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.

Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.

Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

Интересные факты

  • Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема.
  • Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфик Эсенча.
  • Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..