Убы́хи (самоназвание: убыхск. tʷaχə ) — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам.
По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их «уббых», в то время как сам себя этот народ называл «апёх» или просто «пёх», «бʼёхъ»[Комм 1]).
До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 50 тыс. чел). Занимались садоводством, отгонным животноводством, доходным набегничеством, работорговлей.
Общие сведения
В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.
История
В 1857 году, анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:
…на берегу Чёрного моря, между землями
Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По учёным исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времён? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.
- Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою.
- Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias).
- Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ.
Лавров Л.И. Убыхи: "В 1776 г. Георги, не слыхав ничего об этом народе, относит их терри- торию к черкесской провинции Абазании (Abasania) [34, s. 132]. Впервые убыхи попадают на страницы печатной работы в 1787 г. у И.А. Гюльденштедта, который упоминает о них рядом с мифическим племенем тубы (Tubi, Ubuch). В действительности же Тубы являлись урочищем в верховьях р. Пшехи, на северной стороне Главного Кавказ- ского хребта; предания абдзахов и шапсугов считают Тубы своей праро- диной. На карте, приложенной к книге И.А. Гюльденштедта, «убух» по- мещены также рядом с «туби», на запад от них в горах между верховьями рек Псекупсе и Пчаса. Такое помещение убыхов рядом с тубы надолго укоренилось после И.А. Гюльденштедта. Он относил оба племени к се- веро-западной Абхазии [40, s. 465; 76, s. 133].
У П.С. Палласа (1793–1794) «туби и убух» отнесены к Большой Аб- хазии, причем опять-таки на северном склоне Главного хребта: «Живут в горах, в верховьях Шаукеша (черкесское название р. Белой — Шхагуа- ше. — Л.Л.) и распространены западнее» [119, s. 367–368]. Я. Райнегс (1797) снова теряет убыхов, а страну, ими заселенную, от- носит к Абхазии (Avas) [127, s. 4]. Я. Потоцкий (1797) хотя еще более неверно указал местоположение убыхов, но в то же время, впервые в новой литературе, выделил их в осо- бую народность. Он писал: «Обыхи (Obуkhу) восточнее балкар являются народом отличным от черкесов и абазов; они также язычники». Он же поставил вопрос: не являются ли они потомками аланов? [123, р. 122]. К. Роммель (1808), указывая на положение Убыхии и Тубы, следует Гюльденштадту [131, карта].
Первые бытовые сведения о «туби и убух» находим у Ю. Клапро- та (1812). По его словам, они говорят на одном из диалектов абхазско- го языка и обитают в самых высоких горах вблизи верховий р. Белой и р. Пшехи, а также над берегом Черного моря. Население этих племен отличается склонностью к разбоям, и в то же время они хорошие вино- делы. Князей у них нет, но есть уздени. Живут же «туби» и убыхи не селе- ниями, а разбросанно, среди леса, по три-четыре дома. В другом месте у Ю. Клапрота убыхи упомянуты уже без тубы, но рядом с ними появляет- ся у него также вымышленное племя шаши, т.е. Сочи, которое на самом деле было лишь одним из округов Убыхии [78, s. 463, 475; 77, s. 251]. С. Броневский (1823) указывает: «Туби, убыхи, саши. Живут на вер- шинах р. Шад-гаше (р. Белая. — Л.Л.) в высоких горах, и причисляются Убыхи. Историко-этнографическая монография. 1937 г. 31 к северо-западной Абхазии». К ним же он причисляет различные асад- зуаские общества и прибавляет: «Об них известно только, что они ни от кого независимы, управляются своими старшинами, выходят из гор пе- шие на воровство и большею частью похищают людей, коих продают в турецких крепостях» [20, с. 330, 341–343]
С проникновением русского влияния вглубь Кавказа, увеличива- ются и известия о крае, до сих пор остававшемся почти неизвестным. Накопление этих известий шло, главным образом, по линии агентурных разведок (как путешествия Новицкого, Торнау) и служебных донесений. чиновников (Тауш, Люлье, Скасси). Новицкий, проехав Черкесию, соб- рал всевозможные сведения, изложенные им в трех заметках. В одной из них он считает убыхов и соседнее с ними маленькое черкесское племя гуае частью черкесского племени натхуадж. Здесь же сообщает ряд ин- тересных данных об экономике и общественном устройстве [111, № 23]. В другой заметке Новицкий упоминает «приморских убыхов, жителей урочищ Сочи и Вардане» [6, т. VII. С. 909]. В третьей заметке он как бы вступает в противоречие с самим собою, когда указывает «абазинские владения Вардане, и Саше». Но вопрос несколько разъясняется, когда он в другом месте поясняет, что кабардинцы и бесленеи и черкесское племя абдзах называют термином абадзе, который применялся для обоз- начения горцев, проживающих вблизи Черного моря. В этой же записке Новицкий несправедливо отнес к убыхам и черкесское общество Хакуч [112, № 34, 38, 40].
Заметки Новицкого разрушили легенду о связях убыхов с Тубы, не- сколько уточнили их местоположение, но в то же время положили нача- ло долго господствовавшему потом мнению, что убыхи являются одним из черкесских племен. Внедрению такого мнения содействовало совмест- ное выступление убыхов и черкесов в Кавказской войне. В 1831 г. статья безыменного автора относит к черкесам не только убыхов, но и асадзуа [140]. Орест Евецкий (1835) Черкесией считает и Абхазию, но, отметив наличие 5 черкесских диалектов, он не упоминает убыхского [62, с. 92]. Платон Зубов в том же году, вслед за Новицким, относит убыхов и гуае к «особым коленам» натхуаджей и считает, что «Шахе и Суэбзе — отделяют землю народа адехе (т.е. черкесов. — Л.Л.) от Большой Абха- зии», что противоречит первому его утверждению. Но в другом месте он окончательно запутывается, когда говорит, что черкесы отделяются от Абхазии р. Гагрипш («Гагрынис») [68, ч. II, с. 236; ч. III, с. 16, 24]. Ботаник Нордман, побывавший в укреплениях Черноморской бе- реговой линии, среди населения побережья, упоминает все племена, за исключением убыхов. Жителей Адлера и Мамая он характеризует как от- важных и ловких разбойников» [113, № 11, с. 403–404]. 32 Л.И. Лавров
Дюбуа (1839) также причисляет убыхов и асадзуа к черкесам [58, р. 199–204 и др.]. Ф.Ф. Торнау, проживший сперва тайным агентом, а потом пленным в Абхазии, Асадзуа и Черкесии три года (1835–1837), считал на Западном Кавказе три племени: абхазы, черкесы и татары. В отношении убыхов он говорит: «Не знаю, позволено ли считать убы- хов, имевших свой собственный язык, четвертым племенем, или они со- ставились из абазин, черкесов и европейцев, выброшенных, как говорит предание, на черкесский берег еще во время первого крестового похо- да». Ниже он продолжает: «Убыхи, которых некоторые считают народом особого происхождения, между реками Сочи и Шахе. На берегу моря они составляли, перемешавшись с сапсугами (т.е. шапсугами. — Л.Л.) несколько отдельных обществ: Хизе, Уордане, Шмиткуадж и Зюш, из- вестных у черкесов под общим названием Ардона». «Саше» он отнес к асадзуа, причем говорит, что в «Саше» есть «отчасти» черкесы и убыхи [143, ч. I, с. 56, 112, 114–115; ч. II, с. 46]. Общество Шыметыкуадж по большинству других известий было черкесским. Под названием Зюш бесспорно кроется фамилия племенной знати Дзепш, возглавлявшей общину Вордане.
К черкесам относит убыхов и Сталь (1840-е годы). Он делит их на 5 об- ществ: «1) Убых, 2) Вардане, 3) Сочи, 4) Адзух и 5) Ахучипсы». Заметим, что два последних общества указаны ошибочно, из них Ахучипсы есть не что иное, как асадзуаское общество Ахчипсоу, а Адзух — несколько не- правильно записанное черкесское наименование абхазов — азега. Сталь сообщает, что убыхское «дворянство (т.е. племенная знать. — Л.Л.) — черкесского происхождения, а чернь — отчасти черкесы, отчасти абхаз- цы — убыхи отличаются дерзким хищничеством» [139, с. 70, 96, 154]. Интересные для нас сведения мы черпаем из военно-географическо- го обзора, составленного в 1840 г. неизвестным автором. Все побережье между реками Туапсе и Сочи, по словам этого автора, заселено «незави- симыми обществами, как племени асадзуа или сочи (? — Л.Л.), распро- странившимся из-за реки того же имени до округа Хизе, так и черкес, говорящих одним языком с убыхами, шапсугами и другими горцами». Под убыхами автор статьи понимает население только Верхней Убыхии. В статье приведены сведения о количестве населения отдельных сель- ских общин, о селениях и дорогах [85, № 50].
Если предыдущая работа являлась серьезным вкладом в область изу- чения убыхов, то еще большее для нас значение имеют мемуары англий- ского коммерсанта Дж. Белля, прожившего среди черкесов и убыхов два с половиной года. Книга Дж. Белля полна самого разнообразного мате- риала об убыхах: этнографического (в том числе даже фольклорного), лингвистического, исторического, археологического, и, кроме того, она насыщена фактами событий, разыгрывавшихся на глазах автора. Убыхи у Убыхи. Историко-этнографическая монография. 1937 г. 33 него скрываются под названием «абаза», но ему знаком и термин «убых», который у него означает Верхнюю Убыхию. Он констатирует большую смешанность населения побережья К. Кох, сведения которого относятся ко второй половине 1830-х го- дов, считает заторную «Абасию» на юг от Шахе (Schacho) и, таким об- разом, относит Убыхию в Абасию, что у него означает и Абхазию [83, s. 322].
Ген. Раевский (1839) доносил начальству, что «р. Шахе <…> отделяет племя адиге (т.е. шапсугов и натухайцев) от убыхов. Владения последнего племени начинаются в нескольких верстах на юг от укрепления Св. духа» [6, т. IX, с. 461], т.е. Убыхия у него была расширена за счет Асадзуа. Леонтий Люлье (1846) указывает на многоязычие убыхов. «Сей по- следний народ, — говорит Л. Люлье, — имеет свой особенный язык, не сходный ни с языком адиге, ни с абхазским. Это ныне язык черни, упот- ребляемый преимущественно между простолюдинами, живущими в гор- ных ущельях и на побережье моря. Дворяне убыхские все говорят адиг- ским языком, но многие из них и простолюдинов, в этом крае находясь <…> в соседстве к югу с абхазцами, говорят также свободно и на языке своих соседей» [97, с. 5; ср. с. 7].В своих позднейших работах Л. Люлье ограничивает Убыхию р. Зюебзе и Хоста [95, с. 9–10; 96, с. 19] и снова повторяет, что «оно (племя убыхов. — Л.Л.) не принадлежит ни к адыгс- кому, ни к абхазскому корню» [95, с. 14]. Вспоминая «аланскую теорию» происхождения данного народа (у Я. Потоцкого), Л. Люлье прибавляет: замечательно, что поныне существует у убыхов одно племя (род? — Л.Л.), носящее имя «алань» [ 95, с. 14].
И.Ф. Штукенберг ограничивается указанием, что убыхи являются жителями окрестностей «Мамеи» (мыс Мамай) и повторяет Дюбуа, го- воря, что они начинают заниматься виноделием [167, с. 32]. М. Cелезнев относит убыхов, как и всех в то время воевавших с цар- ской Россией на Западном Кавказе, к черкесам и считает убыхов пред- ками «рассеявшихся десяти израильских колен». Доказательства же его ограничиваются лишь тем, что убыхи «лицом, способностями души и ка- чеством сердца (! — Л.Л.) — совершенные евреи» [133, кн. 3, с. 9, 34–35, 226]. Автор статьи «Горские племена живущие за Кубанью» обращает внимание на смешанный состав населения (убыхи; абхазы; черкесы) и хотя знает о наличии особого убыхского языка, но, так как этот язык все более вытесняется черкесским, автор считает возможным объединять убыхов с шапсугами и абдзахами в группу племен «абадзы». Он разъяс- няет, что это название присвоили им турки (? — Л.Л.), вообще с другими горцами. Черкесы адыге имеют родовых князей и для отличия себя от прочих горцев, всех остальных называют абадзы, как не признающих над собой княжеской власти» [36, № 94–95]. Немного позже его повторяет А-Д.Г. [ 4, с. 309]. 34 Л.И. Лавров
Ценные сведения о военной организации убыхов сообщены в статье С. Званбая «Зимние походы убыхов на Абхазию». Эта статья была первой работой, целиком посвященной убыхам. В. Карльгоф, не сообщая ничего нового, целиком воспринимает до- бытые другими сведения об отличии убыхского языка от черкесского и абхазского и о двуязычии населения [74, с. 17]. Но другие авторы продолжали распространять старую фикцию, буд- то убыхи принадлежат к черкесам. Этого придерживалось большинство военных авторов (например, Головин) [6, т. IX, с. 282] а также и Т. Ма- каров. Большая путаница существует и в работах такого солидного ис- следователя, как Адольф Берже. В работе 1856 г. он в одном месте убы- хо-черкесскую границу указывает на р. Шахе, а в другом на р. Сюепсе (Хобзе); считает убыхов особой народностью [16, с. 269, 289–290; 14, ян- варь, с. 163], а в других своих работах он относит убыхов к черкесам [17, с. 298; 15, с. 33].
Численность и место проживания
В результате Кавказской войны был объявлен ультиматум о выселении, с требованием либо принять российское подданство и переселиться в кубанские степи, либо переселиться в Османскую империю (ныне Турция).
Убыхи предпочли переселиться в Турцию, где их поселения были в илах Балыкесир, Болу, Дюздже, Сакарья, Самсун, Коджаэли, Кахраманмараш и др. Постепенно перешли на турецкий язык.
По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени.
После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка.
На данный момент в Турции проживает до 10 тысяч потомков убыхов; они сильно ассимилированы и говорят на турецком и черкесском языках.
Краткие сведения по субэтническим группам убыхов
Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши(Субешх), Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча).
Общество Субешх. Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.
Общество Хизе (Хобзы, Пшогия). Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное — убыхи и шапсуги.
Общество Вардане. Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе — численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).
Общество Псахе(Чизымогуа, Чизма, Мамай). Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность — 500 дворов. Селения :
- — Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) — вдоль реки Псахе;
- — Чизымогуа Мисоуста — на левом склоне долины ручья Хладовского.
Общество Саше. Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества — Али Ахмет. Население смешанное — убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау — 10 тысяч человек. Селения : Облагу (или Аубла) — на левом берегу р. Сочи, близ устья.
Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов — Аршна Аху.
Селения:
- — самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш.
- — у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря.
- — третье селение (название не сохранилось) было между реками Хоста и Агура (Хуорта)
- — четвёртое селение «Зенги» — в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.
Горные общества убыхов. Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803−1805 году.
Социальное устройство
Виноделие у убыхов
В 1837 году царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:
Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.
Медицина у убыхов
В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:
«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами.
Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».
Убыхский язык
Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем.
Согласно Генетической классификации языков убыхский язык (a-t°axə) являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.
Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман.
Тевфик Эсенч был прототипом главного героя романа Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.
Интересные факты
- Убыхские женщины пользовались славой красивейших одалисок султанского гарема.
- Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название убыхов «пёх», «pex», «pjox» (П. К. Услар) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфик Эсенча.
- Истории убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкубы «Последний из ушедших».
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..