Главная     Учебники - География      Абхазо-адыгские народы 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

Касоги

Касо́ги (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках средних веков.

  

Исторические сведения

943 год — «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал-баба», где сообщил, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказом (то есть Кавказским хребтом) и морем Рум (то есть Черным).

957 год — Константин Багрянородный, византийский император описал область, занимаемую касогами, называя её Κασαχια, в частности он писал:

« Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания. »

956 год упоминание о касогах содержится в летописном рассказе, описывающем восточный поход Святослава, а именно Лаврентьевская летопись сообщает : «Одоле Святослав козарам и град их Белу Вежу(иначе Саркел) взя. И ясы победи и касоги».

1191 год — грузинских источниках касоги (адыги) именуются «кашаги», в частности в грузинской «Истории и восхвалении венценосцев» сообщалось, что кашаги участвовали в походе Вардана Дадиани.

Касоги и Тмутаракань

Касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества, которое имело на них значительное влияние. В 1022 году с ними воюет князь Мстислав Тмутараканский; в следующем году они упоминаются вместе с хазарами в его дружине, когда он идет против своего брата Ярослава, и это упоминание иногда толкуется как основание считать, что Х веке касоги входили в состав Хазарии.

1066 год — имеется летописная заметка, что князь Ростислав Тмутараканский брал с касогов дань. После падения Тмутараканского княжества и занятия южнорусских степей половцами известия о касогах прерываются.

Наиболее громкое событие, связанное с именем касогов и записанное в летопись из дружинного сказания или, быть может, песни, состоит в том, что брат Ярослава Мудрого, Мстислав Тмутараканский, покорил касогов, убив в битве их предводителя Редедю (событие отражено в летописи Никона и в «Слове о полку Игореве»):

« И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю »

После нашествия татар

1223 год — в рассказе о появлении татар, летописец, говоря о происхождении этого нового неприятеля, прибавляет:

« и мы слышахом, яко многы страны поплениша, ясы, обезы (абасгов), касогы, и половець безбожных множество избиша »

После завоевания Северного Кавказа татарами касоги разделяли участь прочих северокавказских народов. В настоящее время потомками древних касогов должны считаться адыгские племена и, главным образом, кабардинцы (см. Черкесы), и частично донские казаки.

Осетины (ясы русских летописей), давнишние исторические соседи кабардинцев и черкесов, издревле и до сих пор называют их страну Кæсæг — Кабарда, а их самих кæсгон.

О касогах и Касахии

Об этнониме «касоги»

1822 год — Первая опубликованная научная работа по идентификации этнонима «касоги» и понятия «Касахия» принадлежит немецкому учёному Ю. Клапроту, в которой он сделал следующие выводы:

 — Папагия — это страна черкесов, которые жили на южном склоне Кавказа и в средневековых грузинских хрониках именуются Папагами, а их страна — Папагией. Ещё и сейчас у кабардинцев есть дворянский род, носящий имя Бабаги.
 — Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками (kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей.
 — После Казахии идет Кавказская гора, которая здесь означает снежную вершину Эльбруса, из северного склона которого вытекает Кубань. За Кавказской горой находится страна аланов. Таким образом, этот народ (аланы) занимал современную территорию осетин, жилища которых ещё и сегодня начинаются в нескольких лье от подошвы горы Эльбрус.

Знак принадлежности к со­циальным верхам казачьего общества запорожских и кубанских казаков — «оселедец» — основан на обычае, издавна принятом вначале у массагетов, затем у болгар, и ставшем общепринятым у народов, входивших в состав хазарской державы, в связи с чем некоторые производят название народов «касоги» и «хазары» (древнерусское «козаре») от слова «коса». Например, такая причёска была у древнерусского князя (кагана) Святослава.

Анализ их языка касков, которые в XV—XIII вв. до н. э. активизируются на северо-востоке Малой Азии, указывает на его родство с абхазо-адыгскими языками Кавказа.

В частности И. М. Дьяконов указывал — древнеармянское Гашк' (Գաշք), древнегрузинское кашаг, кашаки, византийское греческое Касахия, арабское кашак, древнерусское косог — обозначение адыгов (черкесов).

Обряд погребения

Погребения в Северо-Восточном Причерноморье, совершенные по обряду трупосожжения (кремации) достаточно часто встречаются и хорошо известны. Аналогичный обряд существовал и на территории Абхазии с X в. до н.э. до VI в. н.э. Многие погребения Северо-Западного Кавказа датируются V-XIV вв., которые Е.П. Алексеева связывает с абазинами и цебельдинскй археологической культурой. Однако по мнению А.В. Пьянкова (Краснодар) имеются более значимые основания отождествлять народ осуществлявший кремации с касогами/касахами/кашаками письменных источников (Пьянков, 2001, с. 117-120).

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..