Главная     Учебники - География      Абхазо-адыгские народы 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

close

Каски (народ)

Каски (кашки, кашаки, каскейцы, Ga-as-ga) — народность (группа племён), населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э. от р. Галиса (Кызыл-Ирмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от совр. Ерзнка — Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешиль-Ирмак) и Лик (Волчья река, Гайл-гет, Келькит). Говорили на языке, родственном языку хаттов..

Данная народность засвидетельствована в клинописных надписях древней Малой Азии. Иногда их называют — каскайские племена.

  

Общие сведения

Каски были естественной причиной расширения Хеттской империи севернее указанных областей. Известно, что каски нападали на хеттскую столицу Хаттуса.

Вероятно, каски вытеснили носителей палайского языка из Палы.

До XIV в. до н. э. у Каски сохранялась «военная демократия».

В XII веке до н. э. (по ассирийским источникам), каски обитали на восточной периферии Малой Азии, по соседству с племенами табал и мушки.

От касков на территориях их проживания осталось лишь некоторое количество названий местностей, населённых пунктов и имен лиц.

Последние упоминания о Каски относятся к VIII—VII вв. до н. э.

Этническая принадлежность

Этноним «каска» сохранился только в языке осетин для обозначения адыгов (черкесов) в виде слова «кашкон, касагта»..

И. М. Дьяконов писал — «Ассирийские источники конца II тыс. до н. э. упоминают в связи с касками также племена абeшлайцев и урумeйцев. Относительно урумейцев речь пойдет ниже; что же касается абешлайцев, то их племенное название, как и название касков, может быть истолковано как принадлежащее к языку абхазо-адыгской группы). И это еще, конечно, не доказательство принадлежности касков и абешлайцев к абхазо-адыгской языковой группе, так как во-первых, сходство названий может быть чисто случайным совпадением, а во-вторых, история языков показывает, что одинаковые этнические названия нередко прилагаются соседями и к неродственным по языку племенам, обладающим похожей культурой8).».

Древнеармянское Гашк' (Գաշք), древнегрузинское кашаг, кашаки, византийское греческое Касахия, арабское кашак, древнерусское косог — обозначение адыгов (черкесов).

История

Во время царствования Тудхалии II (примерно 1430 год до н. э.), каски заняли руины священного города Нерик. Его наследник, Арнуванда I, вознес молитвы богам чтобы вернуть Нерик империи, он также упомянул Камамму и Цалпуву как города, некогда бывшими Хеттскими, но попавшие под власть касков. Арнуванда сделал несколько попыток подчинить касков и наложить на них дань.

Между царствованием Арнуванды и Суппилулиумы I записи Машат-Хуюка фиксируют, что саранча опустошила посевы касков. Голодающие племена касков вместе с восточными союзниками из Ацци-Хаяса и Исувы обрушились на Хеттскую империю и сожгли Хаттусу дотла. Вероятно, что они также сожгли другую хеттскую столицу — Сапинуву. Внук Суппилулиумы Хаттусили II в середине 1200 года до н. э. писал, что каски «сделали Ненассу своей границей» и что их союзники из Ацци-Хайасы сделали то же самое с Самухой.

В письмах из Амарны, Аменхотеп III писал царю Арцавы Тархунте-Раду, что «страна Хаттусы» уничтожена и далее просит послать ему несколько людей из племени касков, о которых он слышал. Хетты также причисляли касков к числу своих врагов. В конечном счете Тудхалия и Суппилулиума отвоевали Хаттусу. Однако каски продолжали оставаться угрозой. В одной из битв они выставили 800 колесниц.

Во время недуга Арнуванды II хетты беспокоились, что каски из Ишупиты и Камаммы могут воспользоваться разразившейся чумой в Хеттской империи. Командир хеттских войск Ханнутти выступил на Ишупиты, однако там он скончался. Ишупита осталась вне империи.

Брат Арнуванды и его наследник Мурсили II записал в анналах, что он подавил это воостание. В следующее десятилетие каски были активны в Дурмитте и в Типии, в стране Зихаррия околы горы Тарикариму, у горы Ашарпая на пути в Палу. Восставшие каски рассыпались по этим землям в виде разбойничьих шаек. Наконец Мурсили разбил по частям восставших касков. Однако каски объединились под предводительством Пиххунии из станы Типия. Пиххуния занял Иститину вплоть до города Зарисса. Мурсили все же разбил его и привел его как пленника в Хаттусу.

Мурсили перешёл к оборонной стратегии, построив цепи приграничных укреплений. Но, даже несмотря на это, в начале XIII столетия до н. э., во время царствования царя хеттов Мутавалли II, каски грабили Хаттусу. Мутавалли перенёс столицу в Тархунтассу и назначил своего брата, будущего Хаттусили III правителем северных земель. Хаттусили разбил касков во время отвоевания Нерика, и когда взошёл на престол снова сделал Хаттусу столицей.

Хеттская империя пала во время бедствий 1200 года до н. э. и нашествия народов моря. Ассирийский царь Тиглатпаласар I записал в конце 1200 года до н. э., что каски и их союзники мушки активны в районах, бывших ядром Хеттской империи. Тиглитпаласар разбил их и каски исчезают из исторических источников. Когда сведения о территории Малой Азии снова появляются, территории касков оказываются заняты киммерийцами.

Сведения Масуди

Значительно позже, в 943 г. арабский историк, географ и путешественник аль-Масуди, сообщает :

За пределами страны аланов, между Кавказом и морем Рум (Roum, или Чёрное), обитают кешеки (Оссеты называют черкесов kasakh, мингрельцы — kachak).

«Эта нация миролюбивая, и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие, затканные золотом, шелковые ткани. Несмотря на то, что аланы более могущественный народ, они не могли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря. Одни утверждают, что это море Рум, другие, что это Нитис (Понт). Несомненно, однако, что кешеки находятся недалеко от города Трапезунда; они постоянно сообщаются с этим городом, плавая к его берегам в своих галерах, в которых отвозят и привозят товары. Кешеки ещё не смогли померяться силами в открытом бою с аланами, потому что у них нет вождя, который мог бы их объединить. Если бы они жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них. Слово „кешек“ — персидское и означает — „гордый“, „надменный“.»

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..