Главная Учебники - География Абхазо-адыгские народы
|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
Абадзехи
Абадзехи (самоназвание: адыгэ, абдзах) — субэтнос адыгов. В России большинство абадзехов живёт в ауле Хакуринохабль (Шовгеновского района Адыгеи). За рубежом, самое большое количество абадзехов (потомки мухаждиров) находятся в диаспоре в Турции — около 500 тыс. человек. Небольшое количество абадзехов сейчас в диаспоре в Израиле — около 500 человек. Также небольшое количество абадзехов проживает на территории Иордании, Сирии и др. стран. ЯзыкГоворят на абадзехском диалекте адыгского языка, который в настоящее время все больше вытесняется адыгейским литературным. Хотя отдельные черты абадзехского диалекта сохраняются в речи большинства абадзехов, на чистом диалекте говорят только представители старшего поколения (70 лет и старше). ИсторияПо мнению некоторых историков, название субэтноса происходит от черкесского слова «ниже абхазцев», что соответствовало их географическому месторасположению. До Кавказской войны Абадзехи населяли северный склон Кавказского хребта, пространство между р. Схагуаше и р. Суп, отделявшею их от Шапсугов.Главные поселения или аулы были расположены в долинах рек Курджипса, Пчехе, Пшиша и Псекупса. Они разделялись на девять обществ или хаблей, то есть географически они проживали в горной части современной Адыгеи и Краснодарского края. Абадзехи проживали в следующих аулах : Гуте (Гуте-хабль), Бешуковы (Бешуко-хабль), Баккый-хабль, Неджуко-хабль, Ашё-хабль, Абидда-хабль (или Удагажук), Тугуз-хабль, Цей-хабль,Меретуко-хабль(2 аула) Тлиш-хабль, Анчоко-хабль (было известно у русских больше под названием общества Тфишебс), Нашемуко-хабль, Калмуко-хабль, Батыр-хабль, Гонежуко-хабль, Махачимо-хабль, (два аулы общества Темдаши — Джянчат-хабль и Даур-хабль), Шагуче-хабль, Хажджако-хабль, Ту-хабль Наименования аулов были образованы по фамилиям наиболее славных абадзехских дворянских родов — Едыге, Бешуковы, Анчоковы, Гуте, Джянчатовы, Дауровы, Гонежуковы, Хатуковы, Бета, Неджуковы, Цей После Кавказской войны большинство абадзехов (как и других черкесов) было выселено в Османскую Империю; оставшаяся незначительная часть была царским указом переселена на степные территории современного Шовгеновского района. Абадзехи, будучи племенем самым многочисленным (в действительности — вторые по численности среди закубанских черкесов после шапсугов) и воинственным, разделялись на нагорных, или дальних, и на равнинных, или ближних. Нагорные абадзехи сражались, по преимуществу, пешие, а равнинные дрались всегда верхом. Как писал К. Ф. Сталь: «…абадзех свободен, не терпит другой власти кроме обычаев, беден, но храбр. Нищета, оружие, любовь к буйной свободе — вот наследие от отца к сыну переходящее…» Не сливаясь с другими группами черкесов, сохраняли свою самобытность до изгнания в Османскую Империю по окончании Кавказской войны. Проживали, в основном, хуторами, разбросанными на лесных полянах. Самый большой аул, по свидетельствам очевидцев, составлял до 1000 домов. Разделялись абадзехи на дальних (нагорных) и ближних (равнинных). Племя делилось на общества, общества подразделялись на общины, управляемые выборными старшинами. При обсуждении и решении важных вопросов старшины сходились на общее собрание. В период покровительства черкесам турецкого султана абадзехи приняли шариат. В 1841 году были введены шариатские суды среди ближних абадзехов. Число родов доходило до 80. Не имея класса князей, абадзехи имели дворянские роды: Бешок, Инемок, Джанчат, Анчок, Даур, Негиок. Упоминаются также князья, по-видимому, кабардинского происхождения, воспитывавшиеся у абадзехских дворянских родов. Из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона»: В конце XIX территория абадзехов занимала более 7000 кв. км., обнимая почти весь нынешний Майкопский отд. Кубанской области и значительную часть Екатеринодарского. Вся эта местность очень гориста, в особенности в южной части её, где многие горы поднимаются до 9 и даже 10½ тыс. футов; прежде она была покрыта густыми сплошными лесами, где они укрывались от врагов. Долины Псекупса, Пшиша, Пшехи были густо заселены, представляя местами почти сплошные аулы, с фруктовыми садами, остатки которых и теперь встречаются в лесах. Абадзехи занимались хлебопашеством и садоводством, держали много скота и особенно ценили лошадей. Поляна Туби, расположенная на выс. от 4½ до 7½ тыс. фт., на плато Логанаки в верховьях реки Курджипс, почиталась у них священной, как первый пункт, который заняли предки абадзехов. Много было колёсных дорог, следы которых и теперь сохранились. В горах абадзехи добывали железо, свинец, медь и, может быть, серебро. Абадзехи исповедуют магометанскую религию, но есть и следы языческого культа. Они принадлежат к так называемой западно-горской группе кавказских племён, составляя одну из ветвей племени адыге. Абадзехи большею частью среднего или высокого роста, хорошо сложены, отличаются ловкостью и быстротой движений. Жили абадзехи как большими, так и очень маленькими аулами; князей никогда не имели, но очень почитали знатные роды — уорки. Между уорками и прочими жителями аулов существовала известная зависимость. Каждая община жила самостоятельной жизнью. Некоторые общины уорков не имели, а избирали старшин. Для решения разных вопросов собирались мирские сходы. В 1864 г. большая часть абадзехов переселилась в Азиатскую Турцию; приблизительно одна десятая часть осталась в Кубанской области и была поселена на плоскости в Майкопском и Екатеринодарском отделах. По сведениям Дьячкова-Тарасова, число абадзехов в конце XIX века не превосходит 5000 чел. Аулы абадзехов довольно опрятны; много основательных построек с железными крышами, чистые школы. Хозяйство и торговляОсновные занятия — земледелие, животноводство, садоводство. В 1837 году — царский генерал И. Ф. Бларамберг, составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:
Современные исследования учёных (Максидов А. А., Чирг А. Ю.) подтвердили, что Древняя Абадзехия осуществляла внешнюю торговлю, особенно активно с Анатолией. Известные абадзехиБерсей Умар Хапхалович (1807—1865) — адыгский (абаздехский) просветитель адыгского народа, лингвист, ученый, писатель, поэт — баснописец, внес значительный вклад в становление адыгской литературы и письменности, составил и издал в 14 марта 1855 года первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике) (день рождения адыгской письменности); (Был украден из абаздехской семьи в возрасте 8 лет, обучался в Египте, знал несколько языков). Абадзехи. Лечение минеральными водами и грязямиА. Н. Дьячков-Тарасов в своем Историко-этнографическом очерке «Абадзехи» так повествует о древней медицине абаздехов:
Библиография
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..
|
|
|