Главная Учебники - География Абхазия. География и история
|
|
содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77 78 ..
Сухумский троллейбусСуху́мский тролле́йбус — троллейбусная система в столице Абхазии - Сухуме. Движение троллейбусов было открыто 3 января 1968. В настоящее время в городе работает три маршрута, которые обслуживают 25 троллейбусов. Одна из немногих троллейбусных систем на территории бывшего СССР с полностью обновлённым подвижным составом. Кроме того, Сухум, наряду с Ереваном, является одним из двух городов Закавказья, где сохранилось троллейбусное движение. Стоимость проезда с 1 января 2014 года - 5 рублей. Троллейбусы работают с 6:30 до 20:30. Движение троллейбусов прерывалось в 1992 - 1993 гг. во время войны. В 1994 году полностью восстановлено в прежнем объёме. ИсторияТроллейбусная система была открыта 3 января 1968 года от Турбазы до перекрёстка улиц Дзержинского(Гумистинская) и Эшба. Открывали движение семь троллейбусов ЗиУ-5Г. Пущен маршрут №1. В первые годы существования системы троллейбусы отстаивались и ремонтировались прямо на улице. В том же году в город поступили первые троллейбусы ЗиУ-682 и Шкода-9Тр, которые впоследствии стали основой троллейбусной системы. 30 апреля 1968 маршрут продлён по новой линии от Турбазы до Келасури(Кяласур). 22 апреля 1970 построена линия до Рынка, пущен маршрут №2 "Рынок - Келасур". С 1962 по 1972 годы велось строительство депо на ул. Дзержинского(Гумистинская), и 1 мая 1972 состоялось открытие депо и продление линии по ул. Дзержинского(Гумистинская) до пересечения улиц Дзержиского(Гумистинская) и Северная(Аргун). Продлён маршрут №1, и пущен новый маршрут №4 до Рынка. В августе 1977 года продлена линия от Келасури(Кяласур) до Тхубун(Каштак). Продлён маршрут №2 и пущен новый маршрут №3 от 1 микрорайона(Новый район) до новой конечной Тхубун(Каштак). 7 сентября 1981 построена новая линия до Железнодорожного посёлка(Старый посёлок), перенаправлен маршрут №3. 5 октября 1982 троллейбусную линию продлили вглубь 1 микрорайона(Новый района) окольцевав по улицам Дзержинского(Гумистинская), Агрба, Киараз. Продлены маршруты №1 и №4. Действовали следующие маршруты:
В августе 1983 открыта новая линия от Рынка до Школы №12(Маяк). Пущен новый маршрут №4А "1 микрорайон(Новый Район) - Школа №12(Маяк)". В середине 1980-х перенаправлен маршрут №3 от Тхубун(Каштак) до Рынка. В 1990 отменён маршрут №4А и линия от Рынка до Школы №12(Маяк) была частично демонтирована. Работали следующие маршруты:
На маршрутах одновременно работало до 45 машин. Существовали планы продления троллейбуса от конечной Тхубун(Каштак) до посёлка Гулрыпш(Гульрипш) и до аэропорта Бабушар(Бабышар), но развал Советского Союза эти планы осуществить не дал. Система непрерывно работала до сентября 1992 года, когда в Абхазию пришла война. Троллейбусное движение с перебоями продолжалось вплоть до штурма Сухума в сентябре 1993 года. От войны пострадало три троллейбуса (два ЗиУ-9 полностью разрушены в результате налёта авиации, ещё одну Шкоду-9Тр по рассказам местных жителей нагрузили награбленным в городе товаром, прицепили к танку и угнали в горы сванские боевики). Троллейбусы вновь вышли на городские улицы в апреле 1994 году, с тех пор движение не прерывалось (исключения - длительные перерывы в работе некоторых маршрутов из-за ремонта линий). Первая восстановленная линия была Новый район - Рынок, затем до Кяласур и Маяка. К 2004 действовали следующие маршруты:
В течение следующих нескольких лет в город в качестве гуманитарной помощи поступили 14 б/у троллейбусов из Майкопа и Москвы, состояние большинства из них оставляло желать лучшего. Были восстановлены линии в Старый посёлок(маршрут №4) и в Каштак(2005 год)(продлён №2 и пущен №3). Действовали следующие маршруты:
В 2008 году из-за нерентабельности закрыт маршрут №3. В 2010 году Сухум закупил 25 новых троллейбусов российского производства, что стало крупнейшим обновлением парка за всю историю системы. Через год были списаны последние старые троллейбусы ЗиУ-682, теперь на маршруты выходят только новые машины. В 2011 году маршрут №4 переименован в маршрут №3. 20 июня 2012 года во время урагана была повреждена троллейбусная линия маршрута № 2 на участке от Рынка до Маяка. Линия не была восстановлена, маршрут был укорочен до Рынка. 1 января 2014 подорожал проезд с 3 до 5 рублей. МаршрутыДействующие
До Грузино-Абхазской войны 1992-1993 гг.
На 2015 год
Соответствие старых довоенных конечных современным
Конечная "Кяласур" ("Келасури") ликвидирована в 2005 году в связи с восстановлением движения на участке "Кяласур — Каштак". В 2012 году вследствие урагана, повредившего контактную сеть от центрального рынка по посёлка "Маяк", маршрут №2 был временно укорочен до ост. "Центральный рынок". Подвижной составДля открытия системы были куплены 15 троллейбусов: ЗиУ-5Г(№№ 01-12) и ЗиУ-5Д(№№ 14-15). Позже были закуплены ещё 25 троллейбусов модели ЗиУ-5Д(№№ 16-40). В 1973 куплены 6 троллейбусов модели ЗиУ-682Б(№№ 41-46). В 1974 троллейбусный парк пополнился троллейбусами чехословацкого производства Skoda 9Tr19(№№ 47-51). Через год модельный ряд пополнился ещё четырьмя троллейбусами модели ЗиУ-682Б(№№ 52-55). В 1980 году троллейбусный парк насчитывал 21 машину Skoda 9Tr, и 24 машин ЗиУ-682. До развала Советского Союза и начала войны пришли ещё 49 машин(№№ 56-104). Это были троллейбусы моделей: ЗиУ-682В(№№ 63-79), Skoda 9Tr(№№ 80-89), ЗиУ-682В [В00](№№ 90-96, 99), Skoda 14Tr02/6(№№ 97, 98), ЗиУ-682Г [Г00](№№ 100-104). Интерестно что в Сухуми был и грузовой троллейбус КТГ-1(поступил в 1979 году), для хозяйственных нужд депо. После военнных действий подвижной состав города был в удручающем состоянии, и долго не обновлялся. В 1998 из Майкопа был передан троллейбус ЗиУ-682Г [Г00](№ 01). В 2001 Москва передала городу 8 своих бывших троллейбусов модели ЗиУ-682Г-016(№№ 112-121). В 2003 ещё один ЗиУ-682Г [Г00](№ 02) с Майкопа и два ЗиУ-682Г [Г00](№№ 03, 04) с Москвы. Проработали они все недолго. Троллейбусы в Сухуме во все времена эксплуатировались относительно недолго, что связано с низкой культурой обслуживания подвижного состава. Переданные в Сухум московские троллейбусы уже находились в плохом состоянии, а один из майкопских троллейбусов(№ 02) сгорел в результате поджога. В 2004 году было куплено 7 свежих заводских троллейбусов ЗиУ-682Г-016(№№ 105-111), однако и они были оставлены от эксплуатации практически сразу после прихода новых машин (4 из них, №№106-109, были списаны в январе 2011 года, остальные три троллейбуса - №105, 110, 111 - были отстатвлены от эксплуатации в июне 2011 года.) Осенью 2011 эти машины были частично разукомплектованы, в начале 2012 - списаны. В 2013 году абсолютно все старые кузова троллейбусов были повалены на бок, а летом осенью 2013 - частично порезаны. Фактически, машины проработали всего лишь 6 лет - такой срок эксплуатации троллейбусов можно встретить лишь в подмосковных Химках. Состояние отдельных машин заводской партии 2004 года было близко к идеальному. В настоящее время в Сухуме в маршрутном движении используется 25 троллейбусов(все они были куплены в 2010 году) модели ЗиУ-682Г-016.04 (20 машин, в эксплуатации - 14)(№№ 122-132, 138-146) и ТролЗа-5275.07 «Оптима» (5 машин, в эксплуатации - 4)(№№133-137). Все новые троллейбусы окрашены в ярко-оранжевый цвет с широкой белой полоской под окнами. Если на троллейбусе есть реклама, то она занимает только белую полосу. На новых троллейбусах используются и электронные и обычные маршрутоуказатели. Названия конечных станций на них написаны как на русском, так и на абхазском языках. Оплата проездаПосадка в троллейбус производится в среднюю и заднюю двери, а выход в переднюю. Проезд оплачивается водителю при выходе, билеты отсутствуют. Стоимость проезда с 1 января 2014 года составляет 5 рублей (ранее - 3 рубля). Такая стоимость проезда даёт троллейбусу ощутимое преимущество перед маршрутными такси и автобусами, стоимость проезда в которых в несколько раз выше (автобус - 10 рублей, маршрутные такси от 15 до 20 рублей). Проблемы
ПерспективыНа сегодняшний день закрытие троллейбусной системе Сухума не грозит. Имеется стабильный пассажиропоток на всех маршрутах. Вместе с тем, уровень развития инфраструктуры города может негативно сказаться на работе троллейбусной системы. Планы по строительству новых линий в данный момент отсутствуют.
содержание .. 70 71 72 73 74 75 76 77 78 ..
|
|
|