Главная     Учебники - География      Абхазия. География и история 

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  ..

close

Сухумский троллейбус

Сухумский троллейбус
Sukhum troll depo.jpg
Троллейбусная система
Страна

АбхазияFlag of Abkhazia.svg Абхазия

Город

Сухум

Дата открытия

3 января 1968

Количество маршрутов

3

Количество троллейбусных парков

1

Количество троллейбусов

25

Модели эксплуатируемых троллейбусов

ЗиУ-682Г-016.04, ТролЗа-5275.07 «Оптима»

Стоимость проезда

5 рублей

Суху́мский тролле́йбус — троллейбусная система в столице Абхазии - Сухуме.

Движение троллейбусов было открыто 3 января 1968. В настоящее время в городе работает три маршрута, которые обслуживают 25 троллейбусов. Одна из немногих троллейбусных систем на территории бывшего СССР с полностью обновлённым подвижным составом. Кроме того, Сухум, наряду с Ереваном, является одним из двух городов Закавказья, где сохранилось троллейбусное движение. Стоимость проезда с 1 января 2014 года - 5 рублей. Троллейбусы работают с 6:30 до 20:30.

Движение троллейбусов прерывалось в 1992 - 1993 гг. во время войны. В 1994 году полностью восстановлено в прежнем объёме.

  

История

Троллейбусная система была открыта 3 января 1968 года от Турбазы до перекрёстка улиц Дзержинского(Гумистинская) и Эшба. Открывали движение семь троллейбусов ЗиУ-5Г. Пущен маршрут №1. В первые годы существования системы троллейбусы отстаивались и ремонтировались прямо на улице. В том же году в город поступили первые троллейбусы ЗиУ-682 и Шкода-9Тр, которые впоследствии стали основой троллейбусной системы. 30 апреля 1968 маршрут продлён по новой линии от Турбазы до Келасури(Кяласур). 22 апреля 1970 построена линия до Рынка, пущен маршрут №2 "Рынок - Келасур". С 1962 по 1972 годы велось строительство депо на ул. Дзержинского(Гумистинская), и 1 мая 1972 состоялось открытие депо и продление линии по ул. Дзержинского(Гумистинская) до пересечения улиц Дзержиского(Гумистинская) и Северная(Аргун). Продлён маршрут №1, и пущен новый маршрут №4 до Рынка. В августе 1977 года продлена линия от Келасури(Кяласур) до Тхубун(Каштак). Продлён маршрут №2 и пущен новый маршрут №3 от 1 микрорайона(Новый район) до новой конечной Тхубун(Каштак). 7 сентября 1981 построена новая линия до Железнодорожного посёлка(Старый посёлок), перенаправлен маршрут №3. 5 октября 1982 троллейбусную линию продлили вглубь 1 микрорайона(Новый района) окольцевав по улицам Дзержинского(Гумистинская), Агрба, Киараз. Продлены маршруты №1 и №4. Действовали следующие маршруты:

  • №1 1 микрорайон(Новый район) - Келасури(Кяласур)
  • №2 Рынок - Тхубун(Каштак)
  • №3 Железнодорожный посёлок(Старый посёлок) - Тхубун(Каштак)
  • №4 1 микрорайон(Новый район) - Рынок

В августе 1983 открыта новая линия от Рынка до Школы №12(Маяк). Пущен новый маршрут №4А "1 микрорайон(Новый Район) - Школа №12(Маяк)". В середине 1980-х перенаправлен маршрут №3 от Тхубун(Каштак) до Рынка. В 1990 отменён маршрут №4А и линия от Рынка до Школы №12(Маяк) была частично демонтирована. Работали следующие маршруты:

  • №1 1 микрорайон(Новый Район) - Келасури(Кяласур)
  • №2 Рынок - Тхубун(Каштак)
  • №3 Железнодорожный посёлок(Старый посёлок) - Рынок
  • №4 1 микрорайон(Новый район) - Рынок

На маршрутах одновременно работало до 45 машин. Существовали планы продления троллейбуса от конечной Тхубун(Каштак) до посёлка Гулрыпш(Гульрипш) и до аэропорта Бабушар(Бабышар), но развал Советского Союза эти планы осуществить не дал.

Система непрерывно работала до сентября 1992 года, когда в Абхазию пришла война. Троллейбусное движение с перебоями продолжалось вплоть до штурма Сухума в сентябре 1993 года. От войны пострадало три троллейбуса (два ЗиУ-9 полностью разрушены в результате налёта авиации, ещё одну Шкоду-9Тр по рассказам местных жителей нагрузили награбленным в городе товаром, прицепили к танку и угнали в горы сванские боевики). Троллейбусы вновь вышли на городские улицы в апреле 1994 году, с тех пор движение не прерывалось (исключения - длительные перерывы в работе некоторых маршрутов из-за ремонта линий). Первая восстановленная линия была Новый район - Рынок, затем до Кяласур и Маяка. К 2004 действовали следующие маршруты:

  • №1 Новый район - Рынок
  • №2 Маяк - Кяласур

В течение следующих нескольких лет в город в качестве гуманитарной помощи поступили 14 б/у троллейбусов из Майкопа и Москвы, состояние большинства из них оставляло желать лучшего.

Были восстановлены линии в Старый посёлок(маршрут №4) и в Каштак(2005 год)(продлён №2 и пущен №3). Действовали следующие маршруты:

  • №1 Новый район - Рынок
  • №2 Маяк - Каштак
  • №3 Новый район - Каштак
  • №4 Старый посёлок - Рынок

В 2008 году из-за нерентабельности закрыт маршрут №3. В 2010 году Сухум закупил 25 новых троллейбусов российского производства, что стало крупнейшим обновлением парка за всю историю системы. Через год были списаны последние старые троллейбусы ЗиУ-682, теперь на маршруты выходят только новые машины. В 2011 году маршрут №4 переименован в маршрут №3. 20 июня 2012 года во время урагана была повреждена троллейбусная линия маршрута № 2 на участке от Рынка до Маяка. Линия не была восстановлена, маршрут был укорочен до Рынка. 1 января 2014 подорожал проезд с 3 до 5 рублей.

Маршруты

Действующие

Маршрут Начальная остановка Путь следования Конечная остановка
1 Новый район (ул. Гумистинская - ул. Аргба) - (к/ст "1-микрорайон) - ул. Киараз - ул. Аргун - ул. Эшба - ул. Дзидзария - ул. Генерала Дбар - ул. Аиааира - ул. Имама Шамиля - (к/ст "Центральный рынок") - ул. Лакоба - ул. Абазинская - ул. Дзидзария - ул. Эшба - ул. Гумистинская - ул. Аргба Центральный рынок
2 Поселок "Каштак" Кодорское шоссе - ул. Акиртаа - ул. Аиааира - ул. Имама Шамиля - (к/ст "Центральный рынок") - ул. Лакоба - ул. Акиртаа - Кодорское шоссе Центральный рынок
3 Железнодорожный поселок ул. Нозадзе - ул. Эшба - ул. Дзидзария - ул. Генерала Дбар - ул. Аиааира - ул. Имама Шамиля - (к/ст "Центральный рынок) - ул. Лакоба - ул. Абазинская - ул. Дзидзария - ул. Эшба - ул. Нозадзе Центральный рынок

До Грузино-Абхазской войны 1992-1993 гг.

Александр Харазия, директор троллейбусного депо г. Сухум. 2006 год.
  • 1. 1-й микрорайон — Келасури
  • 2. Школа № 12 — Тхубун
  • 3. Железнодорожный посёлок — Рынок
  • 4. 1-й микрорайон — Школа № 12

На 2015 год

  • № 1 "Новый район - Центральный рынок"
  • № 2 "Каштак - Центральный рынок"
  • № 3 "Железнодорожный посёлок - Центральный рынок"

Соответствие старых довоенных конечных современным

  • 1-й микрорайон = Новый район
  • Школа № 12 = Маяк
  • Тхубун = Каштак
  • Келасури = Кяласур
  • Старый посёлок = Железнодорожный посёлок

Конечная "Кяласур" ("Келасури") ликвидирована в 2005 году в связи с восстановлением движения на участке "Кяласур — Каштак". В 2012 году вследствие урагана, повредившего контактную сеть от центрального рынка по посёлка "Маяк", маршрут №2 был временно укорочен до ост. "Центральный рынок".

Подвижной состав

Для открытия системы были куплены 15 троллейбусов: ЗиУ-5Г(№№ 01-12) и ЗиУ-5Д(№№ 14-15). Позже были закуплены ещё 25 троллейбусов модели ЗиУ-5Д(№№ 16-40). В 1973 куплены 6 троллейбусов модели ЗиУ-682Б(№№ 41-46). В 1974 троллейбусный парк пополнился троллейбусами чехословацкого производства Skoda 9Tr19(№№ 47-51). Через год модельный ряд пополнился ещё четырьмя троллейбусами модели ЗиУ-682Б(№№ 52-55).

В 1980 году троллейбусный парк насчитывал 21 машину Skoda 9Tr, и 24 машин ЗиУ-682.

До развала Советского Союза и начала войны пришли ещё 49 машин(№№ 56-104). Это были троллейбусы моделей: ЗиУ-682В(№№ 63-79), Skoda 9Tr(№№ 80-89), ЗиУ-682В [В00](№№ 90-96, 99), Skoda 14Tr02/6(№№ 97, 98), ЗиУ-682Г [Г00](№№ 100-104). Интерестно что в Сухуми был и грузовой троллейбус КТГ-1(поступил в 1979 году), для хозяйственных нужд депо.

После военнных действий подвижной состав города был в удручающем состоянии, и долго не обновлялся. В 1998 из Майкопа был передан троллейбус ЗиУ-682Г [Г00](№ 01). В 2001 Москва передала городу 8 своих бывших троллейбусов модели ЗиУ-682Г-016(№№ 112-121). В 2003 ещё один ЗиУ-682Г [Г00](№ 02) с Майкопа и два ЗиУ-682Г [Г00](№№ 03, 04) с Москвы. Проработали они все недолго. Троллейбусы в Сухуме во все времена эксплуатировались относительно недолго, что связано с низкой культурой обслуживания подвижного состава. Переданные в Сухум московские троллейбусы уже находились в плохом состоянии, а один из майкопских троллейбусов(№ 02) сгорел в результате поджога.

В 2004 году было куплено 7 свежих заводских троллейбусов ЗиУ-682Г-016(№№ 105-111), однако и они были оставлены от эксплуатации практически сразу после прихода новых машин (4 из них, №№106-109, были списаны в январе 2011 года, остальные три троллейбуса - №105, 110, 111 - были отстатвлены от эксплуатации в июне 2011 года.) Осенью 2011 эти машины были частично разукомплектованы, в начале 2012 - списаны. В 2013 году абсолютно все старые кузова троллейбусов были повалены на бок, а летом осенью 2013 - частично порезаны. Фактически, машины проработали всего лишь 6 лет - такой срок эксплуатации троллейбусов можно встретить лишь в подмосковных Химках. Состояние отдельных машин заводской партии 2004 года было близко к идеальному.

В настоящее время в Сухуме в маршрутном движении используется 25 троллейбусов(все они были куплены в 2010 году) модели ЗиУ-682Г-016.04 (20 машин, в эксплуатации - 14)(№№ 122-132, 138-146) и ТролЗа-5275.07 «Оптима» (5 машин, в эксплуатации - 4)(№№133-137). Все новые троллейбусы окрашены в ярко-оранжевый цвет с широкой белой полоской под окнами. Если на троллейбусе есть реклама, то она занимает только белую полосу.

На новых троллейбусах используются и электронные и обычные маршрутоуказатели. Названия конечных станций на них написаны как на русском, так и на абхазском языках.

Оплата проезда

Посадка в троллейбус производится в среднюю и заднюю двери, а выход в переднюю. Проезд оплачивается водителю при выходе, билеты отсутствуют. Стоимость проезда с 1 января 2014 года составляет 5 рублей (ранее - 3 рубля). Такая стоимость проезда даёт троллейбусу ощутимое преимущество перед маршрутными такси и автобусами, стоимость проезда в которых в несколько раз выше (автобус - 10 рублей, маршрутные такси от 15 до 20 рублей).

Проблемы

  • Низкий уровень культуры обслуживания подвижного состава
  • Плохое состояние контактной сети во всём городе
  • Недостаточно развитая инфраструктура троллейбусного депо
  • Проблемы с получением запчастей для ремонта троллейбусов

Перспективы

На сегодняшний день закрытие троллейбусной системе Сухума не грозит. Имеется стабильный пассажиропоток на всех маршрутах.

Вместе с тем, уровень развития инфраструктуры города может негативно сказаться на работе троллейбусной системы. Планы по строительству новых линий в данный момент отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  ..