§ 21. ИЗЫСКАНИЯ ПРИ РАБОЧЕМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
МОСТОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
После того как выбрана схема моста и определено положение\ опор
разведывают основание каждой опоры. Примерные объемы разведочных работ в
основании одной опоры для различных условий указаны в табл. V-1. Если на
площадку проектируемой опоры топали выработки, пройденные при изысканиях
для стадии технического проекта, объемы планируемой разведки и
отвечающего ей полевого и лабораторного опробования вскрываемых грунтов
основания соответственно сокращают.
Число и глубина скважин, закладываемых под опору, даны в таблице
ориентировочно. Они неодинаковы для различных условий основания опор.
При благоприятных условиях и длине большей оси проектируемой опоры,
меньшей 15 м, проходят одну скважину в центре контура фундамента, а
при большей длине — две скважины по краям длинной оси. Также располагают
выработки и в случае падения более 15° пластов или кровли прочных пород,
залегающих под аллювием. Третью скважину бурят по оси моста у одной из
длинных сторон опоры так, что в плане точки всех трех выработок образуют
треугольник. Четыре скважины располагают по углам ромба, описываемого на
плановом очертании фундамента проектируемой опоры: две — на оси моста;
две — на длинной оси опоры.
Если геофизическая разведка обнаружила на расстоянии до нескольких
метров от предполагаемого места размещения опоры карстовые полости или
подземные льды, может возникнуть решение о смещении оси моста или
сдвижке отдельных опор по оси. Для определения точного положения в плане
и по глубине и размеров этих образований закладывают дополнительные
скважины в стороне от контуров фундаментов опор проектируемого моста для
решения вопросов необходимых смещений.
При экспертизе технического проекта и по замечаниям строительной
организации могут быть приняты решения по изменениям положения оси
трассы, высоты проектной линии, схемы и длины моста и др. В связи с этим
может возникнуть необходимость выполнения при изысканиях для рабочих
чертежей дополнительных геофизических исследований, разведки, полевого и
лабораторного опробования на участках перетрассировок, в местах нового
расположения опор моста и потребность в составлении дополняющих
разрезов, описаний и т. п. При повышении проектной линии может
потребоваться доразведка месторождений грунтов для1 возведения более
высоких насыпей на подходах к мосту.
В задачи изысканий входит также инженерно-геологическое обоснование
застройки и временной эксплуатации сооружений на строительных площадках
у мостового перехода и организуемых карьерах строительных материалов. К
переходу и карьерам от действующих путей может понадобиться проложить
подъездные пути, трассы которых также нужно обследовать.
По результатам изучения оснований проектируемых
опор моста составляют уточненные продольный инженерно-геологический
профиль перехода и поперечные геологические разрезы, а для сложных
условий иногда и блок-диаграммы оснований опор моста. Для участков
перетрассировок составляют заключения с приложениями по форме
специальной части инженерно-геологического отчета в стадии технического
проекта (см. § 20).