ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕКИ ПРИ ТРАССИРОВАНИИ ДОЛИННЫХ ХОДОВ

  Главная       Учебники - География         Переходы через водотоки (Л. Г. Бергам)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

§ 16. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕКИ ПРИ ТРАССИРОВАНИИ ДОЛИННЫХ ХОДОВ

 

Трассирование дороги в пределах долины реки вызывает необходимость определения отметок расчетных уровней воды УВВР% на всем протяжении долинного хода.

Определение УВВР% следует делать сначала камерально до производства полевых работ по имеющимся картографическим и гидрологическим материалам, чтобы наметить положение трассы по возможности вне пределов разлива паводочных вод.

Продольный профиль реки в этом случае составляют по топографическим картам крупных масштабов; отметки УВВр определяют по данным наблюдений «а водпостах, а за отсутствием их подбором расхода Qp% по сечениям, снятым с карты в характерных местах долины реки. Величины Qp% определяют по генетическим формулам.

Такое предварительное определение отметок УВВР% необходимо также для составления программы полевого морфометрическото обследования реки на протяжении долинного хода. Продольный профиль реки снимают в натуре и устанавливают отметки УВВ на всем протяжении долинного хода методами, описанными в § 14. Там же, где паводочные воды при расчетном уровне подтопляют земляное полотно, в поле выполняют дополнительное обследование для расчета скорости течения вдоль насыпи, высоты ветровой волны, ледохода на пойме, руслового процесса и выпуска воды из части •пойменной акватории, отсеченной насыпью проектируемой дороги.

Особенностью съемки продольного профиля реки для долинного хода трассы является большая протяженность его (десятки, а иногда и сотни километров). Поэтому основой съемки служит теодолитный ход трассы, к которому привязывают нивелировку урезов воды, мбрфостворы и план русла реки.

Для правильного переноса отметок УВВР% от русла реки на трассу по картографическим материалам составляют ситуационную схему долины реки, на которой показывают: трассу дороги, русло реки с отметками УВВР%, устья притоков, все гидротехнические сооружения и мосты, положение населенных пунктов, водомерные посты, морфостворы, границы разлива, растительности и розу ветров.

Ввиду сложности переноса отметок УВВро от свободно меандрирующего русла или русла с незавершенным меандрированием к трассе, проходящей вблизи границ обширной поймы, на ситуационной схеме долины реки показывают также линии переноса этих отметок.

В случаях перекоса водного зеркала на полугорных блуждающих реках по отметкам УВВ, установленным на обоих берегах долины, определяют величину перекоса и затем на ситуационной схеме проводят горизонтали водной поверхности при расчетном УВВр°/о

Скорости течения на пойме вдоль речного откоса подтопляемого земляного полотна определяют по морфостворам, снимаемым на участке подтопления.
 

На участках подтопления, кроме скорости течения, определяют высоту ветровой волны, подходящей к откосу насыпи.

Исходные данные для расчета волны (длины разгонов с учетом залесенности для -ветра разных румбов, -средние глубины воды и скорости ветра по направлениям этих разгонов, а также углы подхода волны к откосу насыпи) определяют по ситуационной схеме долины, розе, -ветров и морфостворам.

В местах подтопления земляного полотна необходимо также выяснить возможность выхода льда на -пойму и подхода плывущих льдин к откосу насыпи.

Скорости течения, высота ветровой волны и мощность ледохода определяют тип укрепления откоса земляного полотна дороги, подвергающегося их воздействию.

На протяжении долинного хода трасса проектируемой дороги на отдельных участках может приближаться к руслу реки. В этих случаях необходимо выполнить русловые съемки, размеры которых в зависимости от типа руслового процесса приведены в § 17. По материалам таких съемок методикой, изложенной в гл. VII, выполняют прогнозирование руслового 'процесса и в необходимых случаях предусматривают, укрепление подмываемых берегов русла или его спрямление.

В узких долинах горных рек, где устройство земляного полотна может значительно стеснять живое сечение потока, необходимо рассчитать повышение уровня воды на участке стеснения, для чего снимают три морфоствора: в начале, середине и конце стеснения. На этом же участке часто бывает необходимо предусмотреть отвод русла, в которое падает откос насыпи; в этом случае русловую съемку выполняют на всем протяжении отвода.

Трасса проектируемой дороги, проходя по долине реки, отсекает части пойменной акватории, а также пересекает в пределах поймы устьевые участки малых притоков реки. Для предотвращения скопления паводочной воды в отсеченной части поймы вследствие стока со склонов долины, а также для пропуска паводков на пересекаемых притоках в пойме приходится устраивать искусственные сооружения.

Отверстия таких сооружений работают на заход паводочной воды в отсеченную дорогой часть поймы при подъеме уровня в реке и на выход этой воды при спаде уровня; в беепаводочный период на реке сооружения могут работать на пропуск паводков и меженный сток ее малых притоков.

Расчет отверстий в этих условиях требует определения объема заполняемой акватории отсеченной насыпью части поймы. Поэтому .. необходимо иметь план в горизонталях акватории в пределах УВВр % .

Если в пределах одной акватории отсеченной части поймы необходимо устроить более одного искусственного сооружения (пересечение нескольких постоянных водотоков в их устьях), то по плану аиватории устанавливают водоразделы между этими водотоками в пределах поймы или намечают мероприятия по искусственному разделению их паводочных вод.

На каждом из притоков снимают по морфоствору вне пределов разлива реки в местах, где возможно установить отметки УВВ на этих притоках. От морфоствора на притоке до створа перехода его на пойме реки производят съемку продольного профиля по руслу притока. Если предполагается углубление или спрямление русла притока с целью мелиорации заболоченной поймы, то продольный профиль снимают до устья притока.