НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДОХРАНИЛИЩ В АФРИКЕ

  Главная      Учебники - География     Водохранилища (А.Б.Авакян, В.П.Салтанкин, В.А.Шарапов) - 1987 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   100  .. 

 

 

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОДОХРАНИЛИЩ В АФРИКЕ

Реки Африки, стекая с плато, представляют хорошие условия для строительства плотин. Много створов с прочными породами, обилием строительных материалов. Сезонность стока в отдельных районах требует создания водохранилищ с годичным регулированием. Твердый сток, за исключением Нила, Оранжевой и некоторых горных рек Северной и Южной Африки, относительно мал. Поэтому проблемы заиления для ряда районов почти не существует.

Одно из последствий создания крупных водохранилищ в Африке — переселение значительного числа жителей в другие районы. Из зоны затопления водохранилища Кариба было переселено 50 тыс. человек племени тонга, водохранилища Насер — 120 тыс. нубийцев, водохранилища Вольта — 82 тыс. человек (или более 1 % населения страны), принадлежащих к различным этническим группам, из зоны затопления водохранилища Каинджи переселилось около 50 тыс. человек (Dams in Africa, 1968). Список водохранилищ, при подготовке которых было переселено большое число людей, можно было бы продолжить.

Изменение окружающей среды в результате гидротехнического строительства — одна из причин, вызывающих наиболее массовое переселение жителей. Поскольку такое переселение носит вынужденный характер, а не является результатом личной инициативы, то и вся

ответственность за него ложится на государство или на соответствующее управление и монополии, наметившие и осуществляющие строительство.

Создание водохранилищ дает возможность улучшить социальные условия жизни переселенцев. Поэтому все затраты на переселение из зон, затопляемых водохранилищами, должны рассматриваться как капиталовложения в область материального и социального прогресса страны. Но не во всех странах понимается значение правильной и эффективной политики переселения. В некоторых случаях управления, занимавшиеся подготовкой водохранилищ, были недостаточно осведомлены о характере деятельности местных жителей, не знали точно и численность населения, подлежащего переселению из зоны затопления водохранилищ.

Чтобы переселение прошло эффективно, надо было провести широкий круг исследований и осуществить их задолго до начала строительства плотины и заполнения водохранилища. Переселение людей — благоприятное обстоятельство повышения жизненного уровня населения, оно также способствует общенациональному развитию. Надлежащим образом и вовремя спланированные зоны вселения могут стать новыми районами с улучшенным социальным обслуживанием. Но из-за трудностей с финансированием, из-за отсутствия опыта, недостатка времени на изучение и проведение всех необходимых мероприятий возможности для быстрых экономических и хозяйственных перемен, открывающиеся при таких масштабах переселения, используются недостаточно. Это особенно характерно для стран с политическим режимом, не ставящим задачи максимального удовлетворения нужд трудящихся. Так, на водохранилище Кариба многие мероприятия, необходимые при организации переселения, не проводились правительством или проводились в недостаточных масштабах. Например, контуры будущего водохранилища не определялись и не закреплялись столбиками на местности из-за незнания линии будущего уреза воды, в связи с чем часть деревень была вынесена в зону форсированного подпорного уровня. Естественно, что при
заполнении водохранилища дома оказались в зоне затопления и должны были вновь переноситься на более высокие отметки. Технико-экономические обследования здесь также не проводились, в то время как на водохранилищах Насер (АРЕ, Судан), Вольта (Гана) они проводились, хотя и с некоторым опозданием. Сам процесс переселения рассматривался в Египте, Судане и Гане как хорошая возможность для переустройства экономической и социальной структуры общества. В Замбии (в 1964 г. получившей независимость) политика переселения жителей сводилась к тому, чтобы не ухудшить жизнь переселяемого населения. Расистское правительство Южной Родезии не рассматривало водохранилище как самостоятельный хозяйственный объект, и все затраты по его подготовке, а также и по переселению были сведены к минимуму. Население, проживавшее в нижнем бьефе водохранилища Кариба, даже не было предупреждено о том, что после 4-летнего периода наполнения водохранилища пропуск первого паводка вновь затопит пойменные участки р. Замбези, на которой местное население успело развести сады.

При создании водохранилища Насер в соответствии с данными обследования была выплачена компенсация переселяемому населению в размере от 40 до 1500 египетских фунтов на одну семью, кроме того, жителям предоставлялись новые дома в районе вселения. Взамен затопляемых земель населению выделялись участки в районах нового орошения.

В зоне переселения из района водохранилища Вольта компенсация выдавалась не за землю, а за урожай. Расчистка и подготовка новых земель проводились полностью за счет правительства. Взамен старых домов предоставлялись новые или выплачивалась соответствующая компенсация. Предварительно проводились различные обследования и велись переговоры и консультации с населением по поводу выбора мест вселения. Наоборот, в Южной Родезии пожелания населения в отношении мест новой застройки не учитывались, в Замбии учитывались лишь частично. Кроме того, расчистка участков под новое строи-

тельство и само строительство домов проводились на водохранилище Кариба силами переселенцев. В Замбии на 30 тыс. человек, переселенных из зоны затопления водохранилища Кариба, была выделена сумма компенсаций размером 1 млн. ф. ст. В Южной Родезии племена тонга вообще не получали никакой компенсации ни за землю, ни за дома и были лишь освобождены от уплаты налогов в течение 2 лет.

Для того чтобы получить положительный эффект от создания водохранилищ, необходимо рассматривать каждое новое водохранилище как часть комплексной программы развития речного бассейна и осуществлять необходимые исследования. Почвенные и сельскохозяйственные исследования должны проводиться с целью выявления подходящих земель для переселяемого населения; биологи должны изучать множество проблем, связанных с затоплением, лесоочисткой, зарастанием создаваемых водоемов сорной растительностью, с развитием и внедрением новых методов рыболовства и т. д. Подобные исследования проводились на водохранилищах Вольта, частично Кариба и в несколько меньшей степени на других водохранилищах.

Кроме этих исследований проводятся и археологические раскопки, цель которых — выявить ценные памятники и сохранить предметы материальной культуры. Это представляет интерес не только для каждой отдельной страны, но и для всего человечества, поэтому ряд государств оказывает помощь африканским странам специалистами и денежными фондами. Археологические работы проводились по-разному. Так, расистское правительство Южной Родезии (* В 1980 г. народ Южной Родезии получил независимость. Создано новое африканское государство — Республика Зимбабве.) почти не проявило заботы и не приняло никаких мер по спасению археологических памятников в зоне затопления водохранилища Кариба. Детальные полевые работы были проведены по инициативе и силами Ливингстонского музея. Отметим, что в условиях Тропической Африки эти исследования проводить очень трудно, поскольку исследуемые территории покрыты густой лесной
растительностью и многие маршруты приходится выполнять пешком или на лодках, что не может дать полного представления о местности. Демократическое правительство Ганы выделило крупную сумму на проведение таких работ в зоне затопления водохранилища Вольта, и археологические раскопки были осуществлены в 331 пункте. Однако раскопки всех археологических памятников в сжатые сроки оказались невозможными. Начинать такие работы надо заблаговременно, так же как и проводить исследования в нижних бьефах гидроузлов.

Комплексное использование водохранилищ затруднено и из-за недостаточных масштабов лесосводки и лесоочистки, проводимых в период их подготовки.

Важная часть подготовки некоторых крупных водохранилищ в малоосвоенных районах Африки — мероприятия по спасению и охране диких животных. Как правило, эти мероприятия, не предусматриваемые проектами, осуществляются по инициативе отдельных энтузиастов, получающих содействие Международного общества охраны природы. При подготовке водохранилища Кариба была проведена эвакуация диких животных под названием операция «Ной». После заполнения водохранилищ охота на диких животных и лов рыбы обычно ограничиваются. Например, на водохранилище Кариба был объявлен запрет на охоту в течение пяти лет.

Для преодоления многих трудностей и недостатков, имевших место в прошлом при подготовке водохранилищ, во многих африканских странах в настоящее время заметна тенденция к комплексному развитию речных долин под руководством одного управления, например Volta River Authority, Orange River Development Scheme, Egypt-Sudan Nile Water Agreement и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   100  ..