ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ

  Главная       Учебники - География      Водохранилища (А.Б.Авакян, В.П.Салтанкин, В.А.Шарапов) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 


ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

 



На создание и использование водохранилищ большое влияние оказывают политический строй и социально-экономические особенности государств. В капиталистических странах при наличии общегосударственных, региональных и отраслевых программ превалируют все же интересы национальных и транснациональных монополий — их стремление к получению максимальной прибыли. Водохранилища считаются побочным продуктом гидроузлов.

В развивающихся странах политика в области водного хозяйства во многом определяется степенью их политической и экономической зависимости от крупных капиталистических держав и направлением их социально-экономического развития. Поэтому имеются значительные различия в характере создания и использования водохранилищ и мероприятий по компенсации нарушений.

В социалистических странах создание водохранилищ носит плановый характер, а их использование определяется общегосударственными интересами, учитываются экономические, национальные, экологические факторы и условия. В частности, проводится полное жилищно-бытовое и трудовое устройство переселяемых жителей.

Большой опыт создания и эксплуатации водохранилищ в СССР исследован многими специалистами, что позволило разработать по всем аспектам проблемы нормативно-методические документы

(методики, инструкции, ГОСТы и др.), носящие обязательный характер. Принят ряд специальных постановлений Совета Министров СССР, регламентирующих подходы к созданию и использованию водохранилищ.

В результате всестороннего подхода к планированию, проектированию и осуществлению мероприятий решается комплекс социально-хозяйственных задач. При этом условия жизни переселяемого населения, как правило, улучшаются, для него создаются новые или восстанавливаются прежние условия труда путем освоения новых или мелиорации существующих земель, создания новых предприятий и переустройства инфраструктуры и т. д.

В капиталистических странах планирование создания водохранилищ лишь в части случаев ведется в соответствии с комплексными национальными и региональными программами. Система водохранилищ комплексного назначения в бассейне р. Теннесси, каскады водохранилищ на р. Миссури и Колорадо созданы Бюро мелиорации и некоторыми другими федеральными ведомствами США. Аналогичное положение наблюдается в капиталистических государствах с национализированными водным хозяйством, энергетикой и т. д., например во Франции, где большая часть водохранилищ создана государственными организациями (Electricite de France, Companie Nationale du Rhone), в Норвегии (Norsk Hidro), отчасти в Великобритании (British Waterwats), в Швейцарии (Schweiz. Bundesbahnen) и др.

Отметим, что в США неоднократны случаи, когда частнокапиталистические компании (железнодорожные, теплоэнергетические) оказывали существенное противодействие и затягивали на десятки лет комплексное решение проблем, связанных с регулированием стока и созданием водохранилищ в национальных интересах (см. гл. XI). Кроме того, между самими капиталистическими странами подчас возникают существенные противоречия при использовании водных ресурсов и регулировании стока пограничных или протекающих по территории нескольких стран рек. Наиболее острые и широко известные разногласия имеются между США и Кана-
дой, некоторыми странами Западной Европы.

Развивающиеся страны по социально-экономическому устройству многообразны: одни идут по капиталистическому пути (Бразилия, Аргентина, Чили, Египет, Марокко, Пакистан, Турция, Таиланд и др.), другие тяготеют к социалистическому пути развития (Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Мадагаскар, Алжир и т. д.). Есть страны, которые, находясь в системе мирового капиталистического хозяйства, не имеют четко выраженного пути развития. В некоторых осуществляются демократические преобразования, заметно стремление найти свой путь в решении социально-экономических проблем.

Проектирование и строительство водохранилищ в развивающихся странах чаще всего ведут иностранные фирмы (в том числе и из социалистических стран), но в некоторых из них (Бразилия, Индия, Аргентина, ЮАР и др.) есть свои достаточно квалифицированные национальные организации.

В странах, находящихся (или находившихся ранее) в сильной экономической и политической зависимости от капиталистических государств, проектирование и строительство гидроузлов и водохранилищ ведется нередко без учета местных интересов, а иногда и вопреки им, без достаточного контроля со стороны правительств. Естественно, что в таких условиях иностранные монополии пренебрегают интересами национального хозяйственного и социального развития. Такое положение было особенно характерно для колониального периода существования ныне развивающихся стран.

Монополии, как уже отмечалось, заинтересованы в получении максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому подготовка водохранилищ рассматривается ими как принудительное расходование средств без эффекта в виде дополнительной прибыли.

В первый период массового создания водохранилищ в этих странах недостаточно учитывалось их отрицательное влияние на некоторые природные процессы в верхних и нижних бьефах гидроузлов и соответственно не проводились необходимые компенсационные мероприятия. Так, в сметах на строительст-

во не предусматривались меры по спасению животных, погибавших при быстром заполнении больших водохранилищ. Лишь благодаря усилиям общественности, отдельных ученых и энтузиастов были организованы специальные операции по спасению животных при заполнении водохранилищ Кариба, Брокопондо и некоторых других.

Недостаточное внимание уделялось также качеству воды, санитарно-гигиеническим и другим мероприятиям по охране здоровья населения. В колониальных и развивающихся странах при подготовке ряда водохранилищ не обеспечивалось создание систем централизованного водоснабжения, поэтому имели место случаи широкого распространения желудочно-кишечных заболеваний. Не исследовались в нужном масштабе вопросы распространения таких тяжелых болезней, как онхоцеркоз, шистосомоз, трипаносомоз (сонная болезнь), малярия и др., и не проводились в надлежащем объеме профилактические мероприятия, а если и проводились, то в основном по инициативе и за счет средств Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Deom, 1975; Man-Made..., 1975; Black, 1975). Между тем пример СССР показывает, что при повсеместном проведении комплекса мелиоративных, профилактических и лечебных мероприятий могут быть практически полностью искоренены такие заболевания, как малярия (Водохранилища мира, 1979).

В ряде случаев монополии капиталистических государств сооружают предприятия вредных производств не на своих территориях, а в развивающихся странах. Благодаря созданию крупнейших гидроузлов и гидроэнергетических водохранилищ в Бразилии, Аргентине огромное количество дешевой гидроэлектроэнергии потребляется энергоемкими производствами, фактически принадлежащими монополиям США, Канады, ФРГ, Японии. Но эти монополии, получая сверхприбыли, не осуществляют хотя бы частичную компенсацию неблагоприятных социальных хозяйственных и экологических последствий, обусловленных созданием водохранилищ.

В проектах ряда африканских и азиатских водохранилищ, разработанных американскими, западноевропейскими и
японскими фирмами, недостаточно учитывались сложные* национальные, этнические, религиозные особенности, что в ряде случаев снижало эффективность проводимых мероприятий по переустройству местного хозяйства и переселению жителей. Сложности подобного рода возникали при подготовке водохранилищ Кариба, Вольта, Насер, Каинджи и ряда других (Dams in Africa, 1968; Cheret, 1973; Дмитревский, 1969; Scud-der, 1969).

Широко рекламируемая на Западе деятельность Международного банка по реконструкции и развитию полностью контролируется США. Помощь на создание гидроузлов и водохранилищ предоставляется только в тех случаях, когда развивающиеся страны целиком соблюдают «пресловутые жизненные интересы» США, особенно в политической и экономической областях. Кроме того, выдается она под такие проценты и на таких кабальных условиях, что огромная внешняя задолженность многих развивающихся стран не только не уменьшается в результате прибыли от реализации проектов, но, наоборот, увеличивается. Подобные примеры особенно многочисленны при создании водохранилищ в ряде стран Латинской Америки и Азии.

Напротив, огромная по своим масштабам помощь, оказываемая СССР развивающимся странам при создании гидроузлов и водохранилищ, предоставляется на льготных условиях, способствует национальному прогрессу развивающихся стран; при этом не навязываются требования политико-экономического характера, противоречащие суверенитету развивающихся стран. Такова помощь, оказанная СССР Египту, Афганистану, Вьетнаму, Индии, Ираку, Кампучии, КНДР, Лаосу, Сирии, Перу и многим другим странам.

Эксплуатация водохранилищ в странах с различными социально-экономическими условиями также осуществляется по-разному. Неудовлетворительное осуществление мероприятий из-за недостаточного их планирования и финансирования при создании водохранилищ в течение длительного времени отрицательно сказывается как на условиях жизни местного населения, так и на эффекте использования водохранилищ. На-

пример, в процессе строительства водохранилища Каинджи в Нигерии не была проведена в требующемся объеме очистка ложа водохранилища от древесно-кустарниковой растительности, что впоследствии затруднило рыбный промысел, ставший источником существования многих местных жителей, в том числе переселенцев из зоны затопления водохранилища.

В капиталистических странах рациональное использование водохранилищ осложняется конкурентной борьбой между монополиями и неустойчивостью экономической конъюнктуры. Интересами местного хозяйства и населения при этом часто пренебрегают. Особенно это характерно для государств с реакционным, расистским режимом, а в прошлом — для многих колоний.

В социалистических странах эксплуатация водохранилищ ведется по согласованным с заинтересованными ведомствами и органами государственной власти правилам, учитывающим как достижение запланированных эффектов в энергетике, ирригации, водоснабжении и т. д., так и интересы местного хозяйства и населения и охраны окружающей среды.

Так, например, в СССР достигнуты существенные успехи в изучении последствий создания водохранилищ для окружающей среды. Активные исследования начали развиваться в 50—60-х годах. Их стимулировали большие масштабы гидротехнического строительства в европейской части СССР и начавшееся освоение гидроэнергетических ресурсов Сибири. Создание и эксплуатация крупных, водохранилищ на Волге, Днепре, Ангаре, Оби и Иртыше выдвинули перед проектировщиками, эксплуатационниками и учеными ряд новых проблем: прогнозирование переформирования берегов и всплывания торфяников, исследование влияния зарегулирования стока на ледовый, гидрохимический и гидробиологический режимы рек, на условия воспроизводства и нагула проходных и полупроходных видов рыб. Одновременно выявлялись изменения режима грунтовых вод в прибрежной полосе и влияние водохранилищ на почвы, климат, растительность и животный мир прилегающих территорий. Несколько позже
аналогичные работы начали проводиться в нижних бьефах гидроузлов, включая дельты рек и взморья.

Одновременно изучалось воздействие водохранилищ на хозяйственные условия и объекты.

Ряд крупных не только практических, но и научных проблем возник в связи с изъятием земель под водохранилища, переселением сотен тысяч людей, переустройством хозяйства, подготовкой ложа водоемов и их комплексным использованием.

С углублением исследований тех или иных преобразований природы все более увеличивалось число учитываемых факторов и все более надежно устанавливались взаимосвязи между природными процессами и хозяйственной деятельностью.

Из краткого обзора особенностей создания и использования водохранилищ в странах с различными политическими и социально-экономическими условиями отчетливо выявляются принципиальные различия в учете как общенациональных, так и местных социально-экономических интересов и нужд местного населения и охраны окружающей среды. В странах, развивающихся по капиталистическому пути, на первом месте стоят интересы монополий. Для стран, развивающихся по социалистическому пути, характерны поиски и реализация планового подхода к созданию и эксплуатации водохранилищ.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..