ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ В
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ
На создание и использование водохранилищ большое влияние оказывают
политический строй и социально-экономические особенности государств. В
капиталистических странах при наличии общегосударственных, региональных
и отраслевых программ превалируют все же интересы национальных и
транснациональных монополий — их стремление к получению максимальной
прибыли. Водохранилища считаются побочным продуктом гидроузлов.
В развивающихся странах политика в области водного хозяйства во многом
определяется степенью их политической и экономической зависимости от
крупных капиталистических держав и направлением их
социально-экономического развития. Поэтому имеются значительные различия
в характере создания и использования водохранилищ и мероприятий по
компенсации нарушений.
В социалистических странах создание водохранилищ носит плановый
характер, а их использование определяется общегосударственными
интересами, учитываются экономические, национальные, экологические
факторы и условия. В частности, проводится полное жилищно-бытовое и
трудовое устройство переселяемых жителей.
Большой опыт создания и эксплуатации водохранилищ в СССР исследован
многими специалистами, что позволило разработать по всем аспектам
проблемы нормативно-методические документы
(методики, инструкции, ГОСТы и др.), носящие
обязательный характер. Принят ряд специальных постановлений Совета
Министров СССР, регламентирующих подходы к созданию и использованию
водохранилищ.
В результате всестороннего подхода к планированию, проектированию и
осуществлению мероприятий решается комплекс социально-хозяйственных
задач. При этом условия жизни переселяемого населения, как правило,
улучшаются, для него создаются новые или восстанавливаются прежние
условия труда путем освоения новых или мелиорации существующих земель,
создания новых предприятий и переустройства инфраструктуры и т. д.
В капиталистических странах планирование создания водохранилищ лишь в
части случаев ведется в соответствии с комплексными национальными и
региональными программами. Система водохранилищ комплексного назначения
в бассейне р. Теннесси, каскады водохранилищ на р. Миссури и Колорадо
созданы Бюро мелиорации и некоторыми другими федеральными ведомствами
США. Аналогичное положение наблюдается в капиталистических государствах
с национализированными водным хозяйством, энергетикой и т. д., например
во Франции, где большая часть водохранилищ создана государственными
организациями (Electricite de France, Companie Nationale du Rhone), в
Норвегии (Norsk Hidro), отчасти в Великобритании (British Waterwats), в
Швейцарии (Schweiz. Bundesbahnen) и др.
Отметим, что в США неоднократны случаи, когда частнокапиталистические
компании (железнодорожные, теплоэнергетические) оказывали существенное
противодействие и затягивали на десятки лет комплексное решение проблем,
связанных с регулированием стока и созданием водохранилищ в национальных
интересах (см. гл. XI). Кроме того, между самими капиталистическими
странами подчас возникают существенные противоречия при использовании
водных ресурсов и регулировании стока пограничных или протекающих по
территории нескольких стран рек. Наиболее острые и широко известные
разногласия имеются между США и Кана-
дой, некоторыми странами Западной Европы.
Развивающиеся страны по социально-экономическому устройству
многообразны: одни идут по капиталистическому пути (Бразилия, Аргентина,
Чили, Египет, Марокко, Пакистан, Турция, Таиланд и др.), другие тяготеют
к социалистическому пути развития (Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия,
Мадагаскар, Алжир и т. д.). Есть страны, которые, находясь в системе
мирового капиталистического хозяйства, не имеют четко выраженного пути
развития. В некоторых осуществляются демократические преобразования,
заметно стремление найти свой путь в решении социально-экономических
проблем.
Проектирование и строительство водохранилищ в развивающихся странах чаще
всего ведут иностранные фирмы (в том числе и из социалистических стран),
но в некоторых из них (Бразилия, Индия, Аргентина, ЮАР и др.) есть свои
достаточно квалифицированные национальные организации.
В странах, находящихся (или находившихся ранее) в сильной экономической
и политической зависимости от капиталистических государств,
проектирование и строительство гидроузлов и водохранилищ ведется нередко
без учета местных интересов, а иногда и вопреки им, без достаточного
контроля со стороны правительств. Естественно, что в таких условиях
иностранные монополии пренебрегают интересами национального
хозяйственного и социального развития. Такое положение было особенно
характерно для колониального периода существования ныне развивающихся
стран.
Монополии, как уже отмечалось, заинтересованы в получении максимальной
прибыли при минимальных затратах, поэтому подготовка водохранилищ
рассматривается ими как принудительное расходование средств без эффекта
в виде дополнительной прибыли.
В первый период массового создания водохранилищ в этих странах
недостаточно учитывалось их отрицательное влияние на некоторые природные
процессы в верхних и нижних бьефах гидроузлов и соответственно не
проводились необходимые компенсационные мероприятия. Так, в сметах на
строительст-
во не предусматривались меры по спасению животных,
погибавших при быстром заполнении больших водохранилищ. Лишь благодаря
усилиям общественности, отдельных ученых и энтузиастов были организованы
специальные операции по спасению животных при заполнении водохранилищ
Кариба, Брокопондо и некоторых других.
Недостаточное внимание уделялось также качеству воды,
санитарно-гигиеническим и другим мероприятиям по охране здоровья
населения. В колониальных и развивающихся странах при подготовке ряда
водохранилищ не обеспечивалось создание систем централизованного
водоснабжения, поэтому имели место случаи широкого распространения
желудочно-кишечных заболеваний. Не исследовались в нужном масштабе
вопросы распространения таких тяжелых болезней, как онхоцеркоз,
шистосомоз, трипаносомоз (сонная болезнь), малярия и др., и не
проводились в надлежащем объеме профилактические мероприятия, а если и
проводились, то в основном по инициативе и за счет средств Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ) (Deom, 1975; Man-Made..., 1975; Black,
1975). Между тем пример СССР показывает, что при повсеместном проведении
комплекса мелиоративных, профилактических и лечебных мероприятий могут
быть практически полностью искоренены такие заболевания, как малярия
(Водохранилища мира, 1979).
В ряде случаев монополии капиталистических государств сооружают
предприятия вредных производств не на своих территориях, а в
развивающихся странах. Благодаря созданию крупнейших гидроузлов и
гидроэнергетических водохранилищ в Бразилии, Аргентине огромное
количество дешевой гидроэлектроэнергии потребляется энергоемкими
производствами, фактически принадлежащими монополиям США, Канады, ФРГ,
Японии. Но эти монополии, получая сверхприбыли, не осуществляют хотя бы
частичную компенсацию неблагоприятных социальных хозяйственных и
экологических последствий, обусловленных созданием водохранилищ.
В проектах ряда африканских и азиатских водохранилищ, разработанных
американскими, западноевропейскими и
японскими фирмами, недостаточно учитывались сложные* национальные,
этнические, религиозные особенности, что в ряде случаев снижало
эффективность проводимых мероприятий по переустройству местного
хозяйства и переселению жителей. Сложности подобного рода возникали при
подготовке водохранилищ Кариба, Вольта, Насер, Каинджи и ряда других (Dams
in Africa, 1968; Cheret, 1973; Дмитревский, 1969; Scud-der, 1969).
Широко рекламируемая на Западе деятельность Международного банка по
реконструкции и развитию полностью контролируется США. Помощь на
создание гидроузлов и водохранилищ предоставляется только в тех случаях,
когда развивающиеся страны целиком соблюдают «пресловутые жизненные
интересы» США, особенно в политической и экономической областях. Кроме
того, выдается она под такие проценты и на таких кабальных условиях, что
огромная внешняя задолженность многих развивающихся стран не только не
уменьшается в результате прибыли от реализации проектов, но, наоборот,
увеличивается. Подобные примеры особенно многочисленны при создании
водохранилищ в ряде стран Латинской Америки и Азии.
Напротив, огромная по своим масштабам помощь, оказываемая СССР
развивающимся странам при создании гидроузлов и водохранилищ,
предоставляется на льготных условиях, способствует национальному
прогрессу развивающихся стран; при этом не навязываются требования
политико-экономического характера, противоречащие суверенитету
развивающихся стран. Такова помощь, оказанная СССР Египту, Афганистану,
Вьетнаму, Индии, Ираку, Кампучии, КНДР, Лаосу, Сирии, Перу и многим
другим странам.
Эксплуатация водохранилищ в странах с различными
социально-экономическими условиями также осуществляется по-разному.
Неудовлетворительное осуществление мероприятий из-за недостаточного их
планирования и финансирования при создании водохранилищ в течение
длительного времени отрицательно сказывается как на условиях жизни
местного населения, так и на эффекте использования водохранилищ. На-
пример, в процессе строительства водохранилища
Каинджи в Нигерии не была проведена в требующемся объеме очистка ложа
водохранилища от древесно-кустарниковой растительности, что впоследствии
затруднило рыбный промысел, ставший источником существования многих
местных жителей, в том числе переселенцев из зоны затопления
водохранилища.
В капиталистических странах рациональное использование водохранилищ
осложняется конкурентной борьбой между монополиями и неустойчивостью
экономической конъюнктуры. Интересами местного хозяйства и населения при
этом часто пренебрегают. Особенно это характерно для государств с
реакционным, расистским режимом, а в прошлом — для многих колоний.
В социалистических странах эксплуатация водохранилищ ведется по
согласованным с заинтересованными ведомствами и органами государственной
власти правилам, учитывающим как достижение запланированных эффектов в
энергетике, ирригации, водоснабжении и т. д., так и интересы местного
хозяйства и населения и охраны окружающей среды.
Так, например, в СССР достигнуты существенные успехи в изучении
последствий создания водохранилищ для окружающей среды. Активные
исследования начали развиваться в 50—60-х годах. Их стимулировали
большие масштабы гидротехнического строительства в европейской части
СССР и начавшееся освоение гидроэнергетических ресурсов Сибири. Создание
и эксплуатация крупных, водохранилищ на Волге, Днепре, Ангаре, Оби и
Иртыше выдвинули перед проектировщиками, эксплуатационниками и учеными
ряд новых проблем: прогнозирование переформирования берегов и всплывания
торфяников, исследование влияния зарегулирования стока на ледовый,
гидрохимический и гидробиологический режимы рек, на условия
воспроизводства и нагула проходных и полупроходных видов рыб.
Одновременно выявлялись изменения режима грунтовых вод в прибрежной
полосе и влияние водохранилищ на почвы, климат, растительность и
животный мир прилегающих территорий. Несколько позже
аналогичные работы начали проводиться в нижних бьефах гидроузлов,
включая дельты рек и взморья.
Одновременно изучалось воздействие водохранилищ на хозяйственные условия
и объекты.
Ряд крупных не только практических, но и научных проблем возник в связи
с изъятием земель под водохранилища, переселением сотен тысяч людей,
переустройством хозяйства, подготовкой ложа водоемов и их комплексным
использованием.
С углублением исследований тех или иных преобразований природы все более
увеличивалось число учитываемых факторов и все более надежно
устанавливались взаимосвязи между природными процессами и хозяйственной
деятельностью.
Из краткого обзора особенностей создания и использования водохранилищ в
странах с различными политическими и социально-экономическими условиями
отчетливо выявляются принципиальные различия в учете как
общенациональных, так и местных социально-экономических интересов и нужд
местного населения и охраны окружающей среды. В странах, развивающихся
по капиталистическому пути, на первом месте стоят интересы монополий.
Для стран, развивающихся по социалистическому пути, характерны поиски и
реализация планового подхода к созданию и эксплуатации водохранилищ.