Перевозки леса по рекам имеют большое значение в хозяйстве многих стран.
Превращение рек в каскады водохранилищ и зарегулирование их стока
существенным образом изменяют условия лесосплава.
Положительные последствия зарегулирования стока для лесосплава
заключаются в увеличении глубины и ширины судового хода и радиуса
закругления, а следовательно, и сплавопропускной способности рек
(благодаря созданию Камского водохранилища сплавопропускная способность
Камы возросла вдвое); в обеспечении более постоянных уровней в период
навигации; в возможности укрупнения сплоточно-формироврчных рейдов, что
позволяет повысить механизацию и автоматизацию рейдовых работ. Большое
значение для улучшения работ по сплотке леса имеет снижение
бытовых скоростей течения на притоках в местах
выклинивания подпора. Зарегулирование стока привело к ликвидации
молевого сплава, при котором происходят большие потери древесины, и
создало возможности для перехода на транспортировку леса в кошелях,
плотах и грузовых судах, а также для вовлечения в эксплуатацию новых
лесных районов благодаря образованию водных путей по рекам, бывшим
прежде непригодными для лесосплава.
Отрицательные последствия зарегулирования стока для лесосплава
заключаются в более трудных ветроволновых условиях, в сокращении
продолжительности навигации, в снижении скоростей течения (имеет
значение для рек, по которым лес сплавляется вниз по течению), в резком
суточном и недельном колебании уровней воды в нижних бьефах
гидроэлектростанций.
Утяжеление ветроволновых условий приводит к потерям времени на отстой
плотов в убежищах в период волнения силой более 6—7 баллов и к
уменьшению скорости передвижения при ветрах меньшей силы.
И все же условия лесосплава на крупных водохранилищах легче, чем на
больших озерах. В силу чередования озерных и речных участков и общей
конфигурации водохранилищ, сохраняющих в плане извилистость речного
русла, длина резгона волны на них, как правило, меньше, чем на озерах
такой же площади. Волновой режим водохранилищ приближается к режиму
больших озер лишь в редких случаях.
Увеличение глубины и ширины судового хода позволяет буксировать плоты с
большей осадкой (в ряде случаев до
3,5 м), а также делает экономичной перевозку леса на судах большой
грузоподъемности.
Таким образом, зарегулирование стока рек водохранилищами, и особенно
строительство их каскадов, создает совершенно новые условия для
лесосплава. Продуманная организация лесосплава на водохранилищах ныне
позволяет свести до минимума отрицательные последствия зарегулирования
рек и максимально использовать положительные.
По мере увеличения количества ступеней каскада возрастает значение поло-
жительных последствий зарегулирования стока, а отрицательные ослабевают,
так как увеличивается протяженность участков с большими единообразными
глубинами, с большой шириной судового хода и более постоянными уровнями
на всем протяжении сплава.
Весьма перспективна перевозка леса в судах; при этом практически
полностью ликвидируется аварийность, потери древесины и засорение ею
водохранилищ, что чрезвычайно важно для дальнейшего массового развития
скоростного судоходства; в 5—7 раз увеличивается скорость доставки леса,
в том числе и вверх по течению и в морские порты, минуя пункты
перевалки; удлиняется эксплуатационный период, значительно повышается
пропускная способность шлюзов, отпадает необходимость в рейдах
формирования плотов, в плотоубежищах; в ряде случаев отпадает и
необходимость в просушке леса. На шлюзование леса в плотах требуется в
среднем в 1,5—2 раза больше времени, чем на шлюзование того же
количества леса, перевозимого в судах.
Однако в настоящее время перевозки леса в плотах экономичнее, чем
перевозки леса на судах, которые станут эффективными лишь, когда
обратный путь суда совершают не порожняком. Поэтому на каждом этапе
развития каскада необходимо выбирать оптимальные соотношения перевозок в
плотах и судах, а также учитывать, что в ряде случаев перевозки леса в
плотах улучшают сохранность древесины (влажное хранение), подача
древесины с воды для некоторых деревообрабатывающих предприятий — часть
их технологического процесса.
Преобразование рек водохранилищами увеличивает сплавопропускную
способность рек и создает возможность вывозки леса в судах озерного и
смешанного типов в морские порты как СССР, так и зарубежных стран.
По возможностям и условиям использования для водного транспорта и
лесосплава мы предлагаем выделить следующие группы водохранилищ:
1. Специальные водохранилища, режим работы которых полностью подчинен
интересам водного транспорта или лесосплава.
2. Комплексные водохранилища, режим работы которых в максимально
возможной степени учитывает интересы водного транспорта и лесосплава.
3. Комплексные водохранилища, режим работы которых подчинен требованиям
других отраслей водного хозяйства. Поэтому судоходство и лесосплав как
по водохранилищам, так и в нижних бьефах гидроузлов связаны с рядом
ограничений и неудобств.
4. Отраслевые водохранилища, не используемые водным транспортом и
лесосплавом (преимущественно небольшие водохранилища питьевого,
энергетического, ирригационного назначения и др.>.