ЗНАЧЕНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩ ДЛЯ ЛЕСОСПЛАВА

  Главная       Учебники - География      Водохранилища (А.Б.Авакян, В.П.Салтанкин, В.А.Шарапов) - 1987 год

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ВОДОХРАНИЛИЩ ДЛЯ ЛЕСОСПЛАВА

 



Перевозки леса по рекам имеют большое значение в хозяйстве многих стран. Превращение рек в каскады водохранилищ и зарегулирование их стока существенным образом изменяют условия лесосплава.

Положительные последствия зарегулирования стока для лесосплава заключаются в увеличении глубины и ширины судового хода и радиуса закругления, а следовательно, и сплавопропускной способности рек (благодаря созданию Камского водохранилища сплавопропускная способность Камы возросла вдвое); в обеспечении более постоянных уровней в период навигации; в возможности укрупнения сплоточно-формироврчных рейдов, что позволяет повысить механизацию и автоматизацию рейдовых работ. Большое значение для улучшения работ по сплотке леса имеет снижение

бытовых скоростей течения на притоках в местах выклинивания подпора. Зарегулирование стока привело к ликвидации молевого сплава, при котором происходят большие потери древесины, и создало возможности для перехода на транспортировку леса в кошелях, плотах и грузовых судах, а также для вовлечения в эксплуатацию новых лесных районов благодаря образованию водных путей по рекам, бывшим прежде непригодными для лесосплава.

Отрицательные последствия зарегулирования стока для лесосплава заключаются в более трудных ветроволновых условиях, в сокращении продолжительности навигации, в снижении скоростей течения (имеет значение для рек, по которым лес сплавляется вниз по течению), в резком суточном и недельном колебании уровней воды в нижних бьефах гидроэлектростанций.

Утяжеление ветроволновых условий приводит к потерям времени на отстой плотов в убежищах в период волнения силой более 6—7 баллов и к уменьшению скорости передвижения при ветрах меньшей силы.

И все же условия лесосплава на крупных водохранилищах легче, чем на больших озерах. В силу чередования озерных и речных участков и общей конфигурации водохранилищ, сохраняющих в плане извилистость речного русла, длина резгона волны на них, как правило, меньше, чем на озерах такой же площади. Волновой режим водохранилищ приближается к режиму больших озер лишь в редких случаях.

Увеличение глубины и ширины судового хода позволяет буксировать плоты с большей осадкой (в ряде случаев до

3,5 м), а также делает экономичной перевозку леса на судах большой грузоподъемности.

Таким образом, зарегулирование стока рек водохранилищами, и особенно строительство их каскадов, создает совершенно новые условия для лесосплава. Продуманная организация лесосплава на водохранилищах ныне позволяет свести до минимума отрицательные последствия зарегулирования рек и максимально использовать положительные.

По мере увеличения количества ступеней каскада возрастает значение поло-
жительных последствий зарегулирования стока, а отрицательные ослабевают, так как увеличивается протяженность участков с большими единообразными глубинами, с большой шириной судового хода и более постоянными уровнями на всем протяжении сплава.

Весьма перспективна перевозка леса в судах; при этом практически полностью ликвидируется аварийность, потери древесины и засорение ею водохранилищ, что чрезвычайно важно для дальнейшего массового развития скоростного судоходства; в 5—7 раз увеличивается скорость доставки леса, в том числе и вверх по течению и в морские порты, минуя пункты перевалки; удлиняется эксплуатационный период, значительно повышается пропускная способность шлюзов, отпадает необходимость в рейдах формирования плотов, в плотоубежищах; в ряде случаев отпадает и необходимость в просушке леса. На шлюзование леса в плотах требуется в среднем в 1,5—2 раза больше времени, чем на шлюзование того же количества леса, перевозимого в судах.

Однако в настоящее время перевозки леса в плотах экономичнее, чем перевозки леса на судах, которые станут эффективными лишь, когда обратный путь суда совершают не порожняком. Поэтому на каждом этапе развития каскада необходимо выбирать оптимальные соотношения перевозок в плотах и судах, а также учитывать, что в ряде случаев перевозки леса в плотах улучшают сохранность древесины (влажное хранение), подача древесины с воды для некоторых деревообрабатывающих предприятий — часть их технологического процесса.

Преобразование рек водохранилищами увеличивает сплавопропускную способность рек и создает возможность вывозки леса в судах озерного и смешанного типов в морские порты как СССР, так и зарубежных стран.

По возможностям и условиям использования для водного транспорта и лесосплава мы предлагаем выделить следующие группы водохранилищ:

1. Специальные водохранилища, режим работы которых полностью подчинен интересам водного транспорта или лесосплава.

2. Комплексные водохранилища, режим работы которых в максимально возможной степени учитывает интересы водного транспорта и лесосплава.

3. Комплексные водохранилища, режим работы которых подчинен требованиям других отраслей водного хозяйства. Поэтому судоходство и лесосплав как по водохранилищам, так и в нижних бьефах гидроузлов связаны с рядом ограничений и неудобств.

4. Отраслевые водохранилища, не используемые водным транспортом и лесосплавом (преимущественно небольшие водохранилища питьевого, энергетического, ирригационного назначения и др.>.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..