БОРЬБА ЗА АНТАРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ (1948—1953)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

Глава 22 БОРЬБА ЗА АНТАРКТИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ (1948—1953)



Английские исследования в районе Земли Грейама




Англия, Аргентина и Чили продолжали закрепляться в районе Земли Грейама.

В начале 1948 года англичане установили еще одну постоянную метеорологическую станцию в бухте Адмиралтейства. Руководителем зимовочных партий в 1948 году был назначен Вивиан Фукс.
 

Своей главной базой Фукс избрал остров Стонингтон. Отсюда он и его товарищи отправлялись в длительные санные путешествия на собаках, производя топографические съемки и геологические изыскания вдоль побережья бухты Маргерит. Они доходили до северной части пролива Георга VI.

4 ноября 1948 года на другой английской зимовочной базе в бухте Хоп произошло несчастье. Здесь зимовало семь человек. Четверо из них с наступлением антарктической весны выехали на собаках для определения астропунктов северо-западного берега полуострова. На базе осталось трое: врач Слейден, метеоролог Бард и геолог Грин. Как-то Слейден пошел обследовать гнездовья пингвинов Адели ка скалистых берегах бухты. Возвращаясь обратно, он с ужасом увидел, что дом объят пламенем. Деревянные здания в Антарктике обычно быстро становятся сухими, и при сильном ветре потушить пламя невозможно никакими средствами. В огне погибли метеоролог и геолог, а также все собранные за зиму материалы научных наблюдений. Слейден остался на пепелище один. К счастью, часть продовольственных запасов была расположена вдали от дома, и ему удалось благополучно дождаться возвращения четверых товарищей. По рации они сообщили о случившемся и запросили помощи. Подходы к бухте Хоп были блокированы льдом, и судну «Джон Биско», посланному с Фолклендских островов, удалось пробиться к берегу через ледовый пояс только через три месяца. Персонал станции был вывезен, а сама станция восстановлена только в 1952 году.

1948—1949 год в районе Земли Грейама был в ледовом отношении вообще тяжелым. «Джон Биско» не. смог пройти в бухту Маргерит ни в феврале, ни в марте 1949 года. Судно предпринимало неоднократные попытки пробиться через лед к Сто-нингтону, чтобы сменить группу Фукса. 30 марта «Джон Биско» пробился на 12 километров, но еле выбрался на чистую воду. До острова оставалось еще 400 километров сплошных льдов. Наступила зима, и судно вынуждено было уйти на север.

«Итак, — писал впоследствии Фукс, — 2 апреля мы окончательно поняли, что нам придется провести на юге еще один год. Из одиннадцати человек пятеро уже провели здесь два года. Для них это был третий год пребывания в Антарктике, и я с восхищением вспоминаю о той твердости, с которой они встретили эту далеко не приятную весть» .

Фукс считал работу лучшим лекарством от тоски по дому. Поэтому в эту зимовку были совершены еще более дальние походы. В частности, был проложен геологический маршрут вдоль берега полуострова во всю длину пролива Георга VI.

 

 

Кончался 1949 год, полевые партии вернулись на базу, а лед в бухте Маргерит оставался неподвижным. Приближалась угроза еще одной зимовки. С острова Десепшен для выяснения ледовой обстановки в бухту Маргерит несколько раз вылетал гидросамолет. В один из полетов удалось совершить посадку на полынью вблизи острова Стонингтон. На борт были взяты два зимовщика из тех, кто провел здесь уже три года. Через пять дней самолет забрал еще трех человек. Лишь в конце февраля 1950 года к острову смог подойти «Джон Биско». На нем был эвакуирован остальной личный состав, и база на Стонингтоне временно прекратила работу. В тот же сезон была восстановлена база «Порт Локрой» и сменен состав на остальных четырех английских станциях. В последующую зиму на английских базах велись только стационарные метеорологические наблюдения.

Аргентина и Чили создают новые базы

 

 

 

В этом же районе стремились закрепить свои позиции Аргентина и Чили.

В 1948—1949 году аргентинцы кроме смены состава на трех уже существующих станциях построили хижины-убежища на острове Десепшен: первую в бухте Телефон и вторую в бухте Пендулум.

В 1949—1950 году аргентинцы не только сменили состав на зимовочных базах, но и построили хижину на Берегу Данко. Кроме того, их суда ежегодно проводили гидрографическую опись бухт, заливов и якорных стоянок.

В 1950—1951 году аргентинская экспедиция построила еще две постоянные станции: на островах Дебенема (станция «Генерал Сан-Мартин») и в бухте Парадайз Берега Данко (станция «Адмирал Браун»).

Чили в начале 1949 года произвела смену состава станции «Артуро Прат». Подойти же к созданной в прошлом году на полуострове Тринити станции «Генерал Бернардо О’Хиггинс» судам не удалось из-за неблагоприятных ледовых условий, поэтому смена состава этой станции была выполнена при помощи самолетов. Чилийцы планировали в этот сезон создание еще одной станции на западном побережье Земли Грейама, но тяжелые ледовые условия помешали этому. В летний сезон 1949— 1950 года корабли чилийской экспедиции доставили на обе зимовки смену и построили хижину-убежище в бухте Коппермайн острова Роберт, а в 1950—1951 году основали новую станцию («Гонзалес Видела») рядом с аргентинской станцией на Берегу Данко.

Таким образом, все три государства продолжали в той или иной степени расширять сеть своих баз и заявлять в различных меморандумах и нотах о своих правах на антарктические земли.

 

 

 

Военные инциденты


В конце 1951 года аргентинцы построили новую метеорологическую станцию («Эсперанса») в бухте Хоп, в том месте, где в 1948 году сгорела английская станция. 1 февраля 1952 года сюда подошло английское судно «Джон Биско» для сооружения новой базы.

Англичане начали выгрузку. Начальник аргентинской базы заявил, что он имеет приказ от своего правительства не допускать строительства других баз в этом районе. Англичане не приняли эти слова во внимание. Тогда аргентинские солдаты, вооруженные винтовками, посадили англичан на свой катер и доставили их на борт «Джона Биско».

Англичане доложили по радио своему правительству о военных действиях аргентинцев. Британское правительство выразило решительный протест.

В ответ правительство Аргентины принесло извинения, объяснив этот инцидент ошибкой начальника аргентинской базы, который, как говорилось в ответной ноте, «превысил свои инструкции в деле защиты национальной территории Аргентинской Республики». Начальнику аргентинской базы было дано по радио соответствующее «разъяснение».

После этого англичане построили в бухте Хоп свою станцию рядом с аргентинской.

На острове Десепшен аргентинская база находилась в шести километрах от английской базы, а в декабре 1952 года аргентинцы и чилийцы построили хижины-убежища всего лишь в 400 метрах от английской базы.

В феврале 1953 года в бухту острова Десепшен пришел британский корвет «Снайп».

15 февраля начальник английской станции, сопровождаемый двумя констеблями, приказал матросам разрушить аргентинские и чилийские хижины, а двух аргентинцев, живших в аргентинской хижине, арестовал и отправил для передачи аргентинским властям на Южную Георгию.

На острове Десепшен вооруженный отряд британского военно-морского флота провел три месяца. Тем временем сначала корвет «Снайп», а затем фрегат «Бигбэри» патрулировали воды острова Десепшен до середины апреля 1953 года. В следующий антарктический летний сезон отряд королевского военно-морского флота находился на Десепшене около четырех месяцев, Десепшен, имеющий прекрасную защищенную бухту, стал объектом особенного внимания англичан и латиноамериканцев. Бухта острова была не только отличной якорной стоянкой, но и идеальным гидропортом для приема самолетов. Поэтому в 1954— 1955 году построила здесь свою базу Чили (станция «Агирре Серда»).
 

 

В мае 1955 года британское правительство обратилось в Международный трибунал с жалобой на вторжение Аргентины и Чили в колонии Фолклендских островов. Но Аргентина и Чили не признали трибунал правомочным для разбора этого спорного вопроса.

Более того, Аргентина в 1955 году объявила, что она имеет притязания на еще более обширный сектор, а именно: от 46° южной широты до Южного полюса, включая Фолклендские острова, Южную Георгию, Южные Сандвичевы острова, Южные Оркнейские острова, Южные Шетландские острова и часть антарктического материка между 25 и 74° западной долготы. Все это пространство было выделено в самостоятельную аргентинскую провинцию с подчинением губернатору Огненной Земли.

Одновременно чилийское правительство также выделило в Антарктиде территорию, на которую претендовало, в самостоятельную провинцию «Магеллан».

Споры Англии, Аргентины и Чили ослабли в связи с начавшейся подготовкой к Международному геофизическому году.

Антарктические острова

 

 

Кроме района Земли Грейама Великобритания стремилась распространить свое влияние на другие антарктические территории. Делала она это через страны так называемого Британского Содружества: Австралию, Южно-Африканский Союз и Новую Зеландию. В первую очередь Англия стремилась закрепить свои позиции на наиболее доступных субантарктических и антарктических островах, имеющих, как показала вторая мировая война, важное стратегическое значение.

Фактически уже в 1947 году Англия передала Австралии суверенитет над островами Херд и Макуори.

Кроме претензий, естественно, требовались реальные шаги по закреплению этих объектов путем исследования и заселения.

В 1947 году австралийские военно-воздушные силы организовали три разведывательных полета к острову Макуори с аэрофотосъемкой. В августе того же года австралийское правительство приняло решение об установлении научных метеорологических станций на островах Херд и Макуори, создав для этой цели специальную организацию под названием «Австралийская Национальная антарктическая научно-исследовательская экспедиция», или сокращенно — АНАРЭ .

Первым конкретным мероприятием этой организации была экспедиция к острову Херд для создания там станции.
 

11 декабря 1947 года к острову прибыл «Танко-десантный транспорт 3501».

Остров Херд был открыт английским промышленником Кемпом 27 ноября 1833 года, но название он получил позднее в честь капитана американского парусника «Ориенталь», который увидел этот остров в 1853 году.

Первая высадка на остров была сделана в марте 1855 года с целью охоты на морских слонов. С тех пор многие суда совершали сюда рейсы для охоты на морского зверя.

Остров Херд был обследован в 1874 году знаменитой английской океанографической экспедицией на «Челленджере».

В 1902 году остров посетил Эрих Дригальский на судне «Гаусс» и составил его первое описание. Британско-австралийско-новозеландская антарктическая научная экспедиция Моусона (БАНЗАРЭ) в ноябре 1929 года в течение семи дней производила обследование острова.

В 1947 году станция была создана у берега бухты Атлас на плоском берегу, сложенном застывшими лавовыми потоками. При подходе к острову еще издали хорошо виден конус вулкана, над вершиной которого поднимаются клубы пара и газов. Высота горы 3000 метров. Склоны ее покрыты ледниками с глубокими трещинами и провалами. Вершины Биг Бена еще никому не удалось достичь.

Созданная научная станция просуществовала семь лет и была закрыта в 1954 году. На ней выполнялась обширная программа по метеорологии, геофизике и биологии.

Вторую станцию — на острове Макуори — австралийская экспедиция открыла в марте 1948 года.

Первые сведения о посещении Макуори были получены в 1810 году от австралийского зверобоя Фреда Хассельберга. Он сообщил, что на берегу найдены остатки разбитого судна древней постройки. В ноябре 1820 года остров посетили корабли первой русской антарктической экспедиции «Восток» и «Мирный» под командованием Беллинсгаузена и Лазарева.

Участники российской экспедиции высаживались на остров. Они запаслись здесь пресной водой, мясом морских слонов и противоцинготным растением — так называемой кергеленской капустой. Русские моряки встретили здесь большую группу промышленников, охотившихся за морским зверем.

В 1911 году Дуглас Моусон высадил на остров исследовательскую партию, которая основала здесь метеорологическую станцию и составила карту острова. Партия проработала 23 месяца, после чего станция была передана в ведение австралийского бюро погоды.

В 1914 году судно «Индевр» произвело смену зимующего состава станции и 3 декабря в густой туман покинуло берега острова. С тех пор о судне ничего больше не было слышно. Оно

исчезло бесследно. На борту «Индевра» находился 21 человек. Через год, в декабре 1915 года, станция была закрыта.

Новая станция на острове Макуори основана в марте 1949 года и с тех пор работает непрерывно. В ее программу входят метеорологические,- геофизические и биологические наблюдения.

В план АНАРЭ, утвержденный австралийским правительством, входило создание научной станции на антарктическом континенте. Была снаряжена экспедиция для исследования берега Земли Короля Георга V и подыскания места для строительства там постоянной станции в районе, где в 1911 —1914 годах Моусон произвел обстоятельные исследования. Для экспедиции было выделено судно «Уайет Эрп». Когда-то оно принадлежало Элсуэрту и обслуживало его знаменитую экспедицию, а в 1939 году плавало к Земле Принцессы Елизаветы. В том же, 1939 году Элсуэрт продал судно австралийскому правительству. В период второй мировой войны «Уайет Эрп» под новым названием «Вонгала» использовался в качестве минного заградителя. В 1947 году он был переоборудован для антарктической экспедиции и получил старое название.

Экспедиция, возглавляемая С. А. Кэмпбеллом, вышла из Австралии в феврале 1948 года. В районе Берега Георга V «Уайет Эрп» встретил сплоченный лед, простиравшийся до самого берега.

Руководство экспедиции решило произвести съемку островов Баллени, являвшихся, как заявляли австралийцы, восточной границей австралийской антарктической территории. Эти острова были открыты в 1839 году английским капитаном Баллени. Покрытые почти сплошным ледяным покровом, их берега обрывисты и малодоступны. В 1839 году капитан Фриман на несколько минут высаживался на берег одного из островов. Только через столетие, 28 февраля 1948 года, австралийцы также на короткое время высадились на один из островов — Боррадайл.

Произведя морскую опись островов Баллени, австралийцы вторично пытались пройти на юг, к континенту, но снова безуспешно. После захода на Макуори экспедиция вернулась в Австралию.

В 1949 году австралийское правительство создало при министерстве иностранных дел специальный антарктический отдел. На него была возложена организация антарктических исследований и «защита австралийских интересов в Антарктике».

Аналогичные действия по закреплению антарктических и субантарктических островов предпринял Южно-Африканский Союз.

29 декабря 1947 года южно-африканская экспедиция на корабле «Трансвааль» подняла национальный флаг на острове

Марион, одном из островов Принс-Эдуарда, и основала здесь постоянную метеорологическую станцию.

Церемония поднятия флага и зачтения акта о присоединении имела место также на острове Принс-Эдуарда 4 января

1948 года.

Для закрепления этих актов правительство Южно-Африканского Союза 24 января 1948 года объявило, что по соглашению с английским правительством суверенитет над островами Принс-Эдуарда с этого времени возлагается на Южно-Африканский Союз.

Метеорологическая станция на острове Марион была построена на берегу бухты Трансвааль. Местность здесь болотистая, и дома сооружались на сваях. Это единственная бухта на острове, где была возможна высадка.

Разразившийся 22 июля 1948 года шторм смыл причал и значительную часть горючего в бочках. Поэтому в 1949 году для разгрузки кораблей здесь было воздвигнуто сложное сооружение. На вершине ближайшего к станции утеса установили два подъемных крана. К утесу же подвесили разборную причальную платформу со сходнями на берег. После выгрузки платформы и сходни поднимались на вершину утеса.

Сама станция оказалась на склоне возвышенности. Метеорологические наблюдения здесь не были показательными для этого района океана. Поэтому для измерения ветра и температуры на ближайшей возвышенности была установлена автоматическая радиометеорологическая станция.

Активные мероприятия стран Британского Содружества заставили зашевелиться французов. Экспедиция на корабле «Лаперуз» направилась к островам Крозе. Здесь в декабре

1949 года на острове Посесьон, на берегу бухты дю Марен, экспедиция установила доску с текстом, объявляющим права Франции на архипелаг Крозе. В том же месяце экспедиция построила на острове Кергелен временную береговую станцию. Со следующего года эта станция стала постоянно действующей, на ней постепенно расширялся комплекс наблюдений. Позднее на острове Кергелен французы создали авиационную базу с аэродромом и запасами горючего.

Остров Кергелен окружен многочисленными мелкими островами. В прошлом этот архипелаг посещало огромное количество судов, промышлявших морского зверя. Здесь повсюду встречаются заброшенные базы, на которых по многу лет жили промышленники.

Острова Кергелен посещались многими исследовательскими экспедициями, которые на пути в Антарктику или из Антарктики производили описания природы островов. В конце прошлого столетия французские предприниматели — братья Рене и Анри Босьер получили концессию от французского правительства на

разработку природных богатств архипелага. В течение 40 лет они пытались наладить здесь сначала добычу полезных ископаемых, затем развести овец. Они даже пытались создать здесь постоянные поселения. Но разработка полезных ископаемых на островах оказалась невыгодной, завезенные овцы погибли, переселенцы либо умирали, либо покидали острова при первой возможности.

В период с 1928 по 1953 год на Кергелене четыре раза был французский геолог Обер де ля Рю. Им написана интересная книга о природе островов.

Кроме большого количества птиц, водящихся на островах, и тюленей у их берегов здесь обитают кролики. Неизвестно для каких целей английская океанографическая экспедиция на «Челленджере» завезла на Кергелен несколько пар кроликов. Сейчас их здесь огромное количество. Они уничтожили знаменитую кергеленскую капусту, служившую прежним мореплавателям отличным противоцинготным средством. Теперь это растение встречается только на крутых обрывах. Кролики почти уничтожили луга на плоскогорьях и стали буквально стихийным бедствием для архипелага.

Земля Адели

 

 

Еще в 1924 году французское правительство специальным декретом объявило о своих правах на Землю Адели в Антарктиде. Но со времени плавания Дюмон-Дюрвиля в 1840 году ни одна французская экспедиция не была в этом районе.

Поэтому в 1948 году к Земле Адели была снаряжена специальная антарктическая экспедиция на судне «Командан Шар-ко». Организатором французских полярных исследований был Поль Эмиль Виктор, имевший к тому времени опыт организации исследовательских работ в Гренландии. Некоторые французские исследователи для приобретения опыта участвовали в британских экспедициях на Земле Грейама (А. Ф. Лиотар) и в плаваниях австралийцев к островам Херд и Макуори (И. Вал-летт).

В летний сезон 1948—1949 года ледовая обстановка не позволяла пройти к берегам Земли Адели, и французам пришлось вернуться; хотя они и не выполнили основной задачи, но приобрели некоторый опыт плавания в южнополярных водах.

На следующий год ледовые условия оказались более легкими. «Командан Шарко» легко прошел через пояс разреженных плавучих льдов, и 20 января 1950 года французы высадились на берег Земли Адели у мыса Декувер. На скалах, выходящих

из-под ледника, они соорудили жилой дом, вспомогательные помещения и лаборатории, разместив их под одной крышей. База получила название Порт-Мартин — в память фотографа экспедиции, умершего на пути в Антарктику.

8 февраля судно покинуло берега Земли Адели и на обратном пути на родину посетило острова Херд и Кергелен. На берегу антарктического континента осталось зимовать 15 человек. Зимовочную партию возглавил начальник экспедиции Андрэ-Франк Лиотар. В Порт-Мартине так же, как на мысе Денисон в 60 километрах к востоку, где зимовал Моусон, большую часть года свирепствовали ураганы и шумели пурги.

Кроме стационарных наблюдений по метеорологии и сейсмологии, наблюдений за колебаниями уровня моря зимовщики в наиболее благоприятное время — антарктической весной 1950 года — предприняли ряд походов к восточным и западным границам Земли Адели для топографической съемки и определения астропунктов. Дело в том, что США предоставили французам аэрофотомонтажи района Земли Адели, выполненные по материалам операции Хайджамп. Поэтому перед французами была задача — найти как можно больше характерных мест, дешифрировать эти места на американских фотоматериалах и определить точные географические координаты на местности. Всего во время первой зимовки удалось найти и определить 11 таких пунктов. Благодаря этим работам американские фотосъемки, выполненные во время операции Хайджамп, послужили основой для составления надежных карт побережья Земли Адели.

Под руководством Лиотара французы прошли на собачьих упряжках и вездеходах более 1800 километров. Они пересекли Землю Адели по ледниковому плато вдоль 67-й параллели.

В октябре 1950 года врач и биолог экспедиции Жан Сатэн-Жалостре в 80 километрах от базы, у мыса Геологии, открыл колонию императорских пингвинов. В то время жизнь этих редких животных была еще не изучена, и французский естествоиспытатель был весьма удивлен, наблюдая, как они в жестокую полярную зиму несут яйца и высиживают птенцов.

Следующая зимовочная группа под руководством Мишеля Барре расширила в значительной степени стационарные исследования. Были, в частности, организованы наблюдения по геомагнетизму, атмосферному электричеству, ионосфере, гляциологии. Кроме того, был проложен ряд маршрутов как вдоль берега, так и в глубь континента. Группа французов посетила старый моусоновский дом на мысе Денисон. Внутри дома лежал сплошной слой льда толщиной более метра, покрывший стол и стулья. Стены и крыша местами были продавлены скопившимся в течение 36 лет снегом и льдом.

Во время зимы биолог Сендрон предпринимал поездки к колонии императорских пингвинов для изучения их жизни.

Выдающимся был поход под руководством Бертрана Имберау совершенный в декабре 1951 года в глубь континента на двух вездеходах типа «Уизл». Группе Имбера удалось пройти почти 300 километров к югу от базы. В ряде мест по пути следования Имбер делал попытки определить мощность ледникового покрова сейсмическим методом. Метод этот заключается в следующем: на поверхности или в небольшом углублении производится взрыв, специальная аппаратура фиксирует время, за которое звуковая волна пройдет через толщу льда, отразится от более твердых пород коренного ложа и вернется к поверхности; по времени и скорости распространения волны подсчитывается толщина льда. Имбер в то время имел недостаточно чувствительное оборудование, и ему только в двух пунктах удалось получить четкие отражения волн.

В январе 1952 года на норвежском зверобойном судне «Тоттан» в Порт-Мартин прибыла новая смена. Для изучения биологии пингвинов было решено создать станцию вблизи мыса Геологии, куда в начале зимы с установлением припая собирается колония императорских пингвинов для выведения потомства.

14 января 1952 года после смены состава на основной станции корабль направился к мысу Геологии. Небольшой домик новой базы был построен на острове Петрелс. Здесь должны были зимовать четыре человека, в том числе орнитолог Жан Прево.

В ночь с 23 на 24 января 1952 года при ураганном ветре база Порт-Мартин сгорела. Жить людям было негде. «Тоттан» вызвали от мыса Геологии к месту пожарища.

К четырем зимовщикам, оставленным первоначально на острове Петрелс, доставили еще трех человек. Руководитель всей экспедиции Рене Гарсия после пожара решил с остальными участниками вернуться на родину. Начальником зимовки на острове Петрелс был оставлен Марио Маррет. При помощи старых ящиков и брезента помещение было несколько расширено и оборудовано для зимовки.

На новой базе производились регулярные метеорологические наблюдения, много внимания было уделено изучению жизни императорских пингвинов. Зимняя колония пингвинов находилась недалеко от базы, но, чтобы провести непрерывный цикл наблюдений за жизнью этих животных, французы построили небольшую хижину в самой колонии, на морском льду.

Весной, 18 октября 1952 года на вездеходах к западной границе Земли Адели отправилась астрономо-геодезическая группа. Дело в том, что на имеющихся у французов американских аэрофотоснимках на фоне однообразного ледяного берега выделялась небольшая скала, названная «X», которая являлась наиболее приметной неподвижной точкой. Определение точных координат

этой скалы давало возможность привязать американскую аэрофотосъемку к местности и составить надежную географическую карту Земли Адели.

Санная группа провела в дороге 43 дня. Несмотря на непогоду, группа нашла скалу и определила ее координаты. В районе скалы была открыта гигантская ледяная река — выводной ледник, стекающий по склону континента в океан. Ледник получил название «Пуркуа Па?» по имени французского океанографического судна, плававшего в антарктических водах.

2 февраля 1953 года норвежское китобойное судно «Тоттан» подошло к мысу Геологии. Выполнив с борта вдоль берега Земли Адели гидрографическую съемку и определив ряд гравиметрических пунктов, французы эвакуировали со станции все ценное и законсервировали здание. За три года французские исследователи собрали большой материал о природе этого труднодоступного района и создали достаточно точную карту Земли Адели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..