АМЕРИКАНСКИЕ ОПЕРАЦИИ ХАЙДЖАМП И УИНДМИЛЛ (1946—1948)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Глава 21 АМЕРИКАНСКИЕ ОПЕРАЦИИ ХАЙДЖАМП И УИНДМИЛЛ (1946—1948)

Экспедиция военно-морских сил США


«На самом юге нашей планеты лежит очарованная страна-Как бледная принцесса, зловещая и прекрасная, спит она волшебным холодным сном. На ее волнистых снежно-белых одеждах таинственно мерцают ледяные аметисты и изумруды. Ее грезы — это радужные сияния вокруг солнца и луны и переливающиеся на небесах нежные краски — розовая, золотистая, зеленая, голубая.
 

Такова Антарктида, влекущая и таинственная страна. Площадь этого скованного льдом материка составляет почти 6 миллионов квадратных миль (около 15 000 000 квадратных километров), то есть почти равна площади Южной Америки. Большая часть ее внутренних районов фактически менее исследована, чем обращенная к нам сторона лунной поверхности.

За все столетие, прошедшее со времени ее открытия, на ее берегах обитали менее 600 чел. Подобно сирене, она завлекает послевоенный мир, жадно ищущий приключений, и бросает ему вызов».

Такими яркими красками начинает Ричард Берд отчет о своей четвертой экспедиции в Антарктиду.

Это была экспедиция, как отмечает сам Берд, «целиком организованная военно-морским ведомством, если не считать того, что в ней принимали участие несколько армейских и гражданских наблюдателей и ученых».

Она получила кодированное название — операция Хайд-жамп (Высокий прыжок). Берд, как опытный полярник, был лишь консультантом, а конкретными операциями руководили военные моряки. В частности, кораблями экспедиции командовал Ричард Г. Крузен, получивший перед отплытием звание контр-адмирала. Всеми работами, в том числе и научными, руководил капитан первого ранга Джордж Ф. Коско.

Всего в экспедиции участвовало 4000 человек на 13 кораблях, включая авианосец и подводную лодку. Экспедиция состояла из трех групп. Первая группа должна была обследовать берег к востоку от 90° западной долготы до Гринвичского меридиана. Второй надлежало обследовать берег от островов Баллени к западу до встречи с первой группой. В каждой группе имелось по три летающих лодки, которые должны были взлетать с открытой воды и, насколько позволяют условия, производить фотографирование берега и внутренних районов Антарктиды. Третья — центральная группа должна была базироваться на шельфовом леднике Росса, в районе прежних зимовочных баз экспедиций Берда, и при помощи лыжных самолетов заснять сектор моря Росса.

Центральная группа Литл-Америка IV

 

 

Пять кораблей центральной группы соединились на подходах к морю Росса у острова Скотта, откуда направились на юг к барьеру Росса. В числе кораблей была подводная лодка «Сен-нет».

Ледовые условия в начале 1947 года в море Росса оказались самыми неблагоприятными за всю историю плавания в этих водах. Корабли часто попадали в сжатия и получили серьезные повреждения. После безуспешных попыток пробиться на юг, предпринимавшихся в течение недели, ледокол «Нортуинд» вы-

кужден был повернуть обратно, чтобы вывести подводную лодку на буксире на чистую воду у входа в море Росса, иначе ее бы раздавило льдом. Вернувшись обратно, ледокол провел остальные суда через шестисотмильный пояс плавучих льдов. Корабли пришли в Китовую бухту. За шесть лет, прошедших с прошлой американской экспедиции, очертания бухты сильно изменились: ширина прохода в бухту с 2,5 километра уменьшилась до 300 метров, размеры самой бухты сильно сократились. Что же произошло?

В 1911 году, когда Амундсен создал здесь свою базу, ширина Китовой бухты была около 16 километров, а внутрь ледника она вдавалась почти на 20 километров. Последующие экспедиции отмечали, что бухта постепенно уменьшается. Дело в том, что к югу от бухты расположен остров Рузвельта, целиком покрытый льдом, но гранитное основание этого острова лежит выше уровня моря. Вся остальная часть ледника Росса находится на плаву. Вследствие пластичности лед обтекает остров Рузвельта. К западу от острова шельфовый ледник Росса движется на север со скоростью в среднем 1,2 метра в сутки, к востоку от острова часть ледника Росса, иногда называемая шельфовым ледником Преструда, движется на запад примерно с той же скоростью. Постепенно края барьера этих двух частей ледника сближаются, закрывая бухту. Наконец наступает момент, когда два ледяных массива сталкиваются. При столкновении таких масс развиваются огромные силы; от ледника откалываются гигантские айсберги, образуя в барьере новую бухту, но уже других очертаний и размеров. Как справедливо замечает Р. Берд, «характер этого столкновения льдов никогда не бывает абсолютно одинаковым. Иногда отламываются большие куски льда, и в течение многих лет существует большая бухта». Вероятно, столкновение произошло за год до прихода кораблей, и от ледника откололась небольшая часть, образовав лишь небольшую бухту. На берегу этой бухты и была создана летняя база военной экспедиции, получившая впоследствии название Литл-Америка IV. База предыдущей американской экспедиции, Литл-Америка III, покинутая в 1941 году, находилась на три километра южнее. Ее строения полностью погрузились в лед, а над снежной поверхностью возвышались лишь радиомачты и вентиляционные трубы. Расчеты показали, что за шесть лет, с 1941 года, Литл-Америка III переместилась к северо-западу вместе со льдом на 2547 метров.

Группа полярников во главе с географом Сайплом, участником прежних экспедиций Берда, прорыла лаз и проникла в подснежные здания Литл-Америки III.

«Они очутились в помещении, похожем на тронную залу дворца с хрустальными стенами и хрустальными люстрами, — лишет Берд. — Свет их электрических фонарей падал на стены,

покрытые ковром белых ледяных кристаллов, образующих фантастические узоры — блестящие белые звезды, драгоценности и длинные белые перья. Когда они покинули шесть лет назад это помещение, стены были совершенно гладкими... Бифштексы, хлеб, масло и конфеты, оставленные прошлой экспедицией- находились в прекрасном состоянии после шестилетнего пребывания в этом помещении, и участники исследовательской группы сделали из них отличный завтрак...»

Третья Литл-Америка, которую теперь осматривал Сайпл, была расположена на расстоянии около четырех миль от края барьера и около шести миль к северу от первой, а у первой в 1934 году была построена Литл-Америка II. Берд пишет в отчете: «Когда мы вернулись в 1934 году, то увидели лишь радиомачты, возвышавшиеся примерно на 30 футов (9 метров) над белой пустыней. Когда мы их устанавливали, высота мачт составляла 60 футов. В 1947 году они возвышались над снегом всего на 18 футов.

Литл-Америка IV, расположенная на краю ледника, представляла собой палаточный лагерь на 300 человек. Вблизи была расчищена взлетно-посадочная полоса для самолетов.

Полеты самолетов центральной группы

 

В операции Хайджамп Берд числился в составе центральной группы и находился на борту авианосца «Филлипин Си», который прибыл к острову Скотта, когда береговая база в Китовой бухте уже была создана. Авианосец не смог бы пройти через шестисотмильный ледовый пояс, поэтому все шесть тяжелых самолетов взлетели с борта авианосца и перебазировались на ледовый аэродром Китовой бухты. На колеса самолетов были надеты лыжи. Колеса выступали на несколько сантиметров сквозь прорези в лыжах. Такая конструкция шасси самолетов позволяла использовать для взлета и посадки как твердую дорожку, так и мягкую снежную поверхность.

Берд на первом из шести самолетов перелетел также в Литл-Америку.

Корабли ушли из Литл-Америки 6 февраля 1947 года. За береговым составом должен был вернуться ледокол.

Самолеты центральной группы совершили в общей сложности 29 рейсов, из которых удачными были только 20. На каждом самолете были установлены фотоаппараты с тремя объективами, при этом один объектив был направлен вниз, а два — под углом 30° к горизонту. Это позволяло снимать сразу большую площадь.

Однако, как обнаружилось впоследствии, эти съемки мало что дали для составления точных карт, ибо слишком мало было характерных точек, у которых были известны точные географические координаты. Фактически это была аэрофоторазведка. Это

тем более досадно, что во время полетов были обнаружены новые горные цепи и многочисленные ледники.

Два самолета, на одном из которых был сам Берд, летали к Южному полюсу.

Берд говорит об этом следующее:

«В четвертый раз в истории человечества люди находились у Южного полюса. Во второй раз я пролетал над ним. Южный полюс представляет собой просто самую южную географическую точку на земном шаре. По своему внешнему виду он не отличается от любого другого пункта на плато, и, если не считать серии фотоснимков, наш полет от моря Росса уже не прибавляет ничего важного к нашим знаниям относительно Антарктики. Он является только символом преодоления одного из величайших препятствий природы с помощью человеческого упорства и находчивости. В наш век авиации этот символ уже не имеет такого значения...

Со всех сторон, за исключением района ледяного барьера Росса, Южный полюс до недавнего времени считался почти недостижимым. Фактически точка где-то вблизи от 78° южной широты и 70° восточной долготы была обозначена как «Полюс недоступности», и предполагалось, что это место является самым недоступным из всех оставшихся на земле малоисследованных районов.

Одной из главных задач этой экспедиции Берд считал полет в район «Полюса недоступности».

Пролетая над географическим полюсом, Берд сбросил картонный ящик с разноцветными флажками Объединенных Наций. Самолеты, пролетев полюс, направились дальше по нулевому меридиану. В кабине самолета, где находился Берд, вышло из строя отопление, было очень холодно. Кроме того, для облегчения веса при взлете не взяли в полет кислородные баллоны. У экипажа от длительного полета на большой высоте отмечались вследствие кислородного голодания признаки высотной болезни. Поэтому, пролетев за полюс всего лишь около 160 километров, самолеты повернули обратно и благополучно приземлились в Китовой бухте.

 

 

Западная группа. Земля Уилкса — Земля Королевы Мэри

Тем временем западная группа начала съемки побережья в районе островов Баллени. С поверхности чистой воды вблизи северной кромки плавучих льдов взлетали гидросамолеты и производили съемку берегов. Первые полеты были предприняты к Берегу Отса, открытому участниками экспедиции Скотта в 1911 году. Во время полета гидросамолетов над этим берегом, как отмечает Берд, «весь район был покрыт туманом и на фотографиях не видно отдельных деталей».
Затем западная группа совершила серию полетов над берегами Земли Адели и Земли Уилкса. Один из самолетов летал в район Южного магнитного полюса. Гор на Земле Уилкса вблизи берега не было. Уровень материкового ледяного покрова постепенно повышался от берега до 2500—3000 метров над уровнем моря. Самолеты этой группы обследовали береговую линию на протяжении почти 2500 километров. И опять-таки ввиду отсутствия точных координат приметных наземных пунктов по аэрофильмам, снятым во время этих полетов, впоследствии нельзя было составить точных географических карт этого берега.

Открытие «Оазиса»

 

Одним из примечательных открытий западной группы было обнаружение свободного от льда района на Берегу Королевы Мэри, рядом с шельфовым ледником Шеклтона. В начале февраля гидросамолет под командованием Дэвиса Э. Бангера пролетел над коричневыми холмами, между которыми лежали незамерзшие голубые и зеленые озера.

Через несколько дней Бангер на короткое время посадил свой гидросамолет на свободный от льда морской залив, вдающийся в оазис. Впоследствии этот район получил название оазиса Бангера.

Оазис возбудил большой интерес у географов. Высказывались мнения, что его существование поддерживается теплом земли.

В 1956 году советской антарктической экспедицией в центре этого оазиса, на берегу самого крупного пресноводного озера, была создана научная станция, получившая название «Оазис». Была произведена геологическая съемка, на основе которой составлена детальная геологическая карта этого места. Проведен двухлетний цикл разносторонних климатических наблюдений. Установлено, что темная поверхность скал нагревается солнечными лучами, и в оазисе создается свой микроклимат. В солнечные дни летом здесь температура воздуха на 10—20° выше, чем над окружающими ледниками. Озера замерзают зимой, и на них образуется лед толщиной полтора метра, но благодаря высоким летним температурам лед полностью растаивает. Зимой благодаря сильным стоковым ветрам, достигающим ураганной силы, весь выпадающий снег сдувается с поверхности скал в сторону моря.

Далее к западу полеты носили еще более рекогносцировочный характер, поскольку с приближением зимы погода стала неустойчивой. Летчики видели те или иные объедты сквозь туман или в разрывах облаков. Этим объясняется то, что в описаниях отдельных открытий имеются полуфантастические сведения. Так, Берд сообщает, что один из самолетов, «пролетавший вдоль

 

почти не нанесенного на карте побережья Земли Королевы Модг неожиданно обнаружил одно из чудес мира по живописности. Это был хребет покрытых льдом гор, сверкающе-голубого цвета высотой более двух миль, которые тянутся на много миль, возвышаясь над шельфовым ледником».

Вероятно, это был мираж или рефракция, когда вследствие неодинаковой плотности воздуха небольшой ледяной обрыв может казаться гигантской ледяной стеной, а небольшой холмик — высокой горой.

Восточная группа

 

 

Восточная группа под командованием Джорджа Дюфека производила исследовательские полеты к западу от острова Петра.

Впервые в этом районе удалось проникнуть к берегу только в 1940 году. До этого, как говорил Берд, никто не имел понятия о том, где кончается Тихий океан и где начинается берег Антарктиды.

В 1940 году на борту «Бэра» находился гидросамолет, на котором Берд, выждав благоприятную погоду, совершил три полета и впервые обнаружил здесь береговую линию Антарктиды. Как пишет об этом Берд, «во время двух из этих полетов я открыл огромный горный хребет Колер, Берег Уолгрина и острова Флетчера. Были указания на то, что здесь имеется полуостров, но именно Дюфек пролетел над этим полуостровом и открыл горы Демас и Новиль. Дюфек и я выяснили тогда, что паковые льды здесь очень мощные и прочные, то есть фактически непроходимые, а между ними и Берегом Уолгрина находится огромное пространство свободного от льдов моря — моря Амундсена».

Катастрофа на полуострове Терстона
 

30 декабря 1946 года один из гидросамолетов восточной группы с экипажем из девяти человек на борту поднялся с поверхности моря и полетел к малоизвестному берегу. Когда самолет стал приближаться к берегу, погода резко ухудшилась. Сквозь белую пелену облачности летчики смутно видели обрывки снежной поверхности и темные пятна скал. Вскоре они попали в зону так называемой белой тьмы, при которой не видно горизонта. Они летели как в огромной «миске с молоком». Это явление наблюдается только в полярных странах при однотонной снежной поверхности в сочетании с белыми облаками. Световые лучи, пробивая слой облачности, падают на белую снежную поверхность. В других широтах солнечный свет, падая на многоцветную поверхность, в значительной мере поглощается этой поверхностью. Здесь же световые лучи отражаются снегом вверх к

облакам, от облаков — вниз к снежной поверхности. Простран* ство между снегом и облаками становится подобным гигантскому зеркальному залу. Свет льется со всех сторон. Поэтому нет никаких теней и, несмотря на обилие света, ничего не видно.

Летчики решили возвращаться, но в момент поворота самолет задел за что-то твердое. Произошел взрыв. Три члена экипажа были при этом убиты. Остальные после потери сознания пришли в себя и обнаружили, что самолет, врезавшись в склон горы, разломился на четыре части.

Много дней провели летчики в безнадежном положении. Только через две недели их отыскал спасательный самолет и сбросил продукты и одежду. Среди вещей была записка с указанием направления, в котором находился берег. С колоссальным трудом преодолевая крутые спуски, летчики прошли десятимильное расстояние до берега. В прибрежной полынье их ожидал спасательный самолет. Эта трагедия случилась на полуострове Терстон, лежащем между морями Беллинсгаузена и Амундсена.

После спасения летчиков корабли восточной группы направились к востоку для исследования неизвестного участка берега моря Беллинсгаузена. Но весь январь 1947 года погода была настолько плохой, что ни один полет не состоялся. Тогда группа вернулась в район моря Амундсена. Здесь совершили несколько вылетов к берегу. Был открыт огромный залив, вдающийся в материк, шириной около 250 километров, а также горные хребты с высокими пиками.

Отсюда группа под командованием Дюфека вновь направилась в восточную часть моря Беллинсгаузена для съемки Земли Александра I, острова Шарко и залива Маргерит. И снова ее преследовала плохая погода. Самолеты лишь несколько раз поднимались в воздух. Во время этих полетов в шельфовых ледниках, окаймляющих Землю Александра I и остров Шарко, были обнаружены гигантские ледяные чаши диаметром до полутора километров с почти отвесными стенами. На дне этих чаш нагромождены глыбы льда. Такие чаши, или, как их иногда называют, «ледяные вулканы», впоследствии встречались и в других местах Антарктиды, но происхождение их до сих пор остается загадочным.

Некоторые исследователи высказывали предположение, что при растекании ледника над неровностями ложа в тело ледника попадает воздух, который подвергается колоссальному сжатию и наконец взрывает лед, образуя ледяной кратер. Но это лишь остроумное предположение. Дюфек пытался высадиться на остров Шарко, но полоса сплоченного льда его берега помешала осуществить эту операцию. Группа покинула этот район и, обогнув Землю Грейама, вышла в море Уэдделла. Здесь Берд дал указание совершить серию полетов над берегом со стороны моря Уэдделла. Его по-прежнему занимал вопрос, существует ли про-

лив между морем Уэдделла и морем Росса. Но время было позднее, дули сильные ветры, на море начал образовываться лед, и полеты не состоялись. Самолеты были подняты на борт.

Западная и восточная группы отправились домой, в порты

США.

На Литл-Америку вернулся ледокол «Нортуинд». Самолеты были закреплены на барьере и оставлены здесь навсегда. Люди, работавшие в центральной группе, пересели на борт ледокола, который теперь уже легко прошел через ледовый пояс моря Росса.

В целом экспедиция, как уже отмечалось, была военно-испы-тательной, но она сделала много открытий, обследовав значительные пространства антарктического континента.

«Однако, — как отмечал Берд в заключительной части своего отчета, — большая часть Антарктиды остается еще не исследованной. Еще много тайн хранится за этими сверкающими ледяными стенами, позади белой завесы туманов и снегов. Окончательное завоевание Антарктиды явится, возможно, делом следующего поколения исследователей».

 



Операция Уиндмилл

 

 

Для привязки к местности аэрофотоснимков, выполненных во время экспедиции Хайджамп, в следующий антарктический навигационный сезон, 1947—1948 года, командование американского военно-морского флота решило организовать еще одну экспедицию. Она получила название операции Уиндмилл (Ветряная мельница), по-видимому, из-за того, что все основные операции по высадке береговых партий осуществлялись при помощи вертолетов, имеющих некоторое внешнее сходство с ветряными мельницами.

К берегам антарктического континента направились два ледокола военно-морского флота: «Эдисто» и «Бертон Айленд».

Руководство всей операцией возглавил Джеральд Кетчум, который в операции Хайджамп был капитаном «Бертон Айленда».

В декабре 1947 года оба ледокола, разведывая при помощи вертолетов состояние льдов, почти беспрепятственно прошли к кромке припая в море Дейвиса.

«Эдисто» высадил в трех местах между островом Хасуэлл и горой Гауссберг астрономо-геодезические партии для определения астропунктов. Астро-геодезическая партия с «Бертон Айленда» в первую очередь определила астропункт на острове Хасуэлл и произвела с вершины острова триангуляционную съемку всей группы мелких соседних островов.

Затем «Бертон Айленд» направился к шельфовому леднику Шеклтона. Здесь предполагалось определить точное положение весьма приметных нунатаков скалы Гиллис. Они расположены далеко от края ледника. «Бертон-Айленд» подошел к обрыву

 

 

ледника Шеклтона. С борта ледокола поднялся вертолет с астро-номо-геодевической группой. Вскоре с вертолета сообщили, что они идут на посадку вблизи намеченной точки. После этого связь с вертолетом прервалась. Командование предположило, что при посадке произошла авария.

К леднику Шеклтона подошел ледокол «Эдисто». Вылетевший с него для поисков исчезнувшей партии вертолет вскоре обнаружил людей невредимыми, а вертолет разбитым. При посадке поверхность снега из-за белизны показалась пилоту ровной, на самом же деле это был склон. На этом склоне вертолет перевернулся. От удара вышла из строя радиостанция.

Обследование оазиса Бангера

 

 

 

Далее оба ледокола направились к оазису, открытому в прошлом году летчиком Бангером. Оазис Бангера должен был явиться наиболее важным объектом исследований. В специальной инструкции начальнику операции указывалось, что этот пункт может служить местом будущей военно-морской базы США в Антарктике.

Пробившись через сплоченный плавучий лед, «Эдисто» прошел в прибрежную полынью, не доходя ледникового купола, известного под названием острова Милл. «Бертон Айленд» для страховки и с целью экономии горючего оставался у северной кромки плавучих льдов. Вертолеты с «Бертон Айленда» были переданы на «Эдисто».

«Эдисто» врубился в мощный ледяной припай. От этого места к оазису Бангера была послана наземная партия на вездеходах. Вездеходная группа с авиабензином на санях прошла по припаю около двух десятков километров и встретила широкие непроходимые трещины. Это было примерно на середине пути между ледоколом и оазисом. Здесь, в районе этих трещин, был создан вспомогательный склад.

Вылетевший с ледокола вертолет на склад не прибыл. Командование дало по радио указание обследовать на вездеходах путь между складом и ледоколом. Водители на двух вездеходах сначала нашли разбитый вертолет, а затем пилота и штурмана вертолета, идущих пешком к ледоколу. Оказывается, вертолет попал в снежный шквал: пилот пытался развернуть машину и возвратиться на ледокол. Не видя линии горизонта, он накренил вертолет, и тот врезался в лед. Пилоты отделались небольшими порезами и синяками.

Через два дня еще два вертолета постигла примерно та же участь. После этого командование решило осуществлять полеты только при устойчивой солнечной погоде.

Дождавшись благоприятной погоды, вертолеты доставили в оазис шесть астрономов-геодезистов и геолога Эрла Апфела.

 

После этого они улетели обратно за радиостанцией и дополнительным лагерным снаряжением, с тем чтобы, вернувшись начать переброску геодезистов в разные пункты оазиса. Однако, несмотря на отличную погоду, вертолеты не возвращались. Тем временем Апфел занимался сбором геологических образцов, а геодезисты производили определение астрономических координат места высадки и развернули подготовительные работы для съемки оазиса. Через два с половиной дня появился вертолет с приказом немедленно эвакуироваться.

Военное командование пришло к заключению, что оазис Бан-гера мало подходящее место для военной и исследовательской базы, а потому не сочло нужным тратить время на его детальное обследование. На острове Томас, в северной части оазиса, американцы соорудили гурий и положили под него медный цилиндр с запиской: «Военно-морской флот Соединенных Штатов, Геодезический пункт № 5, 1948». Рядом с гурием на растяжках был установлен бронзовый шест, обозначавший место астропункта. Позднее на американских картах оазис получил название холмов Бангера (Бангер-хиллс).

 



Обследование островов Уиндмилл (оазиса Грирсон)

 

 

После снятия полевой партии ледоколы соединились и пошли к востоку, в залив Винсенс. Как и в море Дейвиса, плавучие льды располагались полосой к северу. Самая обширная бухта была свободной от морского льда. Здесь у восточного берега бухты американцы встретили группу многочисленных скалистых островов, полуостровов с живописными бухточками и проливами. Эти свободные от льда и снега скалы и острова впервые увидел в январе 1947 года английский летчик Д. Грирсон, который1 на гидросамолете в составе китобойной флотилии «Балена» выполнял разведывательные полеты. Поэтому прибрежные скалы, примыкающие к краю континентального ледника, получили на карте наименование холмов Грирсона (или оазиса Грирсона).

В отличие от пустынных и безжизненных холмов Байгера это место было густо населено. Все острова были заняты' гнездовьями пингвинов Адели.

Астрономы определили астрономический пункт, а геодезисты произвели триангуляционную привязку наиболее характерных мест архипелага. Геолог Апфел выполнил общее геологическое обследование. Впоследствии архипелаг получил название островов Уиндмилл.

Офицеры экспедиции нашли этот район вполне пригодным для создания базы. Здесь было изобилие удобных гаваней для стоянок кораблей.

В 1956 году холмы Грирсона были засняты и обследованы советскими геологами, прилетавшими сюда на самолете из Мирного. В 1957 году здесь была создана американская станция Уилкс.

20 января 1948 года оба американских ледокола, закончив работы, снялись с якорей и пошли на восток, в море Росса, к Литл-Америке. К востоку от бухты Винсенс они обнаружили огромное количество сидевших на мели айсбергов. Вполне возможно, что такое скопление ледяных гор действует подобно дамбе, отклоняющей дрейфующий с востока морской лед от берега и обусловливающей существование огромной прибрежной полыньи, которая в 1948 году была около 15 миль шириной.

Ледоколы зашли в пролив Мак-Мёрдо, а затем двинулись к Китовой бухте, чтобы обследовать, в каком состоянии находится прошлогодний палаточный лагерь — Литл-Америка. Вход в бухту еще более сузился. Морской лед был сдавлен: местами его поверхность была похожа на застывшую морскую зыбь, а местами была сильно всторошенной. Это свидетельствовало о движении краев ледника друг другу навстречу. Палатки были завалены снегом. Фюзеляжи шести брошенных самолетов и корпуса многочисленных тракторов все еще были видны, но вокруг них за зиму надуло бугры застругов.

Поход к востоку от моря Росса

4 февраля 1948 года ледоколы направились к востоку. Кетчум решил пройти вдоль берега как можно дальше на восток. Берд в каждую из своих экспедиций пытался пробиться к берегам Земли Мэри Берд, но каждый раз вынужден был отступать. Льды непреодолимой стеной преграждали путь его кораблям. Кетчум надеялся, что двум мощным ледоколам удастся пробиться сквозь льды. Его мечтой было дойти до горы Сайпла, открытой в прошлом году во время полета из Литл-Америки.

Ледоколы обогнули мыс Колбек, но сразу же вынуждены были повернуть на север, чтобы обойти скопления айсбергов и плавучих льдов; затем уже далеко от берега, выйдя на открытую воду, они повернули на восток. Дважды Кетчум направлял ледоколы к югу — на траверзах горы Сайпла и полуострова Терстона. Но оба раза они были вынуждены отступить: сплоченные плавучие льды преграждали путь к континенту. Трудность продвижения в таком льду усугублялась тем обстоятельством, что на разводьях уже образовался молодой лед.

Высадка на остров Петра I

 

 

Корабли прошли к острову Петра I. С борта одного из ледоколов был спущен бот, и группа исследователей во главе с Ап-фелом высадилась на остров для сбора геологических образцов. Здесь в бухте Сандефьорд американцы обнаружили следы недавнего пребывания норвежцев.
 

 

 

В специальном пенале, спрятанном под каменной пирамидой, были найдены письма. Одно письмо, составленное еще в 1929 году, объявляло о присоединении острова Петра I к Норвегии. Во втором письме, датированном 13 февраля 1948 года, т. е. менее чем за неделю до прихода сюда американцев, указывалось, что норвежская экспедиция на судне «Браттегг» посетила этот остров 10 февраля 1948 года; на острове были выполнены зоологические, ботанические и другие научные исследования; вокруг острова проводились промеры глубин, а также гидрологические и ботанические исследования.

Это была норвежская исследовательская экспедиция, организованная на средства Федерации норвежских китобойных компаний. Она вела океанографические исследования в южной части Тихого океана между 62° южной широты и северной кромкой льдов, от острова Петра I на запад до 174°31/ западной долготы.

После посещения острова Петра I американские ледоколы зашли в бухту Маргерит, где помогли выйти из ледового плена судну экспедиции Финна Ронне, зимовавшей на Стонингтоне.

На этом операция Уиндмилл закончилась. Ледоколы ушли в Америку. Основным результатом экспедиции было определение девяти астрономических пунктов в районе Земли Уилкса. В Тихоокеанском секторе ни одного из намеченных пунктов берега достичь не удалось. Если учесть огромную стоимость таких экспедиций, то результаты операций Хайджамп и Уиндмилл можно считать весьма скромными.

«Только очень богатая нация может позволить себе такой дорогой способ определения размеров континента», — сказал об этих экспедициях английский полярный исследователь Франк Дебенем. Однако американское военное командование интересовали не только научные результаты, а главным образом испытание военной техники и тренировка военных специалистов в антарктических условиях.

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..