ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Р. БЕРДА (1933—1935)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Глава 15 ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ Р. БЕРДА (1933—1935)
 


Подготовка. Сбор средств и снаряжение



Сразу же после возвращения из Антарктики Берд приступил к организации второй экспедиции. Он предполагал продолжить начатые исследования к востоку от Литл-Америки.

В отчете о своей второй экспедиции Берд писал: «Когда я покидал в феврале 1930 года Литл-Америку, в тайниках моей души уже зарождалось твердое решение снова вступить на эти негостеприимные студеные берега.

— Мы еще вернемся сюда, Билл, — сказал я тогда нашему метеорологу Хейнесу.

— Только не я, — ответил Билл, глядя на постепенно удалявшиеся утесы барьера, — с меня хватит и одного раза.

Однако четыре года спустя в солнечный день, столь редкий в этих областях, мы оба стояли в защищенной долине, где под густым снежным саваном покоилась Литл-Америка...»

Организация новой экспедиции оказалась делом трудным. В Америке разразился глубокий экономический кризис, и для того чтобы собрать необходимую сумму на снаряжение экспедиции, Берд тратил много времени и энергии. Снова ему пришлось идти с поклоном к финансовым королям, которые открывали свои кошельки для того, чтобы их именами были названы вновь открытые земли, горные хребты и ледники.

Деньги приходилось собирать с огромным трудом.

«Самые глубокие ледниковые трещины и самые свирепые ураганы, с которыми приходится сталкиваться полярному исследователю, ничто по сравнению с затруднениями финансового характера», — писал Берд.

Некоторые фирмы из соображений рекламы предоставляли экспедиции свои товары бесплатно.

«За право рекламировать свои изделия как «отлично перенесшие суровые полярные условия», — говорил Берд, — многие торговые фирмы готовы были снабдить нас необходимыми предметами снаряжения и продовольствия. Так мы безвозмездна получили горючее для наших кораблей и самолетов, специальную полярную обувь, пеммикан, необходимый во время санных походов, табак, фотографические принадлежности, уголь, электрооборудование и прочее».

Вследствие кризиса выбор судов для экспедиции был обширным. Управление торгового флота США «за доллap в год» предоставило экспедиции напрокат старый лесовоз с нефтяными топками, называвшийся «Тихоокеанская сосна». Берд переименовал его в «Джекоб Рупперт» в честь своего друга.

 

За недорогую плату купили на торгах деревянное судно с ледовой обшивкой, под названием «Бэр» («Медведь»). Это было старое китобойное судно постройки прошлого столетия. «Бэр» был знаменит: он много лет успешно плавал в арктических водах,, а в 1884 году подошел к мысу Сэбин, на восточном берегу Земли Элсмира, и спас участников экспедиции Грили.

Как и в прежней экспедиции, много внимания было уделено воздушному транспорту, Были взяты двухмоторный самолет «Кондор» с радиусом действия в 1300 миль, снабженный лыжами и поплавками, два одномоторных моноплана и автожир Келле-та — прообраз современного вертолета.

Из наземного транспорта в экспедицию были взяты два лег-гих снеговых автомобиля, трактор-снегоход «Клетрак» и три вездехода.

В Канаде и на Аляске были отобраны 153 ездовые собаки. Берд писал в своем отчете: «Самолеты и вездеходы, несомненно, замечательные транспортные средства, все же они не могут заменить собак. Для полярных переходов нет ничего надежнее северной лайки — она пройдет там, куда не проникнет вездеход и где не сядет самолет».

 

 

 

Плавание среди айсбергов

Берд решил пройти на «Рупперте» в восточную часть моря Росса и обследовать неизвестные берега Земли Мэри Берд.

20 декабря 1933 года на 151° 10х западной долготы и 65° 55' южной широты, в 35 милях от полярного круга, «Рупперт» подошел к кромке дрейфующих льдов. Дальше плавание продолжалось в совершенно неизученной части океана.

Никто не знал, как далеко находится здесь берег Антарктиды. Мореплаватели часто принимали за ледяной барьер гигантские айсберги.

По мере продвижения на юг все плотнее и тяжелее становились плавучие льды. И вот на 67° 09 южной широты и 148° западной долготы льды преградили путь к югу, и судно вынуждено было повернуть на север. Берд лишь зафиксировал при этом, что «Рупперт» прошел своим ходом на 148 миль южнее Кука. Было решено обследование пространств к югу продолжить при помощи самолета. Милях в 30 к северу судно вышло на обширную полынью. Отсюда был совершен полет к югу на двухмоторном самолете по 150-му меридиану западной долготы.

На 69° 51 южной широты, когда горючего осталось лишь на обратный путь до судна, самолет повернул обратно. Земли не было. Значит, она лежала значительно южнее. По мере полета к югу все большее пространство было занято чистой водой.

 

Берд решил не отступать и попытать счастья вблизи 120-го западного меридиана. После возвращения самолета судно, лавируя между льдинами, на всех парах пошло сначала на север, а затем на восток.

Между 147 и 135-м меридианами, примерно на антарктическом полярном круге, «Рупперт» много дней подряд пробирался в густом тумане между бесчисленными ледяными громадами айсбергов. Даже штормовой ветер, поднявшийся 26 декабря, на туман не повлиял. Только 28 декабря море утихло, туман рассеялся, и в ярком солнечном свете перед мореплавателями засверкали бесчисленные айсберги. Берд записал: «Им не было конца. С каждой новой милей приходили новые полчища — небывалый парад ледовой рати. По подсчетам Поултера, за сутки прошло 8000 айсбергов».

Ночью 31 декабря 1933 года «Рупперт» повернул на юг, следуя по извилистым разводьям. Но на 70° 02' южной широты судно встретило непреодолимые льды и стало отступать на север в поисках полыньи, с которой Берд намеревался отправиться в еще один разведывательный полет.

На 69° 57' южной широты и 116° 35х западной долготы самолет поднялся в воздух и полетел на юг. Вскоре Берд обратил внимание на весьма интересное обстоятельство. Когда они стартовали, дул слабый северо-западный ветер, а миль через сорок к югу обнаружились все признаки восточного ветра; в то же время с «Рупперта» по радио сообщили, что там по-прежнему держится западный ветер. Море было покрыто тяжелыми льдами. Погода была неустойчивой, с низкими облаками и снежными шквалами, видимость — не более 10 миль. Самолет долетел до 72° 30' южной широты. Под его крыльями простирался все тот же морской лед. Берега видно не было. Самолет повернул обратно. Облака спустились почти до воды. Началось обледенение. Летчики были вынуждены спуститься на 30 метров, где воздух был теплее. Самолет чуть не врезался в айсберг. Впоследствии Берд писал об этом: «Из тумана неожиданно вынырнула чудовищная тень, словно подпрыгнувшая нам навстречу. Боумен (пилот) взвился в поднебесье. Самолет поднялся, используя всю мощь своих 1500 лошадиных сил, точно нос корабля, подброшенный буйной волной... В течение нескольких секунд поплавки были на волосок от вершины айсберга, а мы — на волосок от гибели».

Наконец самолет совершил посадку на полынью и был поднят на борт. Берд надеялся, что удастся совершить еще один полет, но погода не улучшалась, и 4 января 1934 года «Рупперт» стал выбираться на север — к открытому морю. Затем вдоль кромки он пошел на запад, к морю Росса.

7 января 1934 года Элсуэрт по радио сообщил Берду, что его корабль «Уайет Эрп» пришвартовался в Китовой бухте и

что два члена его экспедиции — Балкен и Бротен, оба участники первой экспедиции Берда, — вышли на лыжах к Литл-Америке.

Пройдя 150-й западный меридиан, «Рупперт» повернул на юг и на этот раз прошел на 137 миль южнее своего предыдущего рекорда. Литл-Америка находилась в 600 милях к югу. Берд решил перелететь на барьер Росса — в Литл-Америку.

10 января 1934 года он поднялся на самолете, но, долетев до 71° 45' южной широты, повернул обратно, так как, по сообщениям Элсуэрта, в районе Литл-Америки стояла плохая погода.

На этом закончились полеты по обследованию южной части Тихого океана. Было установлено, что предположение о наличии в этом районе архипелага островов, далеко выдающегося в море, не соответствует действительности, а Берег Мэри Берд не заходит севернее 75° южной широты.

Приняв на борт самолет, «Рупперт» опять вышел на север к чистой воде, затем повернул на запад и снова на юг вдоль 169° западной долготы. Следуя по этому меридиану, «Рупперт» неожиданно прошел в море Росса почти по чистой воде.

12 января Элсуэрт сообщил Берду о том, что припай в Китовой бухте, на котором стоял самолет, внезапно взломался. Самолет при этом был сильно поврежден. Элсуэрт решил вернуться в Новую Зеландию. В море Росса суда разминулись.

 

 

 

 

Китовая бухта

17 января 1934 года «Рупперт» уже шел вдоль беломраморной стены ледяного барьера Росса и вскоре вошел в Китовую бухту.

Среди участников экспедиции кроме самого Берда были несколько человек, проживших здесь более года. Они обнаружили, что очертания бухты в отдельных местах сильно изменились. Движущийся лед и снег за эти годы образовали новые бухты и новые мысы.

Над Литл-Америкой, оставленной четыре года назад, возвышались радиомачты, башни, вентиляторы и дымовые трубы погребенных под снегом зданий. Тишина полярной пустыни снова была нарушена людьми.

Берд и несколько его товарищей проникли в подснежные коридоры, а затем и в здания. Слой льда покрывал стены, а с потолков свисали сосульки. Везде виднелись следы спешки, с которой была покинута база четыре года назад.

В составе первой группы, осматривающей помещения старой базы, был молодой норвежец Финн Ронне. Над одной из коек он увидел вырезанную на стене надпись: «Мартин Ронне». Это было имя его отца. Мартин Ронне зимовал на барьере Росса с Амундсеном во Фрамхейме 24 года назад и в Литл-Америке

с Бердом четыре года назад. Он умер незадолго до отъезда второй эскпедиции Берда в Антарктику в возрасте 68 лет. Его место занял сын, ставший впоследствии крупным исследователем Антарктики.

Началась разгрузка. Для переброски грузов от корабля на базу через торосистый припай были использованы все виды наземного транспорта: вездеходы, собачьи упряжки и даже одномоторный самолет «Пилигрим».

30 января в Китовую бухту вошел второй корабль экспедиции «Бэр оф Окленд». Оба корабля встали борт к борту, и длинные стрелы «Рупперта» начали поднимать грузы с палубы «Бэра» и опускать их на припай. Оттуда собаки и вездеходы перебрасывали грузы на барьер.

Тем временем на базе были приведены в жилой вид старые здания, раскопаны тоннели, построены новые складские и жилые помещения. Были откопаны старые самолеты «Форд» и «Фэрчайлд», оставленные в 1930 году.

В начале февраля «Рупперт» был разгружен и ушел на север. С ним уехал единственный врач экспедиции: он был болен. Без врача Берд не решался остаться на зимовку с большим количеством людей. Берд вспомнил, что еще когда «Рупперт» плавал в водах к востоку от моря Росса, он по радио связывался с английской океанографической экспедицией на судне «Дискаве-ри-П».

По радио Берд выяснил, что «Дискавери-II» в феврале находился на ремонте в Новой Зеландии. Через правительство Великобритании и Новой Зеландии Берд добился, чтобы «Ди-скавери-П» доставил нового врача из Новой Зеландии на «Бэр оф Окленд», который будет ждать у северной кромки льда в море Росса.

 

 

 

Неудачное плавание к Земле Мэри Берд

Несколько раньше Берд, пытаясь проникнуть в неизведанную зону Антарктики, совершил на «Бэре» плавание на северо-восток, вдоль побережья Земли Эдуарда VII. За 151° западной долготы вдоль побережья не проходило ни одно судно — путь на восток преграждали непроходимые льды. В 1929 году Берд на «Сити оф Нью-Йорк» трижды делал попытку пройти через эти льды и трижды отступал.

Плавание на «Рупперте» в декабре 1933 года и разведывательные полеты заставили усомниться в возможности существования архипелага к востоку от 151° западной долготы. Плавание «Бэра» могло внести ясность в этот вопрос.

5 февраля 1934 года «Бэр» вышел в море. Обойдя Кол-бек — самый южный мыс Земли Эдуарда VII, — мореплаватели в 25 милях к северо-востоку от мыса увидели гряду айсбер-

гов, выстроившихся почти сплошной стеной по прямой линии с юга на север. Промеры глубин при помощи эхолота установили, что эти айсберги сидят на подводном хребте глубиной всего 80 метров. Берд высказал предположение, что подводный хребет является продолжением гор Земли Александры. «Бэр» прошел через узкие проходы гряды айсбергов и направился дальше вдоль припая бухты Зульцбергера, открытой с самолета еще в

1929 году.

Но уже 8 февраля встретились непроходимые льды. Судно повернуло на северо-восток, затем по разводьям на северо-запад, и снова на восток. Далее простирались мощные торосистые ледяные поля. На юге смутно виднелся ледяной берег Земли Мэри Берд, а еще дальше — окутанные дымкой вершины горной цепи Эдсела Фордэ.

Дальнейшие попытки пробиться на восток успеха не имели, и «Бэр» взял курс на Литл-Америку.

Промеры дна, выполненные в этом неизвестном доселе районе, показали, что ширина материковой отмели у Земли Эдуарда VII очень незначительна. Глубины по линии плавания достигали 4000 метров.

 

 

 

Литл-Америка II

В Литл-Америке тем временем строилось восемь новых зданий и велась подготовка к осенним походам.

«Бэр» и «Дискавери-П» встретились у северной кромки дрейфующих льдов и разошлись. «Бэр» с новым врачом на борту и некоторыми грузами для Литл-Америки снова стал пробиваться на юг. Был конец февраля. Море замерзало, и судно на подходе к Китовой бухте с трудом прокладывало путь во льдах. После того как «Бэр» вошел в Китовую бухту, Берд отобрал зимовочную партию — 56 человек. Это была наибольшая партия, когда-либо до этого зимовавшая в Антарктике.

«Бэр оф Окленд» 12 марта 1934 года благополучно прибыл в порт Данидин в Новой Зеландии.

Март на шельфовом леднике Росса был весьма оживленным. Из Литл-Америки к югу на собаках и вездеходах вышли полевые партии для создания баз продовольствия и горючего. Самолеты и автожир помогли наземным партиям в отыскании пути через зоны опасных ледниковых трещин.
 

 

Один в ледяной пустыне

В конце марта вездеходы завезли на 100 миль к югу домик, продовольствие, радиостанцию и метеорологическое оборудование. Здесь на 80°08/ южной широты, 163° 57 западной долготы Берд решил создать выносную метеорологическую станцию.
 

Когда транспортный отряд заканчивал строительство и оборудование станции, Берд прилетел сюда на самолете из Литл-Америки. Он решил один провести здесь полярную ночь и выполнить комплекс метеорологических наблюдений. 28 марта 1934 года транспортный отряд ушел в Литл-Америку, и Берд остался один.

«Там, где находилось мое жилище, царила полная безжизненность, — писал Берд, — и казалось, что я перенесся в незапамятные времена ледниковой эпохи. Со всех сторон моим глазам открывался один лишь неизменный ландшафт — пелена льда, вдали сливающаяся с горизонтом».

Домик, в котором поселился Берд, был построен в котловане, вырытом в снегу. Берд вел метеорологические наблюдения, а также наблюдения над полярным сиянием. Самописцы регистрировали атмосферное давление, температуру воздуха, направление и скорость ветра. Берд отмечает: «у меня никогда не было причин жаловаться на безделье и скуку». Зимовщику помимо научной работы необходимо было готовить пищу, топить печь и поддерживать регулярную радиосвязь с Литл-Америкой.

И все же одиночество вскоре дало себя знать. Появилась бессонница, подавленное настроение. Трагедия началась с момента отравления газом от бензинового мотора и угарным газом от печки. Забилась вентиляционная труба. 31 мая во время переговоров с Литл-Америкой Берд потерял сознание и после этого полтора суток находился между жизнью и смертью. Временами он приходил в себя, выползал из спального мешка, чтобы произвести отсчеты по приборам, а затем снова впадал в забытье. С трудом ему удалось очистить от льда вентиляционную трубу, и отработанные газы больше не заполняли помещения.

В дальнейшем Берд не сообщал в Литл-Америку о своем положении. Он боялся, что его товарищи пойдут к нему на спасение. А в полярную ночь, при низких температурах такой поход был чрезвычайно опасным и мог привести к человеческим жертвам. И каждый свой разговор с радистами основной базы он заканчивал словами: «Все в порядке. Привет!».

Тем временем в Литл-Америке шла нормальная жизнь. Регулярно велись наблюдения за погодой, полярными сияниями, метеорами, геомагнетизмом, космическими лучами, исследовались образцы льда и снега. Трижды в день выпускались шары-пилоты для изучения скорости ветра на высотах. В хорошую погоду биологи выходили на лед бухты и специальными сетями ловили обитателей моря на разных глубинах. Но основные помыслы жителей Литл-Америки были направлены на весенние полевые походы. Разрабатывались и обсуждались программы, готовилось походное снаряжение, переделывались сани, ремонтировались и перестраивались вездеходы. Чтобы не устанавливать в пути палаток, в кузовах машин построили маленькие домики с койками

 

для отдыха и железными печками. В общем, был учтен весь опыт осенних походов.

Не подозревая, что Берд находится в тяжелом положении, его товарищи на базе не торопясь готовились к специальному походу в июле на выносную станцию для испытания вездеходов.

5 июля у Берда вышел из строя генератор и впервые прервалась связь с базой. На следующий день он связался с радистами Литл-Америки, используя аварийную установку, приводимую вручную. Затем несколько дней Берд не отвечал на вызовы: вышел из строя передатчик, и ему стоило большого труда наладить его. Связь была восстановлена только 15 июля. Берду сообщили, что испытательная партия выступит через несколько дней. Берд лишь предупредил товарищей, чтобы они были осторожнее и не рисковали жизнью людей.

Поезд в составе двух вездеходов вышел из Литл-Америки

20 июля, но, пройдя на юг в темноте более 50 миль, не смог найти пути вокруг зоны трещин и вернулся обратно, чтобы дождаться более светлого времени.

Перед выходом договорились, что Берд на крыше домика зажжет сигнальный огонь. Радиосвязи с базой и поездом у Берда не было с 20 июля, так как он был болен и не хватало сил, чтобы крутить ручку генератора. Он лишь поддерживал сигнальный огонь. Поэтому о возвращении поезда на базу он не знал. К физическим страданиям прибавились моральные. Берд думал, что с его друзьями случилось несчастье, но 26 июля ему сообщили по радио о судьбе вездеходов.

Во второй раз поезд вышел из Литл-Америки только 4 августа и снова вернулся из-за неисправности муфты одного из .вездеходов. Связь с выносной метеостанцией была нерегулярной. Наконец Берд сообщил, что он болен и не имеет больше сил вращать ручку генератора.

Третья вылазка была удачной. Выйдя в поход 8 августа, спасательная партия уже вечером 11 августа была на выносной станции. Друзья застали Берда в тяжелом состоянии. Его было опасно везти. Два месяца потребовалось для восстановления здоровья Берда, прежде чем он смог совершить перелет в Литл-Америку.

21 августа зимовщики Литл-Америки после долгой полярной ночи увидели над белым покровом замерзшего моря сверкающий диск солнца.

Зимой вся основная деятельность была сосредоточена в подснежных помещениях. С наступлением светлого времени были отрыты самолеты. Часто поднимался в воздух автожир. К нему подвешивался аэрометеорограф, автоматически записывающий температуру, давление, влажность различных слоев воздуха. Но 28 сентября серия исследовательских полетов оборвалась — автожир разбился, а летчик был сильно ранен.

 

 

Первые исследовательские походы на вездеходах

27 сентября 1934 года на одном из вездеходов от Литл-Америки на восток отправилась партия под руководством Джуна. Она должна была построить склады на пути будущей исследовательской партии.

12 октября 1934 года самолет «Пилигрим» слетал на выносную станцию и доставил в Литл-Америку Берда.

14 октября на трех собачьих упряжках отправилась в поход восточная биологическая партия под руководством Сайпла. Через два дня на шести упряжках покинули Литл-Америку две южные партии — геологическая под руководством Блэкберна и сейсмомагнитная под руководством Моргана и Брэмхолла.

А еще через два дня, 18 октября, из восточного похода вернулась вездеходная партия. Отряд прошел в общей сложности около 400 километров до горы Мак-Кинлея и построил несколько складов для партии Сайпла. Этот поход убедительно доказал, что вездеход отличный вид наземного транспорта в условиях Антарктиды. Поэтому в помощь южной сейсмической группе были приданы два вездехода с наиболее громоздкой и тяжелой аппаратурой. Однако в районе 81-й параллели вездеходы встретили пояс непроходимых трещин. Попытки найти проход через «долину пропастей», как путешественники называли эту зону, не увенчались успехом. Там, где собачьи упряжки и люди проходили сравнительно легко, вездеходы застревали. Тогда машины направились к востоку, затем повернули к югу, часто пересекая ледниковые трещины. В вездеходном отряде велись определения толщины льда сейсмическим методом.

Геологическая партия на пяти собачьих упряжках успешно перебралась через полосу трещин и пошла дальше на юг к горной цепи Королевы Мод.

22 октября над Литл-Америкой начался полярный день — солнце круглые сутки сияло над ледяными просторами. В Китовой бухте появилось огромное количество тюленей. Биологи изучали их жизнь.
 

 

Определение восточных границ ледника Росса

Наступила пора интенсивных исследований при помощи авиации. Основное внимание в этих исследованиях Берд намеревался уделить «Ледяному проливу». Более 30 лет назад Отто Нор-деншельд высказал предположение о том, что между морем Росса и морем Уэдделла существует пролив, соединяющий подо льдом воды этих двух морей. Впоследствии было высказано много доводов как «за», так и «против» существования такого пролива, разделяющего антарктический континент на две части.
Берд считал, что это была одна из самых увлекательных и* пожалуй, наиболее важных нерешенных географических задач.

Берд решил облетать район предполагаемого пролива и определить высоту поверхности льда к востоку от шельфового ледника Росса. Он полагал, что если пролив существует, то лед на его поверхности должен быть одинаковой высоты с шельфовым ледником.

Решению этой же задачи Берд наметил посвятить вездеходный маршрут. Когда выяснилось, что вездеходы после неоднократных попыток не могут пробиться на юг, Берд направил их к востоку, затем на север, к горе Мак-Кинлея — западной оконечности горной цепи Эдсела Форда, примерно вдоль предполагаемой границы шельфового ледника. Сейсмические промеры толщины льда давали возможность определять границу между шельфовым ледником, находящимся на плаву, и льдом над коренными породами, лежащими выше уровня моря.

15 ноября на двухмоторном самолете «Хорлик» был совершен полет по треугольнику. Сначала в юго-восточном направлении на расстоянии 275 миль до 81° южной широты, затем в северном — в сторону бухты Зульцбергера и потом на запад — через Землю Эдуарда VII к Литл-Америке.

В точке первого поворота летчики зафиксировали гигантский пояс трещин, резко изгибавшийся в виде подковы. Эта область так и была названа Подковой.

Берд предположил, что, по-видимому, здесь и была граница между шельфовым ледником Росса и простиравшимся далее к востоку плато Рокфеллера.

Вскоре после поворота на север уровень поверхности под самолетом повысился до 600, а затем до 900 метров. Это уже бесспорно было плато, а не шельфовый ледник.

Достигнув западной части горной цепи Эдсела Форда, Берд обнаружил, что эта горная цепь простиралась с запада на восток, а не с севера на юг, как показалось ему во время первого полета к этим горам в 1929 году. Берд писал в своем отчете о второй экспедиции:

«Мне пришлось изменить свое первоначальное представление о цепи Эдсела Форда и о Земле Мэри Берд. Эта новейшая часть антарктической суши является обширной возвышенностью, увенчанной 1200-метровым плоскогорьем и пересеченной колоссальным прибрежным горным хребтом, который по красоте и величественности своего рельефа не уступает ни одному из находящихся в обследованных западных областях. Бухта Зульцбергера, которую в 1929 году я считал небольшой выемкой барьера, в действительности оказалась огромным заливом, идущим напрямик к подножию горы Грэе Мак-Кинлей, причем восточная береговая линия этого залива тянется вдоль передовой цепи Эдсела Форда, а западная проходит у подножия гор Александры».

 

На следующий день самолет предпринял полет к Подкове для обследования поверхности на пути вездеходов. Берд по состоянию здоровья в этом полете не участвовал.

Летчики детально обследовали пояс трещин, тянущийся вдоль 81-й параллели, и определили. наиболее безопасный путь для вездеходной партии.

Следующий полет был в восточном направлении, в южную часть Земли Мэри Берд. Он состоялся 18 ноября. Самолет примерно по 78-й параллели долетел до 135° западной долготы южнее горной цепи Эдсела Форда и повернул обратно. Летчики обнаружили ровное высокогорное плато высотой 1800 метров, покрытое снегом.

Третий полет был предпринят в центральную часть Земли Мэри Берд, к юго-востоку от Литл-Америки. Курс самолета проходил западнее Подковы. Примерно на широте 81° летчики обнаружили резкое повышение уровня поверхности, что, несомненно, свидетельствовало о границе шельфового ледника. Под крыльями самолета простиралась блестящая снежная поверхность высотой около 600—700 метров над уровнем моря.

Самолет пролетел до 83° южной широты и 120° западной долготы. Пора было возвращаться: горючего хватало только на обратный полет. Погода была превосходной, а видимость беспредельной. И вдруг перед самым поворотом летчики увидели на юге высокие горные цепи, расстояние до которых было более 100 миль. По-видимому, они представляли собой продолжение горной цепи Королевы Мод. Вновь открытым горам исследователи дали название Хорлика.

Анализируя данные полетов, Берд пришел к заключению, что с востока шельфовый лед ограничен ледниковым плато, а ледникового пролива, соединяющего море Росса с морем Уэдделла, не существует. Чтобы составить окончательное мнение, Берд решил еще раз проверить границу между шельфовым ледником и плато в районе трещин по 81-й параллели. 23 ноября самолет с Бердом на борту слетал к зоне трещин в районе Подковы. Берд убедился, что и здесь поверхность к востоку поднимается, а трещины редеют и выклиниваются к 140-му меридиану западной долготы. Берд теперь считал, что «подледного» пролива не существует, по крайней мере до 83° южной широты.

«Единственным необследованным участком на всем пространстве от побережья океана до гор Королевы Мод, — писал он, — оставалась южная половина полосы плоскогорья, заключенная между 83-й широтой, где 22 ноября самолет «Уильям Хорлик» повернул обратно, и горами Хорлика, обнаруженными во время этого полета. Хотя летчики смогли беспрепятственно обозреть всю северную часть этой области и видели, что ее поверхность непрерывно повышается по направлению к горам, однако, исходя из аксиомы, что в географии достоверно лишь

доказанное, я решил внести оговорку, что в этой местности возможность существования «пролива» еще не вполне исключена, хотя она и очень маловероятна».

Позднее выяснилось, что горная геологическая партия при своем продвижении к горам Королевы Мод, южнее 83-й параллели, видела к востоку подъем ледниковой поверхности.

Основываясь на сейсмических промерах толщины льда шельфового ледника Росса и переходной зоны к ледниковому плато, Берд пришел к выводу, что уровень коренных пород подо льдом ледникового плоскогорья выше уровня моря. Он даже указывал в отчете, что толщина ледникового покрова при высоте его поверхности от 600 до 900 метров может достигнуть 300—600 метров.

Как показали обширные промеры толщины льда на Земле Мэри Берд, выполненные американцами в период Международного геофизического года (1957—1959), этот вывод Берда оказался неверным.

Уровень горных пород подо льдом на Земле Мэри Берд оказался, по последним данным, на много сотен и даже тысяч метров ниже уровня моря, а толщина льда доходила до 3—4 тысяч метров. В связи с этим уже в 1957 году вновь возник вопрос о разделении Антарктиды, правда уже не проливом, так как ледник заполняет на антарктическом континенте все впадины, расположенные ниже уровня моря, а подледным желобом или каньоном. Более подробно об этом будет сказано ниже.

Во время полетов к юго-востоку от Литл-Америки самолет обычно пересекал обширный ледниковый купол высотой до 350 метров. Эту возвышенность обнаружила еще экспедиция Амундсена 1910—1912 годов. Амундсен правильно полагал, что здесь под покровом льда должна быть не вода, как в других местах шельфового ледника, а остров. Берд назвал этот ледяной купол в честь президента США островом Рузвельта.


Итоги экспедиции


30 декабря 1934 года в Литл-Америку вернулась восточная партия Сайпла, совершившая путешествие на собаках к западной части горной цепи Эдсела Форда. В пути выполнялись метеорологические и магнитные наблюдения. Кроме того, путешественники собрали образцы горных пород и биологическую коллекцию; в частности, на северных склонах гор было найдено несколько разновидностей мхов и лишайников. Было обнаружено много признаков современного отступания льдов. Недалеко от берега бухты Зульцбергера путешественники открыли конус потухшего вулкана.

Наступил новый, 1935 год. За участниками экспедиции из Новой Зеландии вышел «Бэр оф Окленд». Южная геологиче-

ская партия под руководством Блэкберна закончила работы в горах Королевы Мод и 11 января возвратилась в Литл-Америку.

Геологи поднялись по леднику Роберта Скотта, открыв, таким образом, новый путь через цепь Королевы Мод на плато. Они нанесли на карту много новых горных хребтов и вершин.

В верхней части ледника Роберта Скотта на склонах горы Уивера Блэкберн обнаружил 15 пластов каменного угля, переслаивающихся песчаниками и сланцами *. В песчаниках встретились многочисленные отпечатки листьев, стеблей; были найдены куски окаменелых древесных стволов диаметром до 45 сантиметров.

Интересно, что на середине ледника Роберта Скотта всего лишь в 400 километрах от Южного полюса геологи видели двух чаек.

Все полевые партии собрались в Литл-Америке и стали готовиться к эвакуации. «Бэр» тем временем беспрепятственно вошел в море Росса. В ледовом поясе он встретил лишь немногочисленные айсберги и редкие льдины. Следом за ним из Новой Зеландии вышло второе судно — «Рупперт».

«Бэр» пришел в Китовую бухту 19 января 1935 года. Он доставил почту зимовщикам.

«Казалось, вихрь жизни внезапно ворвался в наш застывший подземный мирок, принеся с собой радости и печали, надежды и опасения, накопившиеся за полтора года неизвестности и оторванности», — писал Берд.

За время плавания капитан «Бэра» Инглиш произвел съемку ледяного барьера от острова Росса до Китовой бухты. Эта съемка показала, что с 1911 года произошло наступание барьера к северу в среднем на 12 миль. Изменились также общие контуры барьера.

К 6 февраля 1935 года погрузка основного имущества экспедиции была закончена. Вместительные трюмы «Рупперта» заполнились вездеходами, секциями разборных домов, ящиками с коллекциями, авиационными моторами и пустыми бочками из-под горючего. На палубу были погружены все самолеты, собаки и даже коровы, снабжавшие молоком больных зимовщиков.

Суда благополучно вернулись на родину. Несмотря на длительные, сложные и опасные походы, экспедиция не потеряла ни одного человека. В научных исследованиях широко применялись авиация и механический наземный транспорт. При их помощи установлена восточная граница шельфового ледника Росса, определены очертания ледникового купола вблизи Литл-Америки — острова Рузвельта, получены новые данные о геологии горных
цепей Королевы Мод и Эдсела Форда, открыт берег восточнее моря Росса до 140° западной долготы, собраны интересные биологические и геологические коллекции, выполнены океанографические работы в море Росса, установлено наступание к северу барьера Росса. Впервые в Антарктиде проводились наблюдения над космическими лучами и метеорами, сейсмические измерения толщины ледяного покрова. Пожалуй, эта экспедиция была высшим достижением Р. Берда. Последующие его экспедиции были грандиознее, но они преследовали больше военные, чем научные цели. В них Берд уже не был полновластным хозяином, а осуществлял лишь общее руководство сложными операциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..