Экспедиция Э. Дригальского на пароходе «Гаусс»

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Экспедиция Э. Дригальского на пароходе «Гаусс»



Одновременно с английской экспедицией Скотта в 1901 году в Антарктику отправилась германская правительственная экспедиция под руководством Эриха Дригальского. Так как антарктическое пространство к югу от Новой Зеландии со времен Росса стало объектом исследований англичан, то немцы решили направить экспедицию в наименее изученный район — в сектор Индийского океана.

21 февраля 1902 года, когда пароход экспедиции «Гаусс» находился вблизи Южного полярного круга, немного восточнее 90° восточной долготы, участники экспедиции увидели белую ледяную страну, поднимавшуюся к югу. Край этой страны представлял собой отвесный ледяной обрыв высотой 40—50 метров. Исследователи решили подойти еще ближе к открытой ледяной стране, названной Землей Вильгельма II, но судно окружили тяжелые морские льды. В конце февраля оно окончательно попало

 

в ледяной плен. Зимовка стала неизбежной. Ее использовали для выполнения обширной программы научных исследований.

В марте на бело-голубом фоне ледников участники экспедиции увидели черное пятно. Дригальский отправился по льду на берег и обнаружил, что это конус потухшего вулкана, одиноко возвышавшийся на 370 метров над обтекающими его ледниками. Вулкан был назван горой Гаусса. Дригальский детально обследовал гору и окружающие ледники. Он определил высоту поверхности ледникового покрова относительно конуса, что дало советским полярникам в 1957 году возможность определить изменения в высоте ледника за 55 лет. Позднее экспедиция открыла и обследовала восточную часть Западного шельфового ледника. В течение зимы велись регулярные метеорологические и океанографические наблюдения.

Наступило новое антарктическое лето. Снег начал таять. В конце января 1903 года начали двигаться айсберги, постепенно разламывался морской лед. Еще ранней весной участники экспедиции посыпали мусором полосу льда перед носом корабля. На этой полосе лед быстро таял, и в феврале судно получило возможность двигаться. 8 февраля ледяное поле, в которое вмерз «Гаусс», разломало. Судно снова обрело свободу от ледяных оков и направилось к западу.

Дригальский сделал попытку продвинуться южнее, но «Гаусс» снова более месяца оказался зажатым льдами.

16 марта судно вырвалось из ледового плена и пошло на запад. 18 марта корабль еще раз попытался пройти к югу, но вскоре опять попал в скопление льдов и айсбергов. Время было позднее, частые пурги делали плавание среди льдов и ледяных гор чрезвычайно опасным. Поэтому 8 апреля 1903 года корабль лег курсом на север, и экспедиция отправилась домой.

Метеорологические наблюдения на «Гауссе» были весьма важными для характеристики климатических условий Индийского сектора Антарктики. Они показали, что здесь часто дуют ветры ураганной силы. Они нередки летом, а в зимние месяцы — с мая по август — бушуют почти непрерывно.

Экспедицией на «Гауссе» была также обстоятельно изучена прибрежная фауна Антарктики.

Открытие берега в столь высоких широтах (примерно 65— 66° южной широты) положило конец спорам между географами

о простирании берегов антарктического континента. Некоторые географы предполагали, что между Землей Уилкса и Землей Эндерби существует залив, подобный морю Уэдделла или морю Росса, и что он лежит совсем близко к полюсу. Исходя из этих ложных предположений, по-видимому, и была послана германская экспедиция, в надежде, что ей удастся достичь Южного полюса или подойти к нему ближе всех. На самом же деле оказалось, что в секторе Индийского океана берег Антарктиды удален

от Южного полюса больше, чем в секторе Тихого и Атлантического океанов.

Дригальский не производил обширных обследований берега, но частые измерения морских глубин указывали на наличие материковой платформы или континентального шельфа в месте зимовки корабля.

 

 

 

Экспедиция О. Норденшельда

Шведская антарктическая экспедиция этих лет под руководством геолога Отто Норденшельда исследовала Землю Грейама. Экспедиция отправилась ка старом китобойном судне «Антарктика Капитаном был назначен опытный полярный мореплаватель К. А. Ларсен, который еще в 1893—1894 годах плавал у восточных берегов Земли Грейама на судне «Язон».

В начале 1902 года «Антарктик» пытался пройти на юг вдоль восточного берега Земли Грейама, но встретил границу непроходимого плавучего льда на 66° южной широты — на градус севернее, чем «Язон» в декабре 1893 года. 20 дней лавировал «Антарктик» у кромки льдов, но пройти южнее ему так и не удалось. За это время было выполнено несколько океанографических станций. Измеренные на разных глубинах температуры воды представляют интерес до сих пор, так как ледовые условия последующих лет не позволяли пройти сюда исследовательским кораблям.

21 февраля 1902 года зимовочная партия из шести человек во главе с Норденшельдом была высажена на остров Сноу-Хилл, вблизи берегов Земли Грейама, откуда она намеревалась следующей весной на собаках проникнуть далее на юг. «Антарктик» ушел на зиму в более северные воды. На зимовочной базе регулярно велись метеорологические, магнитные и астрономические наблюдения.

Ранней весной Норденшельд с двумя спутниками отправился в путешествие. К этому времени в живых осталось только пять собак. Поэтому значительную часть необходимого груза путешественникам пришлось тащить на себе. Они прошли к югу и убедились, что берег, открытый Ларсеном 10 лет назад, оказался шельфовым ледником, простиравшимся до 69° южной широты. Его назвали по имени первооткрывателя — ледником Ларсена.

А капитан Ларсен на корабле «Антарктик» в течение всего декабря 1902 года безуспешно боролся со льдом, пытаясь пробиться к острову Сноу-Хилл. Было решено отправить с корабля к зимовке Норденшельда группу в составе трех человек. Судя по имеющимся картам, на их пути лежало лишь два узких пролива, остальной путь должен был проходить по суше. Тем временем «Антарктик» постарается пробиться к зимовочной группе, а если ему это не удастся, то он вернется на старое место, куда
должны также прийти посланцы вместе с группой Норденшель-да. К зимовщикам отправились доктор Андерсен, лейтенант Дузе и матрос Грунден.

10 января 1903 года «Антарктик» затерло во льдах. Во время одного сильного сжатия он получил пробоину и 12 февраля затонул. Мореплаватели успели высадиться на льдину.

На шлюпках через разводья они поплыли к земле. Только через 16 дней после гибели судна им удалось добраться до острова Паулета. Здесь была построена каменная хижина, в которой они прожили холодные зимние месяцы, питаясь мясом тюленей и пингвинов.

Весной капитан Ларсен с небольшой группой решил идти на юг к месту зимовки Норденшельда и выяснить судьбу остальных участников экспедиции. Оставшимся он поручил заготавливать мясо тюленей и пингвинов на следующую зиму.

Какова же судьба Андерсена и его двух спутников?

Высадившись с корабля, они смело пошли на юг по покрытой льдом возвышенности. Через день они подошли к огромному, еще никем не виданному заливу, покрытому торосистым льдом. Более 30 километров двигались они через торосы по мокрому рыхлому снегу залива и вышли на небольшой островок. Им казалось, что они пересекли первый пролив, обозначенный на карте. Но на другой день они с вершины островка (впоследствии он получил название острова Веги) увидели море, покрытое движущимся льдом. Карта оказалась неверной. Путники решили, пока не поздно, вернуться назад, туда, где они высадились и оставили склад продовольствия и куда должен прийти «Антарктик». 13 января они вернулись в исходный пункт. Здесь путешественники ожидали прихода корабля. О возможности зимовки никто при высадке не подумал. У них было два маленьких котелка, три чашки, три ложки, ружье, револьвер, молоток и немного гвоздей.

С приближением осени Андерсен и его товарищи начали терять надежду на приход «Антарктика». Они следили за состоянием льда и видели, что дело идет на ухудшение ледовой обстановки. Оставленного продовольствия было явно недостаточно для зимовки. Началось избиение пингвинов. Затем из камней построили хижину с парусиновой крышей. Хотя стены хижины были толщиной почти в метр, через большие щели между камнями во время пурги проникал снег. Парусиновая крыша при каждой оттепели протекала. Жир и сажа толстым слоем покрыли стены хижины, людей, одежду и пол. Питались зимовщики в основном мясом пингвинов, так как все остальные продукты береглись для весеннего похода, который Андерсен и его товарищи планировали в надежде отыскать базу Норденшельда.

Наступила весна, и три путешественника пошли на юг. Они с трудом снова добрались до острова Веги и здесь 12 октября

1903 года встретились с партией Норденшельда. Вот как это произошло. Норденшельд с Йенсеном на собаках предприняли путешествие к северу от зимовочной базы, чтобы выяснить, что произошло с кораблем и экспедицией. Продвигаясь по морскому льду на пути к острову Веги, они увидели какие-то две человеческие фигуры.

«Ни одной ясной мысли не было у меня в это время в голове, — описывает эту встречу Норденшельд, — я весь был погружен в разглядывание людей, шедших нам навстречу. Это были двое мужчин, черных, как сажа, с ног до головы в черном одеянии, с черными лицами и в высоких черных шапках, наведших Йенсена на мысль о цилиндрах; глаза, прикрытые черными деревянными козырьками, так резко выделялись на черном фоне -лица, что люди казались одетыми в черные шелковые маски с отверстиями для глаз: никогда в жизни я не видел такого сочетания культуры с необыкновенной дикостью внешнего вида. Мне казалось, что это члены какой-нибудь другой экспедиции, снаряженные по сверхновейшей моде. Наконец я очутился с загадочными людьми лицом к лицу, между тем как Йенсен несколько отстал с собаками. Они подали мне руки со словами: «Добрый .день!» — на чистейшем шведском языке. «Добрый день! Добрый день!» — отвечал я. «Слышал ли ты что-нибудь о корабле?» — «Нет!» — «Да, и мы тоже. Как обстоят дела на станции?» — «Отлично, превосходно во всех отношениях». Затем наступила короткая пауза, во время которой мой мозг усиленно работал, причем, однако, я никак не мог себе составить хотя приблизительного понятия о положении вещей. Это были, несомненно, члены нашей экспедиции, но почему они спрашивали об «Антарктике»? Кто они были, об этом вопросе я как-то не думал, меня занимал главным образом вопрос, как они очутились здесь? Наконец наступило объяснение. «Да ты что же, не узнаешь меня, что ли?» — спросил незнакомец...»*

Норденшельд должен был сознаться, что не узнает. И когда «незнакомец» сообщил, что он Дузе, а другой — Гуннар Андерсен, все разрешилось. Третий товарищ Андерсена и Дузе — Грунден подошел позднее. От места встречи все вернулись на зимовочную базу и стали ждать прихода «Антарктика». Ведь никто из них не знал, что «Антарктик» был раздавлен льдами.

8 ноября 1903 года на рейде появилось чужое судно. Это оказался аргентинский пароход «Уругвай». На пароходе также ничего не знали об «Антарктике».

На другой день, когда все были заняты упаковкой и погрузкой коллекций и имущества, сюда со своими спутниками прибыл капитан Ларсен, отправившийся на поиски Норденшельда с острова Паулет.
 

Ледовая обстановка была в тот год благоприятной, и «Уругвай» без препятствий зашел на Паулет за остальными участниками шведской экспедиции и доставил их в Буэнос-Айрес.

Экспедиция, полная приключений, закончилась для ее участников в конечном счете благополучно. В результате пеших походов Норденшельда и плавания Ларсена на «Антарктике» было установлено, что Земля Грейама является узким полуостровом и окружена с востока и запада многочисленными островами, многие из которых прежние исследователи принимали за берега основного полуострова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..