НАДЕЖНОСТЬ ГАЗОБЕНЗИНОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

  Главная      Учебники - ГБО автомобиля     Техническая эксплуатация газобаллонных автомобилей (Певнев Н.Г.) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Глава 6.

НАДЕЖНОСТЬ ГАЗОБЕНЗИНОВОЙ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 


Анализ опыта использования сжиженного газа в качестве автомобильного топлива выявил, что наиболее предпочтительным является использование автомобилей с универсальной системой питания (рис. 6.1).

 

 

 

 

Рис. 6.1. Универсальная система питания:
1 - газовый баллон; 2 - тумблер переключения вида питания; 3 - бензонасос; 4 - бензиновый клапан; 5 - карбюратор-смеситель; 6 - газовый редуктор; 7 -магистральный газовый клапан;



Универсальные системы питания получили широкое распространение и составляют наибольшую часть среди систем питания автомобилей, использующих альтернативные виды топлив. Универсальная система питания позволяет применять в качестве топлива газ с сохранением полноценной системы питания бензином.

Автомобили, оснащенные универсальной системой питания, могут применяться в различных регионах, даже там, где не всегда имеется возможность заправки каким-либо из этих топлив или поставки какого-либо из этих топлив ограничены. Кроме того, такие автомобили имеют возможность продолжать полноценную работу в случае выхода из строя одной из систем питания.

Однако для достижения универсальности приходится идти на некоторые компромиссы. При изучении опыта эксплуатации автомобилей с универсальной системой питания были выявлены их недостатки. Причиной некоторых из них является именно универсальность системы (рис. 6.2).

К основным недостаткам универсальной системы питания

можно отнести следующие:

- нарушение работоспособности части системы, находящейся длительное время в выключенном состоянии, что ведет к снижению ее надежности;

- отрицательное проявление низкой скорости сгорания газовоздушной смеси на режимах работы с высокой частотой вращения коленчатого вала, что ведет к снижению ресурса двигателя и увеличению расхода топлива (прогар выпускных клапанов);

- необходимость перенастройки системы зажигания при переключении с одного вида топлива на другой, что увеличивает трудозатраты при эксплуатации.

Эти результаты получены при анализе использования сжиженного газа по универсальной схеме в форсированных по оборотам двигателях.

Такие результаты противоречат сложившемуся мнению об увеличении ресурса работы двигателей при использовании сжиженного газа в малооборотистых двигателях.

Рассмотрим более подробно вышеуказанные недостатки и причины, их вызывающие.

Нарушение работоспособности системы, находящейся в выключенном состоянии, происходит значительно раньше по сроку эксплуатации, чем системы, находящейся во включенном, рабочем состоянии. Это происходит по причине отсутствия в неработающей системе циркуляции топлива, что ухудшает теплоотвод и условия смазки подвижных частей. Отсутствие смазки и перегрев узлов системы приводит к преждевременному разрушению резинотехнических изделий и чрезмерному износу металлических подвижных частей. Так как продукты износа не уносятся потоком топлива, а остаются в зоне трения, износ усиливается.

 

 

 

 

Рис. 6.2. Факторы снижения надежности газобаллонных автомобилей с универсальной системой питания

 

 

 

Перегрев узлов и стабильное положение продуктов износа и частиц топлива приводят к усиленному смоло-и
лакообразованию, что снижает работоспособность топливоподающих систем, увеличивает затраты на

обслуживание и ремонт.



При работе двигателя на газе, когда бензиновая система питания отключена, карбюратор остается не заполненный топливом. Происходит высыхание неметаллических деталей карбюратора и потеря его герметичности. Кроме того, при отсутствии бензина в поплавковой камере под действием тряски и вибрации поплавок протирается, ударяясь о дно, и разбивает игольчатый клапан. Переход на питание бензином после длительного пробега с питанием двигателя на газе приводит к следующему:

1) нарушению уровня топлива в поплавковой камере, в

результате переобогащается топливовоздушная смесь и, как следствие, повышается токсичность отработавших газов двигателя и увеличивается расход топлива;

2) переполнению поплавковой камеры бензином, что в

сочетании с нарушением герметичности карбюратора приводит к утечке бензина на горячие детали двигателя. В результате этого снижается пожарная безопасность автомобиля, имеют место

случаи возгорания двигателя.

На рис. 6.3 показан типичный случай возгорания двигателя
автобуса малой вместимости с универсальной газобаллонной системой питания.

По результатам исследований надежности элементов газобаллон-ной аппаратуры в

условиях эксплуатации автомобилей установлено, что 65 % отказов приходится на редукторы высокого и низкого давления, 10 и 8 % - на газовый магистральный клапан и смеситель.

 

 

Крайне редко случаются отказы соединительной арматуры, вентилей и баллона (рис. 6.4).

 

 

 

 

Рис. 6.4. Удельный вес отказов газобаллонной аппаратуры по узлам

 

 

 

 

Рис. 6.5. Гистограмма распределения отказов карбюратора по пробегу

 

 

 

Наблюдение за 50 газобаллонными автомобилями в условиях эксплуатации показало, что уже после пробега 10 000 км более чем у 2/3 автомобилей произошли отказы бензиновой системы питания (рис. 6.5).

 

 

 


Кроме того, при работе двигателя на газе на режимах высоких нагрузок и больших оборотов происходит догорание топлива в начале такта выпуска. Это связано с низкой скоростью горения газовоздушной смеси по сравнению с бензовоздушной.

В двигателях с устройствами для принудительного вращения выпускных клапанов происходит их ускоренный износ. Это объясняется тем, что образующийся на рабочей поверхности клапана нагар выполняет роль абразивного тела, что в сочетании с высокой температурой выпускного клапана ускоряет его износ, а иногда ведет к прогару клапана (рис. 6.6).

 

Чтобы обеспечить нормальный процесс сгорания газовоздушной смеси, необходимо повысить степень сжатия двигателя. Но этого при установке газобаллонной аппаратуры не делают, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя на бензине и вследствие сложности переделки.

Необходимость перенастройки системы зажигания при переключении с одного вида топлива на другой обусловлена различием физико-химических свойств топлив, процесс сгорания которых протекает с различной скоростью и имеет свои особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..