БЕСКОНЕЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ЕГО КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЙ ТЕОРИИ

  Главная       Учебники - Философия      Философия и естествознание (статьи)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16 

 

БЕСКОНЕЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ЕГО КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЙ ТЕОРИИ

 

 

Развитие — бесконечное движение от низшего к высшему. Понятия высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий теории развития. Высшее первоначальным образом может быть определено как более сложное, чем низшее. Поскольку в мире не существует ничего абсолютно простого, сложное и простое выступают как градации или ступени сложности и могут быть определены через это понятие.

Для этого необходимо предварительно ввести весьма широко используемое в науке понятие содержания - в смысле «все, что содержится в предмете». Содержание в широком смысле слова - это совокупность всех «признаков» предмета - его свойств, качеств, связей, сущности, формы и содержания (в узком смысле слова) и т.д. Более сложное - это более содержательное, обладающее бóльшим многообразием, богатством содержания. Понятие многообразия («богатства») содержания - важнейший признак сложности. Однако каждая вещь - не просто многообразие (М) всевозможных признаков, но и их единство (Е). Единство, или интегрированность, - второй важнейший признак сложности. Газовая смесь водорода и кислорода и их интеграция в виде воды - качественно различные химические состояния.

Каждая из основных форм материи представляет собой существенно большее богатство содержания, чем предыдущая. Так, химический мир, возникающий на основе многообразия пяти физических элементов (протонов, нейтронов, мезонов, электронов, виртуальных частиц), состоит уже из свыше ста химических элементов, которые образуют 1012 видов белков и 1010 видов нуклеиновых кислот. Сочетания белков и нуклеиновых кислот образуют еще более грандиозное многообразие химических соединений. Если исходных химических элементов свыше ста, то многообразие биологических видов измеряется десятками миллионов. Многообразие человеческих индивидов практически не ограничено, а в бесконечном развитии человечества — бесконечно.

Если феномен развития бросается в глаза, то, когда человеческая мысль углубляется в сущность развития, неизбежно возникает представление, что развитие... невозможно! Идея развития, углубляясь от феномена развития к его сущности, неминуемо сталкивается с парадоксом. Решение парадокса – признание принудительного для нашей мысли факта, что в высшей ступени развития имеется дополнительное содержание, которого нет в низшем. Решение парадокса состоит из двух последовательных шагов.

Первый из них заключается в том, чтобы «ослабить» чрезмерную противоположность низшего и высшего.

Возможность и необходимость появления нового можно выразить одним понятием - направленности развития. В низшем, в самой его природе, как свидетельствует современная наука, заложена направленность развития в сторону более сложного, высшего. Новое не существует в низшем в готовом виде, оно существует там потенциально, в виде направленности развития.

Переходя ко второму шагу в решении парадокса развития, подчеркнем два важных условия того, чтобы это решение состоялось. Во-первых, еще раз следует отметить, что решение должно опираться на бесспорный, абсолютный, подтверждаемый всем эмпирическим и теоретическим опытом человечества факт действительного различия основных форм материи: химического и физического, химического и живого и т.д. Во-вторых, необходимо предупредить читателя, что предлагаемое решение парадокса не будет иметь смысла для того, кто не смог поставить для себя проблему парадокса возникновения. Действительное решение парадокса покажется в этом случае тривиальным.



 

С позиций конкретно-всеобщей теории развития (КВТР) процесс развития материи рассматривается в целом. Материальное единство мира выражается в едином мировом процессе развития. Центральным понятием конкретно-всеобщей теории развития выступает понятие единого закономерного мирового процесса развития, или бесконечной закономерной последовательности основных форм материи, выступающих в качестве основных ступеней развития материи. В конкретно-всеобщей теории развития все ранее введенные понятия абстрактной теории диалектики — развития, связи, противоречия, качества и т.д. применяются к объяснению реального мирового процесса, упорядочиваются на основе стержневой идеи единого закономерного мирового процесса.

Главный вопрос конкретно-всеобщей теории развития — существуют ли законы развития, которые остались незамеченными при абстрактно-всеобщем подходе к развитию, но могут быть обнаружены на новом «витке» диалектической теории развития? При абстрактном подходе к развитию обнаруживается система трех законов диалектики

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

 

1. Развитие есть возникновение высшего из низшего. В этом плане развитие выступает как последовательность основных ступеней, из которых, как уже отмечалось, нам известны пока лишь четыре — физическая, химическая, биологическая, социальная.

2. Развитие, однако, не сводится к линейному генетическому плану, в котором высшее и низшее выступают как разделенные во времени ступени, сменяющие друг друга. Развитие не есть только смена одного другим. Возникая на основе низшего, высшее не устраняет низшего полностью, ибо в этом случае оно лишилось бы своей опоры и развитие означало бы утрату ранее накопленного содержания, а включает в себя низшее и сохраняет его, в измененном виде, в качестве своей основы или фундамента. химическая форма материи всегда сохраняет в своей основе важнейшие физические структуры, свойства и процессы. Живое возникает на основе физических и химических структур и процессов и сохраняет их в своем фундаменте. Общественная жизнь, какой бы своеобразной она не являлась, в конечном счете базируется на широкой основе физических, химических и биологических условий и процессов, ибо, для того чтобы быть социальным существом, человек должен быть живым существом в том смысле, в каком это понимается биологией.

3. В состав высшей формы материи включается только часть, причем ничтожно малая, низшей формы материи. Преобладающая масса предшествующей формы материи сохраняется, образуя природную среду, в которой существует новая, высшая форма материи. Химическая форма материи существует в преобладающей над нею физической среде, биологическая — в подавляюще превосходящей физико-химической среде, средой человека является бесконечно многообразная природа. Конкретно-всеобщая теория развития объясняет, таким образом, феномен среды и является наиболее общим теоретическим ключом к экологии.

4. Включенная в состав высшей формы материи низшая форма материи подчинена высшей, не имеет полностью самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. Физико-химические процессы в составе живой материи направлены в конечном счете на поддержание жизненных процессов, включенных в их состав и подчинены, в известных пределах, законам жизни. Биологические структуры и процессы в человеке и человеческом обществе, подчиняясь своим собственным закономерностям, в то же время в конечном счете подчинены социальному, находятся под его контролем. Чтобы быть социальным существом, человек должен биологически сохраняться, однако сущность человека и его существования выходит далеко за пределы биологической сущности человека и биологического смысла существования. Человеческая жизнь направляется прежде всего социальными, человеческими, а не биологическими ценностями.

5. Каждая форма материи включает в себя предшествующие формы материи, образующие в составе высшего целого систему уровней. Однако высшее не сводится к включенным в его состав низшим уровням и включает также собственно высшее, т.е.специфический высший уровень. Так, человек представляет собой единство физического, химического, биологического и собственно социального уровней. Каждая форма материи имеет в этом смысле уровневую структуру. Составляющие ее уровни находятся в сложных взаимоотношениях и взаимодействиях. Каждая форма материи имеет поэтому интегративную природу (качество и сущность), является интеграцией, сплавом всех включенных в нее .уровней и собственно высшего уровня. При этом главную роль в образовании нового качества и сущности играет собственно высший уровень. Каждый уровень в системе какой-либо формы материи играет интегрирующую роль. Так, единство человека — результат интегрирующего действия физических и химических «сил», обусловливающих целостность физико-химической системы человеческого организма, биологических процессов, направленных на поддержание жизнедеятельности. Однако главенствующая роль в интеграции человеческой природы принадлежит собственно социальному в человеке, его способности к труду и познанию.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16