ПРИНЦИП ГЛОБАЛЬНОГО (УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА)

  Главная       Учебники - Философия      Философия и естествознание (статьи)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16 

 

 

 

ПРИНЦИП ГЛОБАЛЬНОГО (УНИВЕРСАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА)

 

 

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Дли­тельное время идея этого единства существовала как идеал. Но в по­следней трети XXв. возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия — неживой природе, органическом мире и социальной жизни — в целостную научную кар­тину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.

Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное образование все более сложно организованных живых систем, упоря­доченных форм и состояний живого. Второе начало термодинамики демонстрировало, что эволюция физических систем приводит к ситу­ации, когда изолированная система целеустремленно и необратимо смещается к состоянию равновесия.

Представления об универсальности процессов эволюции во Все­ленной реализуются в современной науке в концепции глобального (универсального) эволюционизма. Его принципы позволяют едино­образно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе.

Концепция универсального эволюционизма базируется на опреде­ленной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Она относится к тому слою зна­ния, который принято обозначать понятием «научная картина мира».

Н.Н. Моисеев указывает, что можно выделить два типа механизмов, регулирующих такой «выбор». С одной стороны, адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств, а с другой — так называемые бифуркационные, связанные с ра­дикальной перестройкой системы. Но кроме этих механизмов для объяс­нения самоорганизации необходимо выделить еще одну важную харак­теристику направленности самоорганизующихся процессов, которую Н.Н. Моисеев обозначает как принцип экономии энтропии, дающей преимущество сложным системам перед простыми. Этот принцип зву­чит так: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и после­дующее развитие именно тот, который позволяет утилизировать внеш­нюю энергию в наибольших масштабах, наиболее эффективно.

Формирование самоорганизующихся систем можно рассматривать в качестве особой стадии развивающегося объекта, своего рода «син­хронный срез» некоторого этапа его эволюции. Сама же эволюция мо­жет быть представлена как переход от одного типа самоорганизующей­ся системы к другому («диахронный срез»). В результате анализ эволюционных характеристик оказывается неразрывно связанным с системным рассмотрением объектов.

Универсальный эволюционизм как раз и представляет собой со­единение идеи эволюции с идеями системного подхода. В этом отно­шении универсальный эволюционизм не только распространяет раз­витие на все сферы бытия (устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но и преодолевает ограни­ченность феноменологического описания развития, связывая такое описание с идеями и методами системного анализа.



Универсальный эволюционизм позволяет не только рассмотреть во взаимосвязи живую и социальную материю, но и включить неорганиче­скую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, от­ветственного за состояние мира, в который сам человек погружен.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминан­той синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, ко­торая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной карти­ны мира, центральное место в которой начинает занимать человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16