Охрана труда при выполнении работ в
электроустановках с применением автомобилей, грузоподъемных машин и
механизмов, лестниц
45.1. В действующих электроустановках работы с применением
грузоподъемных машин и механизмов проводятся по наряду.
45.2. Водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в
действующих электроустановках или в охранной зоне ВЛ, должны иметь
группу II.
45.3. Проезд автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов по
территории ОРУ и в охранной зоне ВЛ должен осуществляться под
наблюдением одного из работников, имеющего право единоличного осмотра
(из числа оперативного персонала, работника, выдавшего наряд,
ответственного руководителя), или в электроустановках напряжением до
1000 В - производителя работ, имеющего группу IV, при выполнении
строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ - под наблюдением
ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III.
Установка и работа грузоподъемных машин и механизмов в электроустановках
должны выполняться под непрерывным руководством и надзором работника,
ответственного за безопасное производство работ кранами (подъемниками,
вышками), имеющего группу не ниже IV.
В строке «Отдельные указания» наряда должна быть сделана запись о
назначении работника, ответственного за безопасное производство работ
кранами (подъемниками, вышками) с указанием должности, фамилии и
инициалов, а также выполняемых работ под его непосредственным
руководством.
45.4. При проезде по ОРУ и под ВЛ подъемные и выдвижные части
грузоподъемных машин и механизмов должны находиться в транспортном
положении. Разрешается в пределах рабочего места перемещение
грузоподъемных машин по ровной местности с поднятым рабочим органом без
груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение
разрешается заводской инструкцией и при этом не требуется проезжать под
шинами и проводами ВЛ, находящихся под напряжением.
На ОРУ скорость движения грузоподъемных машин и механизмов определяется
местными условиями, но не должна превышать 10 км/ч.
Под ВЛ автомобили, грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в
местах наименьшего провеса проводов (у опор).
45.5. При установке крана на месте работы ответственным руководителем
работ совместно с допускающим должен быть определен возможный сектор
перемещения стрелы. Этот сектор до начала работ должен быть ограничен
координатной защитой крана или шестами с флажками, а в ночное время -
сигнальными огнями.
45.6. Установка и работа грузоподъемных машин и механизмов
непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно,
находящимися под напряжением, не допускается.
Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и
переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен
управляющий ею машинист. Не разрешается привлекать для этого других
работников.
45.7. При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин
и механизмов расстояния от подъемных и выдвижных частей, стропов,
грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся
под напряжением, должны быть не менее, указанных в таблице № 1.
45.8. У телескопических вышек и гидроподъемников перед началом работы
должны быть проверены в действии выдвижная и подъемная части, а у
телескопических вышек, кроме того, подъемная часть должна быть
установлена вертикально и зафиксирована в таком положении.
45.9. Не допускается при работах на угловых опорах, связанных с заменой
изоляторов, проводов или ремонтом арматуры, устанавливать
телескопическую вышку (гидроподъемник) внутри угла, образованного
проводами.
45.10. При всех работах в ОРУ и в пределах охранной зоны ВЛ без снятия
напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться.
Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке
непосредственно на грунт заземлять не требуется.
45.11. Если в результате соприкосновения с токоведущими частями или
возникновении электрического разряда механизм или грузоподъемная машина
окажутся под напряжением, прикасаться к ним и спускаться с них на землю
или подниматься на них до снятия напряжения не разрешается.
45.12. Запрещается при работе грузоподъемных машин и механизмов
пребывание людей под поднимаемым грузом, корзиной телескопической вышки,
а также в непосредственной близости (ближе 5 м) от натягиваемых проводов
(тросов), упоров, креплений и работающих механизмов.
45.13. При работах с телескопической вышки (гидроподъемника) должна быть
зрительная связь между находящимся в корзине (люльке) членом бригады и
водителем. При отсутствии такой связи у вышки должен находиться член
бригады, передающий водителю команды о подъеме или спуске корзины
(люльки).
Работать с телескопической вышки (гидроподъемника) следует, стоя на дне
корзины (люльки), закрепившись стропом предохранительного пояса. Переход
из корзины (люльки) на опору или оборудование и обратно допускается
только с разрешения производителя работ.
45.14. В случае соприкосновения стрелы крана или корзины (люльки)
подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под
напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву
возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих
частей на расстояние, не менее указанного в таблице № 1, предупредив
окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением.
45.15. Не допускается применение переносных металлических лестниц в РУ
напряжением 220 кВ и ниже, а также в зданиях и сооружениях
электроустановок, относящихся к помещениям с повышенной опасностью и
особо опасным.
45.16. В ОРУ напряжением 330 кВ и выше применение переносных
металлических лестниц разрешается при соблюдении следующих условий:
лестница должна переноситься в горизонтальном положении под непрерывным
надзором производителя работ или работника, имеющего группу IV, из числа
оперативного персонала;
для снятия наведенного потенциала с переносной лестницы к ней должна
быть присоединена металлическая цепь, касающаяся земли.
45.17. Не допускается работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем
приближение на недопустимое расстояние грузов или свободных от них
тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз, до находящихся под
напряжением токоведущих частей.