ДВИГАТЕЛИ АСИНХРОННЫЕ ТИПА АИМ. РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 082.00.00.00
РЭ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Назначение изделия 3
Технические характеристики 4
Меры безопасности 7
Состав изделия 8
Обеспечение взрывозащищенности 9
Подготовка изделия к использованию 10
Использование изделия 11
Техническое обслуживание 12
Транспортирование и хранение 14
Сведения о содержании цветных металлов 15
и сплавов в двигателе
Приложение А. Габаритные, установочные, 16,17
присоединительные размеры и масса двигателей
Рисунок Б.1. Двигатели с маркировкой взрывозащиты 18
1ЕхdeIIВТ4/2ЕхdeIIСТ4
Рисунок Б.2. Двигатели с маркировкой взрывозащиты 19
1ExdIIBT4/2ExdIICT4
Рисунок Б.3. Двигатели с маркировкой взрывозащиты 20
1ExdIIBT4 и 1ExdIICT4
Рисунок Б.4. Двигатели с маркировкой взрывозащиты 21
1ExdIIBT4 /2ExdIICT4
Лист регистрации изменений 22
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для
ознакомления с уст-ройством и работой двигателей асинхронных
типа АИМ
(в дальнейшем-двигатели) и содержит сведения, необходимые для
монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, технического
обслуживания, ремонта, транспортирования и хранения.
Двигатели изготавливают в соответствии с требованиями ГОСТ
183-74,
ГОСТ 22782.0-81, ГОСТ 22782.6-81, ГОСТ 22782.7-81, ГОСТ
12.2.020-76 и ТУ 3341-146-
05806720-2001.
НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ.
Двигатели предназначены для привода стационарных
машин, установленных во-взрывоопасных зонах (кроме
подземных выработок).
Двигатели в соответствии с маркировкой взрывозащиты,
приведенной в п.2.6, предназначены для эксплуатации
во взрывоопасных зонах помещений и наружных
установок, в которых могут образоваться
взрывоопасные смеси горючих газов и паров с
воздухом, от-носящихся к категориям IIА, IIВ, IIС и
группам самовоспламенения Т1, Т2, Т3 и Т4.
Номинальный режим работы двигателей -S1 по ГОСТ
183-74.
Двигатели должны быть работоспособны на высоте над
уровнем моря до 1000 м при рабочей температуре
окружающего воздуха:
в исполнении У -от плюс 40 до минус 450С
в исполнении УХЛ -от плюс 40 до минус 600С;
в исполнении Т -от плюс 50 до минус 100С.
Двигатели в исполнении У и УХЛ должны быть
работоспособны при верхнем значении относительной
влажности 100% при температуре 250С,
двигатели в исполнении Т -при верхнем значении
относительной влажности 100% при 350С.
Двигатели должны быть работоспособны на высоте над
уровнем моря свыше 1000 м до 4300 м при сниженных
мощностях в соответствии с таблицей 1.
Пример записи обозначения двигателя мощностью 11 кВт,
напряжением 380В, часто-той тока 50Гц, синхронной частотой
вращения 3000 об/мин, конструктивным исполнени-ем по способу
монтажа IМ1081, с маркировкой взрывозащиты
1ЕхdIIВТ4/2ЕхdIIСТ4 при его заказе и в документации другого
изделия:
.Технические характеристики двигателей приведены в таблице 2.
Допускаемые отклонения от номинальных значений основных
параметров двигателей -
в соответствии с требованиями ГОСТ 183.
. Двигатели изготавливают на номинальное напряжение 220, 380,
660В, частотой сети 50 и 60Гц со схемами соединения обмотки
статора «треугольник» или «звезда»
Двигатели допускают установку в любом пространственном положении
вала.
Радиальные нагрузки, длительно воздействующие на выступающий
конец вала двигателя, при отсутствии осевых нагрузок, не должны
превышать значений, указан-ных в таблице 3.
Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса
двигателей при-ведены в приложении А.
Двигатели АИМ63, АИМ71, АИМ80 изготавливают с маркировкой
взрывозащиты
1ЕхdеIIВТ4/2ЕхdеIIСТ4, 1ЕхdIIВТ4 и 1ЕхdIIСТ4 (рисунок Б.1 и Б.3).
Двигатели АИМ90 изготавливают с маркировкой взрывозащиты
1ЕхеIIВТ4/2ЕхdеIIСТ4 (рисунок Б.1).
Двигатели АИМ 90, АИМ100, АИМ112, АИМ132, АИМ160 изготавливают с
маркиров-кой взрывозащиты 1ЕхdIIВТ4/2ЕхdIIСТ4 (рисунок Б.2 и Б4).
Маркировка взрывозащиты -по ГОСТ 12.2.020-76.
2.7.По способу монтажа двигатели изготавливают в исполнениях: IМ1081, I
М2081 и I М3081 по ГОСТ 2479-79.
Таблица 2.
Типоразмер двига-теля
Мощ-ность, кВт
Номи-нальный ток,
А
Синхрон-ная частота вра-щения, об/мин
К.П.Д,
%
Соs φ
Скольжение номинальное,
%
IпускIном.
МпускМном
МминМном
МмаксМном
Момент инер ции ротора , кг.м
АИМ63А2
0,37
0,91
3000(3600)
73,2
0,84
10,0
5,0
2,6
1,4
2,6
0,00043
АИМ63В2
0,55
1,3
то же
76,2
0,85
10,0
5,9
2,8
1,4
2,6
0,00059
АИМ71А2
0,75
1,75
-//-
78,5
0,83
6,0
6,0
2,1
1,6
2,2
0,00095
АИМ71В2
1,10
2,55
-//-
79,0
0,83
6,5
6,0
2,1
1,6
2,2
0,0011
АИМ80А2
1,5
3,3
-//-
81,0
0,85
5,0
7,0
2,1
1,6
2,2
0,0018
АИМ80В2
2,2
4,6
-//-
83,0
0,87
5,0
7,0
2,0
1,6
2,2
0,0021
АИМ90L2
3,0
6,1
-//-
84,5
0,88
4,5
7,0
2,0
1,6
2,2
0,0035
АИМ100S2
4,0
8,18
-//-
85,5
0,87
4,0
6,7
2,3
1,8
2,8
0,0055
АИМ100L2
5,5
10,93
-//-
86,0
0,89
4,8
6,7
2,2
1,8
2,7
0,0070
АИМ112М2
7,5
14,4
-//-
88,0
0,90
4,2
7,0
2,4
2,0
3,1
0,0145
АИМ132М2
11,0
21,1
-//-
88,0
0,90
3,0
7,5
1,6
1,2
2,2
0,0230
АИМ132МВ2
15,0
28,8
-//-
89,5
0,88
2,6
6,5
2,1
1,4
2,4
0,0440
АИМ63А4
0,25
0,72
1500(1800)
70,0
0,75
10,0
4,1
2,2
1,3
2,3
0,00060
АИМ63В4
0,37
1,03
-//-
71,2
0,77
10
4,1
2,2
1,3
2,3
0,00080
АИМ71А4
0,55
1,61
-//-
71,0
0,73
10
5,0
2,3
1,8
2,4
0,0013
АИМ71В4
0,75
1,90
-//-
75,0
0,80
10
5,0
2,5
1,6
2,6
0,0015
АИМ80А4
1,1
2,75
-//-
75,0
0,81
7,0
5,5
2,2
1,6
2,2
0,0034
АИМ80В4
1,5
3,60
-//-
78,0
0,83
7,0
5,5
2,2
1,6
2,2
0,0035
АИМ90L4
2,2
4,98
-//-
81,0
0,83
5,0
6,5
2,1
1,6
2,2
0,0056
АИМ100S4
3,0
6,87
-//-
82,0
0,81
5,3
5,3
2,0
1,6
2,6
0,0085
АИМ100L4
4,0
8,71
-//-
84,2
0,83
4,9
5,5
2,2
1,5
2,6
0,0110
АИМ112М4
5,5
11,5
//
87,0
0,84
4,0
7,0
2,3
1,8
2,8
0,0160
Окончание таблицы 2.
Типоразмер дви-гателя
Мощ-ность, кВт
Номи-нальный ток,
А
Синхрон-ная частота вра-щения, об/мин
К.П.Д,
%
Соs φ
Скольжение номинальное
%
IпускIном.
МпускМном
МминМном
МмаксМном
Момент инерции ротора , кг.м
АИМ132М4
11,0
22,2
-//-
88,5
0,85
3,3
7,5
2,2
1,6
3,1
0,038
АИМ132МА4
7,5
15,1
-//-
87,5
0,86
4,0
7,5
2,0
1,6
2,5
0,027
АИМ132МВ4
15,0
28,6
-//-
90,0
0,85
2,5
6,8
2,2
1,2
2,5
0,087
АИМ63А6
0,18
0,79
1000(1200)
56,0
0,62
10,0
4,0
2,0
1,6
2,2
0,00019
АИМ63В6
0,25
1,04
то же
59,0
0,62
10,0
4,0
2,0
1,6
2,2
0,00023
АИМ71А6
0,37
1,31
-//-
65,0
0,66
8,5
4,5
2,0
1,6
2,2
0,0019
АИМ71В6
0,55
1,74
-//-
68,5
0,70
8,5
4,5
2,0
1,6
2,2
0,0022
АИМ80А6
0,75
2,26
-//-
70,0
0,72
8,0
4,5
2,0
1,6
2,2
0,0033
АИМ80В6
1,1
3,05
-//-
74,0
0,74
8,0
4,5
2,0
1,6
2,2
0,0048
АИМ90L6
1,5
4,16
-//-
76,0
0,72
6,5
6,0
2,0
1,6
2,2
0,0073
АИМ100L6
2,2
5,55
-//-
81,5
0,74
4,5
5,2
2,0
1,4
2,5
0,0130
АИМ112МА6
3,0
7,2
-//-
80,0
0,79
5,5
5,1
2,0
1,5
2,8
0,0270
АИМ112МВ6
4,0
9,4
-//-
82,6
0,78
4,6
5,6
2,0
2,0
3,2
0,0343
АИМ132М6
7,5
16,5
-//-
85,5
0,81
4,0
7,0
2,0
1,6
2,2
0,055
АИМ132МА6
5,5
12,3
-//-
85,0
0,80
4,0
7,0
2,0
1,6
2,2
0,038
АИМ160S2
15,0
28,3
3000( 3600)
90,5
0,89
2,6
7,0
2,1
2,0
3,0
0,044
АИМ160М2
18,5
34,7
то же
91,0
0,89
2,6
7,0
2,2
2,0
3,0
0,051
АИМ160S4
15,0
29,6
1500 1800)
89,5
0,86
2,5
6,5
2,3
2,0
2,7
0,114
АИМ160М4
18,5
36,3
то же
90,0
0,86
2,6
6,5
2,3
2,0
2,5
0,087
АИМ160S6
11,0
23,6
1000(1200)
87,5
0,81
2,4
6,5
1,9
1,7
2,6
0,140
АИМ160М6
15
30,8
то же
88,0
0,84
2,6
6,5
2,0
1,7
2,6
0,187
Примечания:
Синхронная частота вращения, указанная в скобках, относится к
двигателям, частотой 60 Гц.
Для двигателей частотой 60 Гц допускается снижение отношения
начального пускового, ми-нимального и максимального моментов к
номинальному на 10%; увеличение отношения пуско-вого тока к
номинальному на 10%.
Таблица 3.
Типоразмер двигателя
Допускаемая радиальная на-грузка на выступаю-щий ко-нец вала
при:
Типоразмер двигателя
Допускаемая радиальная на-грузка на выступающий конец вала
при:
Горизоталь-ном положе-нии вала, Н
Вертикалном положении вала, Н
Горизоталь-ном положе-нии вала, Н
Вертикальном положении вала, Н
АИМ 63А2
385
315
АИМ 100L2
620
510
АИМ 63В2
365
295
АИМ 100S4
820
670
АИМ 63А4
405
335
АИМ 100L4
730
600
АИМ 63В4
315
255
АИМ 100L6
600
490
АИМ 63А6
283
230
АИМ 112М2
1080
883
АИМ 63В6
275
225
АИМ 112М4
1350
1110
АИМ 71А2
451
335
АИМ 112МА6
1450
1150
АИМ 71В2
405
325
АИМ 112МВ6
1470
1100
АИМ 71А4
482
393
АИМ 132М2
1580
1295
АИМ 71В4
463
373
АИМ 132МВ2
1620
1320
АИМ 71А6
590
482
АИМ 132М4
1915
1570
АИМ 71В6
530
432
АИМ 132МА4
1955
1600
АИМ 80 А2
580
472
АИМ 132МВ4
1910
1575
АИМ 80В2
560
455
АИМ 132М6
1735
1420
АИМ 80А4
660
540
АИМ 132МА6
1780
1450
АИМ 80В4
590
480
АИМ160S2
1446
1593
АИМ 80А6
483
395
АИМ160M2
1446
1593
АИМ 80В6
510
412
АИМ160S4
1750
2010
АИМ 90L2
555
453
АИМ160M4
1750
2010
АИМ 90L4
608
496
АИМ160S6
1703
2293
АИМ 90L6
748
610
АИМ160M6
1703
2293
АИМ 100S2
670
550
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ.
Двигатели относятся к классу 1 по степени защиты человека от
поражения электриче-ским током по ГОСТ 12.2.007.0-75.
Сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса
двигателя при номаль-ных климатических условиях по ГОСТ
15150-69 должно быть не менее 20 МОм. Запрещается
эксплуатация двигателей при сопротивлении изоляции менее 6
МОм.
Запрещается монтаж, обслуживание и демонтаж двигателя под
напряжением.
Запрещается эксплуатация двигателей без надежного
заземления.
Для заземления двигателей следует использовать только
предусмотренные на двигателях земляющие зажимы. Заземлители
выполнять в соответствии с требованиями «Правил устрой-ства
электроустановок» (ПУЭ).
.Для обеспечения длительной нормальной эксплуатации
двигателей необходимо систе-матически производить осмотры,
проверки, а также своевременно устранять различные
на-рушения в работе и обслуживании двигателей.
.При эксплуатации и ремонте двигателей необходимо
руководствоваться
настоящим РЭ «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ 6-е и 7-е
издание ) , «Прави-лами эксплуатации электроустановок потребителей»
(ПЭЭП) и ПОТ РМ-016-2001 «Межотрас-левым правилам по охране труда
(правила безопасности) при эксплуатации электроустано-вок».
СОСТАВ ИЗДЕЛИЯ.
Двигатели состоят из следующих основных деталей и сборочных
единиц: станины 15, ротора 10, вентилятора 5, кожуха 6,
подшипниковых щитов 7 и вводного устройства. Устройство
двигателя приведено в приложении Б.
Станина 15 и подшипниковые щиты двигателя выполнены из серого
чугуна, для ис-полнения УХЛ -алюминия или стали.
В станину двигателя запрессован сердечник с обмоткой 12 и
застопорен винтом 13. Об-мотка выполнена медными эмалированным
проводом с изоляцией класса нагревостойкости не ниже «В» по ГОСТ
8865-87.
Ротор 10 состоит из вала и запрессованного на него сердечника,
пазы которого залиты алюминием. ротор динамически
отбалансирован.
Конструкция подшипникового узла двигателя выполнена без
специальных устройств для пополнения смазки.
Подшипниковые щиты 7 крепятся к станине болтами 4.
Подшипниковый узел со стороны выступающего конца вала имеет
пружину осевого под-жатия 14. В подшипниковых узлах двигателей
установлены шариковые однорядные радиаль-ные подшипники 11 с
двумя защитными шайбами.
Для охлаждения двигателя применяется вентилятор 5, закрепленный
на валу двигателя шпонкой 8. Вентилятор закрыт стальным кожухом
6.
Двигатели изготавливают с одним выступающим концом вала.
В верхней части двигателя расположено вводное устройство.
Крепление
вводного устройства допускает поворот на угол, кратный 90° в
плоскости установки, но не бо-лее 1800С
в одну сторону, обеспечивая таким образом подвод питающего
кабеля с любой сто-роны.
Вводное устройство имеет три болта контактных 9 для подключения
двигателя к сети.
Для уплотнения кабеля во вводном устройстве двигателя
установлены: резиновое уп-лотнительное кольцо 1 и муфта нажимная
2.
Вводное устройство предусматривает ввод кабелей круглого сечения
с медными жилами.
Вводное устройство двигателей АИМ63, АИМ71, АИМ80. АИМ90
выполнено с защи-той вида «е» по ГОСТ 22782.7-81 или «d» по ГОСТ
22782.6-81.
Вводное устройство двигателей АИМ100, АИМ112, АИМ132 и АИМ160
выполнено с за-щитой вида «взрывонепроницаемая оболочка» (d) по
ГОСТ 22782.6-81.
Отделение статора имеет защиту вида «взрывонепроницаемая
оболочка» (d) по ГОСТ 22782.6-81.
Вводное устройство с защитой вида «е» состоит из корпуса 16,
крыш-
ки17, выполненных из алюминиевого сплава и панели 23, через
которую проходит три болта контактных 9. К болтам припаяны
выводы обмотки статора.
Вводное устройство изображено в приложении Б (рисунок Б.1.).
4.9.2.Вводное устройство с защитой вида «d»
(взрывонепроницаемая оболочка) показано в приложении Б
(рисунки Б.2, Б.3, Б4),
Оно состоит из корпуса 16 и крышки 17, выполненных из чугуна
для исполнений У иТ и стали -для исполнения УХЛ.
082.00.00.00 РЭ
Выводные концы обмотки статора припаяны к контактным болтам
9, которые изолированы от корпуса вводного устройства при
помощи изоляторов 22, выполненных из прессматериала
ДМС-20РМ.
Материалы основных деталей двигателей приведены в приложении Б
(рисунки Б.1 -Б.4).
5.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННОСТИ.
Взрывозащищенность двигателей обеспечивается видом взрывозащиты
«взрыво-непроницаемая оболочка» по ГОСТ 22782.6-81 полости
статора и защитой вида «е» или «d» вводного устройства.
Взрывозащищенность двигателей обеспечивается за счет заключения
электрических частей во взрывонепроницаемую оболочку, которая
может выдерживать давление взрыва внутри ее и исключает передачу
взрыва в окружающую взрывоопасную среду.
Взрывонепроницаемая оболочка или ее части должны выдерживать в
течении (10+2) с. ис-пытательное давление, равное :
0,8 МПа (8,0 кгс/см2)
-для двигателей АИМ63, АИМ71, АИМ80;
Взрывонепроницаемость оболочки двигателей обеспечивается
применением щеле-вой взрывозащиты. В приложении Б показаны
сопряжения деталей (узлов), обеспечивающих щелевую защиту. Эти
сопряжения обозначены словом «Взрыв» с указанием допустимых по
ГОСТ 22782.6-81 параметров взрывозащиты: максимальной ширины и
минимальной длины щелей, класса шероховатости обработки
поверхностей прилегания, образующих взрывонепро-ницаемые щели.
Взрывозащитные поверхности защищены от коррозии смазкой
ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267-74.
5.3.Взрывозащищенность вводного устройства с защитой вида «е»
обеспечивается приме-нением резиновых прокладок, электроизоляционными
материалами, путями утечки и электри-ческими зазорами, соответствующими
требованиями ГОСТ 22782.0-81 и ГОСТ 22782.7-81.
Уровень взрывозащиты вводного устройства достигается путями утечки и
электрическими зазорами, увеличенными более, чем в 1,5 раза (см. рисунок
Б.1) по отношению к значениям по ГОСТ 22782.7-81(10 мм и 6 мм
соответственно).
5.4. Взрывонепроницаемость кабельного ввода достигается с помощью
эластичного рези-нового уплотнительного кольца 1 (см. рисунки Б.1-Б4).
5.5.Все наружные болты и гайки, крепящие детали, обеспечивающие
взрывозащищен-ность, а также токоведущие и заземляющие зажимы
предохранены от самоотвинчивания при-менением пружинных шайб и
контргаек.
Доступ к наружным крепящим болтам возможен только с помощью специального
торцово-го ключа.
Степень защиты двигателей и вводного устройства от внешних
воздействий IР54 по ГОСТ 17494-87.
Температура нагрева наружных поверхностей оболочки двигателя при
нормальном режиме работы не превышает допустимой по ГОСТ
12.2.020-76 для соответствующего темпе-ратурного класса,
указанного в маркировке взрывозащиты (Т4-135 °С).
Между вентилятором и деталями щита, а также вентилятором и
кожухом обеспечены необходимые зазоры.
На корпусе каждого двигателя нанесена маркировка взрывозащиты по
ГОСТ 12.2.020-76:
1ЕхdеIIВТ4/2ЕхdеIIСТ4, 1ЕхdIIВТ4 или 1ЕхdIIСТ4 -для двигателей
АИМ63, АИМ71 и АИМ80;
1ЕхdеIIВТ4/2ЕхdеIIСТ4 или 1ЕхdIIВТ4/2ЕхdIIСТ4 -для двигателей
АИМ90 1ЕхdIIВТ4/2ЕхdIIСТ4 -для двигателей ,АИМ100, АИМ112,АИМ132
и АИМ160.
На крышке вводного устройства двигателей нанесена
предупредительная надпись -«От-
крывать, отключив от сети».
082.00.00.00 РЭ
Между токоведущими частями и заземляющими элементами оболочки
предусмотре-ны соответствующие расстояния утечки и электрические
зазоры. (см. приложение Б).
Электрические контактные соединения выполнены в соответствии с
требованиями ГОСТ
22782.0-81 и ГОСТ22782.6-81.
6.ПОДГОТОВКА ИЗДЕЛИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ.
6.1. Среда зоны, в которой устанавливаются двигатели, по категории и
группе должны соответствовать или быть менее опасной зоной, чем
категория и группа, указанная в маркиров-ке взрывозащиты.
.Монтаж двигателей и подвод электропитания к ним должны
производиться в соответ-ствии с настоящим РЭ, ПУЭ (изд. 6-е и
7-е) гл. 7.3. и ПЭЭП .
.При транспортировании двигателей к месту монтажа не допускаются
уда-ры по валу и корпусу двигателей.
.Перед установкой двигателя:
-очистить наружные поверхности от загрязнения, а неокрашенные
-от консервационной смаз-ки;
-проверить вращение вала от руки -вал должен легко
проворачиваться;
-проверить целостность оболочки;
-проверить крепежные элементы;
-проверить уплотнение кабельного ввода и крышки вводного
устройства;
-проверить заземляющие устройства;
-измерить сопротивление изоляции обмотки статора относительно
корпуса и между обмот-ками на напряжение 500 В.
Сопротивление изоляции должно быть не ниже 20 МОм при
температуре окружающего воздуха плюс 20 °С.
Двигатель, сопротивление изоляции которого меньше 20 МОм, должен
быть разобран и подвергнуть сушке одним из следующих методов:
-электрическим током при пониженном напряжении (10-15% от
номинального);
-методом наружного обогрева с помощью ламп, сушильных печей и
т.д.
Подогревание в процессе сушки должно производиться постепенно со
скоростью не выше 2°С в минуту. Максимальная температура обмотки
при сушке не должна превышать плюс 120 °С.
.Двигатели могут соединяться с приводным механизмом при помощи
эластичной муф-ты, прямозубой цилиндрической шестерни или
клиноременной передачи.
Насадку полумуфты рекомендуется производить в нагретом
состоянии. При насадке полу-муфты в холодном состоянии
обеспечить упор в торец вала со стороны, противоположной
при-воду, чтобы не повредить подшипники.
.Обеспечить нормальное охлаждение двигателей. Решетка
вентиляционного кожуха должна располагаться не ближе 50мм от
деталей привода и других предметов.
.Соединяемые с двигателями исполнительные механизмы должны иметь
устройства, предотвращающие проникновение смазки в двигатель.
.При монтаже проверить состояние взрывозащитных поверхностей
деталей, подвергае-мых разработке, при необходимости возобновить
на них антикоррозионную смазку. Царапины, трещины, вмятины и
другие дефекты не допускаются.
.Кабель должен быть проложен в стальной трубе. Труба должна
присоединяться к вод-ному устройству только на резьбе, при этом
труба должна ввинчиваться в нажимную муфту не менее, чем на пять
ниток.
.Подключение двигателя к сети, вводное устройство которого имеет
взрывозащиту ви-да «е», произвести в следующей
последовательности (см.рисунок Б.1):
-открутить болты 3, крепящие муфту нажимную;
-открутить болты 19 и снять крышку вводного устройства 17;
-снять нажимные шайбы 20 и кольцо уплотнительное 1;
082.00.00.00 РЭ
-открутить болты 24, повернуть корпус вводного устройства 16 и
панели 23 с установлен-ными в ней контактными болтами 9 в нужном
направлении и снова закрутить болты 24.
-надеть на кабель перед разделкой муфту нажимную 2, наружную
нажимную шайбу 20, кольцо уплотнительное 1 и внутреннюю нажимную
шайбу. Во избежании обрыва вводных про-водов обмотки двигателя
не допускается поворот панели 23 в одну сторону на угол более
180°.
При повороте панели обратить внимание на расположение контактных
болтов. Контакт-ные болты должны быть расположены относительно
корпуса коробки выводов согласно рисун-ка Б.1.
Произвести разделку кабеля и подсоединить разделанные жилы к
контактным бол-там и внутреннему заземлению коробки выводов
двигателя. Подсоединение осуществлять так, чтобы
электрические зазоры между неизолированными токоведущими
частями были не менее 10мм.
Для подключения двигателя следует применять кабель с медными
жилами круглого сечения с наружным диаметром согласно
рисунка Б.1.
Уложить кабель в гнезде корпуса, проследить за тем, чтобы в
пазах корпуса 16 бы-ли установлены резиновые прокладки 21,
22 и две гайки для крепления муфты нажимной 2.
Установить на место нажимные шайбы 20 и уплотнительное
кольцо 1, поставить крышку 17 и закрепить ее болтами 19.
Установить муфту нажимную 2 и закрутить ее болтами 3
Подсоединить заземлитель трубы к внешнему зажиму заземления
вводного уст-ройства, а заземлитель наружного контура
заземления к зажиму заземления станины двигателя.
6.11.Подключение двигателя к сети, вводное устройство
которого имеет взрывозащиту
вида «d», произвести в следующей последовательности (см. рисунки
Б.2-Б.4).
-открутить болты 3, крепящие муфту нажимную;
-открутить болты 19 и снять крышку вводного устройства 17;
-снять нажимные шайбы 20 и кольцо уплотнительное 1;
-открутить болты 21, повернуть корпус вводного устройства 16 на угол,
кратный 90° в нужном направлении и снова закрутить болты 21;
-надеть на кабель перед разделкой муфту нажимную 2, шайбы нажимные 20 и
кольцо уплотни-тельное 1.
Произвести разделку кабеля (проводов) и подсоединить
разделанные жилы к кон-тактным болтам и внутреннему
заземлению коробки выводов двигателя.
Для подключения двигателей применять кабель круглого сечения
с медными жилами с наружным диаметром согласно рисунков
Б.2-Б.4.
Наружный диаметр кабеля для подключения двигателей должен
быть на 1мм меньше или равен отверстию, расположенному в
кольце уплотнительном 1.
Выполнить операции, указанные в п.п. 6.10.3 и 6.10.4.
7.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗДЕЛИЯ.
.Первый кратковременный пуск произвести по возможности без
нагрузки для проверки ис-правности механической части и
правильности направления вращения вала двигателя.
.Перед пробным пуском проверить:
-соответствие напряжения сети;
-заземление двигателя;
-легкость вращения ротора;
-крепление двигателя;
-затяжку контактов заземляющих зажимов.
.Допустимое число пусков подряд из холодного и нагретого
состояния 2 и1 соответст-венно (с остановкой между пусками).
Для изменения направления вращения вала двигателя необходимо
поменять между собой любые два токоподводящих провода.
082.00.00.00 РЭ
.После пуска на холостом ходу и устранения замеченных
недостатков проверить работу двигателя под нагрузкой.
.Перечень возможных неисправностей при эксплуатации двигателей
приведен в табли-
Межвитковое замыкание в об-мотке статора, короткое
замыкание между фазами
1. Во время работы отсоединилась одна из фаз
2.Пониженное напряжение сети.
Проверить сопряжение с при-водным механизмом, установку
и крепление двигателя.
Заменить подшипник.
1.Увеличить жесткость фунда-мента.
2. Обеспечить соосность. 3.Устранить дисбаланс.
Устранить перегрузку.
Прочистить вентиляционные каналы.
3.Устранить неполадки в работе приводного меха-низма.
Устранить неисправность се-ти.
Устранить неисправность ме-ханизма
Найти повреждение или пере-мотать поврежденную часть
об-мотки.
Устранить обрыв.
Обеспечить напряжение нор-мальной величины.
8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
.Персонал, осуществляющий техническое обслуживание и проверку
электроустановок во взрывоопасных зонах, должен располагать
документацией, отвечающей требованиям дейст-вующих нормативных
документов, по следующим вопросам:
а) классификация взрывоопасных зон (ПЭУ, гл.7.3)
б) маркировка взрывозащиты установленного электрооборудования по
ГОСТ 12.2.020-76. в)данные, достаточные для обеспечения
возможности технического обслуживания взрывоза-щищенного
электрооборудования в соответствии с видом его взрывозащиты:
расположение электроустановок на плане взрывоопасных зон;
однолинейные схемы электрических соедине-ний для всех напряжений
при нормальных режимах работы электрооборудования; руководство
по эксплуатации, содержащее подробное описание средств
взрывозащиты и мер по их сохране-
082.00.00.00 РЭ
нию при монтаже, эксплуатации и ремонту; копии сертификатов,
свидетельств и разрешений органов государственного надзора;
перечень и местонахождение резервного электрооборудо-вания и
запасных частей.
.К проверкам и техническому обслуживанию электроустановок должен
привлекаться только квалифицированный персонал, подготовка
которого включает практическое обучение работ с
электрооборудованием, имеющим взрывозащиту различных видов, и
способам его монтажа, изучение соответствующих технических норм
и правил эксплуатационной докумен-тации на электрооборудование,
а также общих принципов квалификации взрывоопасных зон. Этот
персонал должен проходить соответствующую регулярную
переподготовку.
.Перед вводом двигателей в эксплуатацию должна быть произведена
их первичная проверка.
Первичные проверки производят для контроля соответствия
фактического вида взрывоза-щиты установленного
электрооборудования требуемому.
При изменении класса взрывоопасной зоны или перемещения
какого-либо электрообору-дования с одного места на другое должна
быть произведена проверка, подтверждающая при-годность вида
взрывозащиты, группы или температурного класса
электрооборудования для из-мененных условий эксплуатации.
.При эксплуатации двигателей должен производиться внешний
осмотр, технический ос-мотр и текущий ремонт.
.Внешний осмотр производить не реже одного раза в два месяца.
При внешнем осмотре проверить:
-целостность оболочки, крепежные детали и их элементы.
-болты и гайки должны быть равномерно затянуты;
-знаки заземления и знаки взрывозащиты;
-заземление. Заземляющие зажимы должны быть затянуты, на них не
должно быть ржавчи-ны. При необходимости очистить их и смазать
консистентной смазкой ЦИАТИМ 201 ГОСТ 62674-74;
-уплотнение кабеля. Кабель не должен перемещаться в узле
уплотнения;
-нагрев обмотки. Нагрев обмотки ориентировочно можно определить
по температуре корпу-са, замеренной термометром. При нормальной
работе двигателя нагрев корпуса должен быть не более 70оС
при номинальной нагрузке и температуре окружающего воздуха плюс
20оС;
-узлы контактных соединений. Открыть крышку вводного устройства
и проверить затяжку контактных соединений.
.Периодичность технических осмотров двигателей устанавливается в
зависимости от производственных условий, но не реже одного раза
в 6 месяцев.
При техническом осмотре очистить двигатель от загрязнений,
проверить надежность за-земления, контактные соединения кабеля и
клемных зажимов. Замеченные недостатки устра-нить.
.Текущий ремонт двигателя производить одновременно с текущим
ремонтом техноло-гического оборудования, на котором установлен
двигатель, но не реже одного раза в год.
При текущем ремонте:
-отключить двигатель от сети и демонтировать его;
-разобрать частично (или полностью) двигатель;
-очистить узлы и детали от пыли и грязи, а также удалить старую смазку
со всех взрывозащитных и посадочных поверхностей без ворса, слегка
смоченной в бензине или керо-сине, продуть детали и узлы сжатым
воздухом;
-проверить состояние всех обработанных взрывозащитных поверхностей узлов
и
деталей двигателя. Трещины, царапины, вмятины, задиры и т.п. на
взрывозащитных поверхно-стях не допускаются;
-замерить взрывонепроницаемые зазоры. Зазоры не должны превышать
величин, указанных в приложении Б.
-проверить состояние выводных проводов обмотки статора. На изоляции
выводных прово-дов не должно быть трещин и расслаиваний. Проверить
качество пайки проводов к контактным шпилькам;
-проверить внутреннюю поверхность пакета статора и наружную поверхность
ротора. При наличии задиров зачистить их и зашлифовать шлифовальной
шкуркой, после чего статор и ро-тор продуть сжатым воздухом, а
зачищенные места покрыть тонким слоем электроизоляцион-ного лака;
Исправный подшипник должен вращаться легко без заметных жестких
притормаживаний и заеданий;
-проверить состояние уплотнительного кольца и прокладок. Поверхности
кольца и прокладок должны быть гладкими, без трещин, порезов и разрывов.
Дефектные кольца и прокладки заменить Результаты всех проверок должны
регистрироваться.
9.ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ.
9.1.Транспортирование.
.Условия транспортирования в части воздействия климатических
факторов по группе 5 для двигателей в исполнении У, УХЛ и по
группе 9-для двигателей в исполнении Т по ГОСТ 15150-69.
.Условия транспортирования двигателей в части воздействия
механических факторов
-по группе «С» ГОСТ 23216-78.
.Двигатели транспортируются всеми видами крытого транспорта
в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на
каждом виде транспорта.
9.2.Хранение.
.Условия хранения -по группе 2(С) для двигателей в
исполнении У, УХЛ и по группе
3 (ЖС) -для двигателей в исполнении Т по ГОСТ 15150-69.
.Срок сохраняемости в упаковке и консервации
предприятия-изготовителя для внут-реннего рынка -один год,
для экспортных поставок -три года.
Утилизация.
Вышедшие из строя двигатели не представляют опасности для
здоровья человека и окружающей среды.
Материалы, из которых изготовлены детали двигателя (чугун,
сталь, медь, алюми-ний), поддаются внешней переработке и
могут быть реализованы по усмотрению потребителя.
Детали двигателя, изготовленные с применением пластмассы,
изоляционные мате-риалы, могут быть захоронены.
10.СВЕДЕНИЯ О СОДЕРЖАНИИ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ В ДВИГАТЕЛЯХ.
Наименование металла, сплава
Количество цветных металлов (сплавов),
содержащихся в изделии, кг
Наименование составных частей, содержащих цветной металл
АИМ 63
АИМ 71
АИМ 80
АИМ 90
АИМ 100
АИМ 112
АИМ 132
АИМ 160
1.Алюминий
0,30
0,33
0,40
0,6
0,8
1,2
1,8
2,7
Короткозамкнутая обмотка ротора.
2.Алюминиевые сплавы
0,18
0,20
0,20
0,21
0,25
0,33
0,4
0,7
Вентилятор
2.Медь
0,7
1,0
1,7
2,5
3,6
7,4
7,5
12,5
Обмотка статора.
3.Латунь
0,17
0,17
0,17
0,35
0,35
0,35
0,50
0,50
Болты контактные шайбы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Габаритные, установочные и присоединительные размеры и масса двигателей