Форсунка двигателя Д-108 бесштифтовая, многодырчатая, закрытого типа.
Она свободно вставлена в бронзовую втулку 10 (рис. 57), закрепленную в
головке блока 1 гайкой 3. Закрепляется форсунка прижимом 7 и гайкой 5,
навернутой на шпильку 9,
Устройство форсунки показано на рис. 58. К корпусу 9 снизу крепится
нажимной гайкой 6 распылитель 5 с иглой 2. Распылитель и игла
подбираются друг к другу так, чтобы зазор между ними был равен
0,001—0,002 мм, и так же, как плунжер с гильзой, являются
невзаимозаменяемой парой.
На конусной части (носике) распылителя просверлены пять распыливающих
отверстий 1 диаметром 0,35 мм.
Игла распылителя закрывает эти отверстия своей
конической частью. В собранной форсунке между верхним
торцом иглы и нижним торцом корпуса имеется зазор
0,45 ±
± 0,05 мм, величина которого определяет подъем иглы во время впрыска
топлива.
Пружина 10 через нажимной штифт 7 прижимает иглу к конической
поверхности с распыливающими отверстиями. Усилие пружины регулируется
винтом 12
с контргайкой 11. В колпачок 13 на регулировочном
винте вворачивается штуцер 14, закрепляющий трубку для отвода топлива,
просочившегося через зазор между иглой и корпусом распылителя. В корпус
форсунки входит подводящий штуцер 17, внутри которого расположен щелевой
фильтр 18 с размером щели 0,02—0,04 мм.
Между торцом нажимной гайки и дном бронзовой втулки 10 (см. рис. 57)
установлено медное уплотнительное кольцо 3 (рис. 58), которое конусной
поверхностью должно касаться нажимной гайки. Для исключения попадания
грязи, масла и воды во втулку форсунки установлено резиновое
уплотнительное кольцо 8.
Работа форсунки. Во время движения плунжера топливного насоса вверх
топливо нагнетается через обратный клапан секции насоса по трубке
высокого давления в форсунку. Топливо через щелевой фильтр, канал в
корпусе и канал 4 (рис. 59) в распылителе поступает под иглу форсунки
(рис. 59, а) и в кольцевую камеру 5 корпуса распылителя. При давлении
топлива в камере, равном 210 кГ/см2, игла приподнимается, преодолевая
сопротивление пружины, конусная часть ее открывает распыливающие
отверстия 3 (рис. 59, б), через которые топливо впрыскивается в
мелкораспыленном состоянии в камеру сгорания. Нагнетание топлива
заканчивается в тот момент, когда нижняя кромка косого среза на головке
плунжера открывает подводящее отверстие в гильзе секции насоса.