Акселератор подачи топлива дизелей Д-108 и
КДМ-100
В акселераторе установлена фрикционная муфта с храповым механизмом,
закрепленная гайкой 6 (рис. 54) на кронштейне 4. Диски 7 фрикциона
вместе с храповой шестерней 10 зажаты между внутренним 15 и наружным 9
дисками пружиной 13, воздействующей через головку болта 12 на крышку 11.
Диски 9 и 15 связаны между собой стаканом 14 и вращаются как одно целое
на оси 5, закрепленной гайкой 6 в кронштейне 4. Храповая шестерня 10
свободно поворачивается на стакане. Весь механизм расположен в корпусе 8
и от осевого перемещения удерживается диском 15, который упирается в
буртик оси 5 механизма.
Рычаг 2 акселератора прикреплен болтами 1 к наружному диску и
соединяется при помощи тяг 3 и 4 (рис. 55), а также рычагов 10 и 11 с
наружным рычагом 5 регулятора и может быть установлен в любом положении
благодаря храповому механизму и наличию фрикционных дисков, удерживающих
его от проворачивания.
Работа акселератора. При перестановке рычага
назад и провороте дисков 9 и 15 (см. рис. 54) поворачивается и храповая
шестерня. При этом собачки корпуса скользят по зубьям храповой шестерни.
Так как рычаг акселератора связан с рычагом регулятора, то пружина
регулятора при движении рычага назад растягивается. Как только рычаг
акселератора будет отпущен, пружина потянет его вперед, но собачки
войдут во впадины зубьев храповой шестерни и застопорят ее, диски и
рычаг.
При передвижении рычага акселератора вперед сила трения между храповой
шестерней и дисками преодолевается усилием руки, вследствие чего диски
пробуксовывают относительно неподвижной храповой шестерни. Для
исключения произвольного движения рычага акселератора из заднего
положения в переднее под воздействием пружины регулятора, усилие пружины
13 необходимо отрегулировать регулировочным болтом 12.
Защелка 3 предназначена для фиксирования рычага акселератора при
установке его на минимальное число оборотов холостого хода.
Для выключения подачи топлива необходимо вытянуть за кнопку защелку и
передвинуть рычаг вперед, чтобы защелка вышла за стопор 16 в корпусе.
При этом пружина регулятора будет иметь минимальное натяжение, и тяга
рейки повернет и установит плунжер насоса продольным пазом против
подводящего отверстия в гильзе.