Схема работы системы смазки показана на рис. 32 и
33. От шестерни распределительного вала через промежуточную шестерню и
шестерню привода 30 (см. рис. 32) вращается вал нагнетательных шестерен
масляного насоса 4. Вместе с валом вращается пара шестерен
нагнетательной секции и две пары откачивающих шестерен.
Нагнетательные шестерни забирают масло через центральный маслоприемник 2
из картера 3 и подают его по трубке 37 (см. рис. 34), каналу 36 в задней
крышке и каналу в блоке в нижнюю камеру маслораспределительной плиты. Из
нее масло проходит по каналу в наружную камеру 39 (см. рис. 36)
кронштейна масляных фильтров и по маслопроводу 27 (см. рис. 32)
поступает в масляный радиатор 28, где охлаждается и возвращается по
трубе 29 в камеру 41 (рис. 36) кронштейна. Из внутренней камеры масло
направляется внутрь кожуха фильтров (одновременно к ленточным и нитчатым
фильтрам) через отверстия 6 в днище корпуса 14 фильтра.
Из кожуха масло идет параллельно двумя путями: через ленточные и
нитчатые фильтры. В ленточных фильтрах масло проходит через щели между
витками фильтрующей ленты, очищается в них и по гофрам каркаса поступает
в пространство между донышком и каркасом ленточных фильтров. Отсюда
через зазор между горлышком донышка ленточных фильтров и стержнем 10
масло проходит по верхнему горизонтальному каналу / (рис. 37)
маслораспределительный плиты 6 в ее верхнюю камеру 7. Из этой камеры оно
поступает к манометру 10 по трубке (см. рис. 32) и в главный маслопровод
17, а из него по отдельным трубкам и каналам — к трущимся поверхностям
двигателя.
К нитчатым фильтрам масло поступает через трубчатые заклепки 8 (см. рис.
36). Очищаясь в нитчатой хлопчатобумажной набивке фильтров, масло
поступает в пространство внутреннего каркаса. Отсюда через отверстия 9 и
11 в стержне и горизонтальный канал 38 в кронштейне фильтров оно
подается в среднюю камеру маслораспределительной плиты. Из камеры по
каналу в блоке масло стекает в картер. В течение часа работы двигателя
все масло, залитое в картер, несколько раз проходит через нитчатые
фильтры (тонкой очистки) и очищается в них.
Из главного маслопровода 17 (см. рис. 32) масло по
трубкам 8, 19, 20, 22 и каналам 7, 16, 18, 21, 25 в блоке поступает к
коренным подшипникам для смазки шеек коленчатого вала. От коренных
подшипников через каналы в коленах вала масло проходит к шатунным
шейкам, предварительно очищаясь в полостях этих шеек, а затем по каналу
в теле каждого шатуна — ко втулке верхней головки шатуна и через каналы
в верхней головке впрыскивается на днище поршня, охлаждая его. Через
жиклер первой коренной шейки смазывается упорная плита коленчатого вала.
Вытекая через зазоры в коренных и шатунных подшипниках наружу, масло
разбрызгивается и попадает на стенки цилиндров, поршни, толкатели, шейки
и кулачки распределительного вала, смазывая их.
Подаваемое к переднему коренному подшипнику коленчатого вала масло
частично отводится по каналу в блоке к штуцеру 11 (см. рис. 33) и отсюда
по трубке 10 подается к переднему подшипнику распределительного вала.
От втулки распределительного вала масло частично отводится по каналу 4 в
боковой стенке блока в корпус регулятора, откуда поступает к передней
втулке валика привода насоса и регулятора и к верхней втулке
вертикального валика регулятора по трубке 5 смазывая их также под
давлением.
Масло, поступающее к большой промежуточной шестерне частично отводится
по трубке 7 для смазки переднего подшипника водяного насоса, а масло,
вытекающее из-под втулок промежуточных шестерен, разбрызгиваясь,
попадает на зубья распределительных шестерен и смазывает их.
Для смазки сопряжений клапанно-распределительного механизма масло
поступает из главного маслопривода 17 (см. рис. 32) по трубкам 13 в
полость валиков коромысел 12 и оттуда через отверстия — в зазор во
втулке коромысла. Направляющие втулки клапанов и шаровые концы
регулировочных винтов смазываются маслом, поступающим через каналы в
коромысле. С указанных деталей клапаннораспределительного механизма
масло, стекая в картер двигателя, попадает на штанги толкателей, штанги
декомпрессора, на толкатели и кулачки распределительного вала.
Масло, стекающее в картер к переднему 31 и заднему 6 маслоприемникам,
отсасывается откачивающими шестернями насоса 4 в масляный резервуар
картера 3, откуда снова подается нагнетательными шестернями насоса через
фильтр в главный маслопровод 17.
Уход за системой смазки двигателей Д-108 и
КДМ-100
1. Во время работы в течение смены необходимо постоянно следить за
показаниями манометра масла. Давление масла при работе прогретого дизеля
с номинальным числом оборотов должно быть в пределах 2—3,5 кГ1см2.
Стрелка манометра масла должна находиться в пределах диапазона шкалы
зеленого цвета. В случае увеличения или уменьшения давления сверх
указанных величин необходимо найти причину неисправности и устранить ее,
при этом вначале следует убедиться в исправности манометра масла.
2. Ежесменно необходимо проверять уровень масла в картере двигателя,
придерживаясь следующих правил:
а) при замере уровня масла в картере дизель должен находиться в
горизонтальном положении;
б) при заправке незаполненной системы смазки залить масло в количестве
27 л (на 80 мм выше уровня метки «шах» на масломерной линейке), после
этого пустить двигатель на 2—3 мин, чтобы заполнить систему маслом,
затем остановить его, через 5 мин снова проверить уровень масла и долить
до метки «шах» или выше на 20 мм\
в) при замере уровня масла на работающем дизеле (на малых оборотах)
уровень масла в картере должен соответствовать метке «шах» или быть
между нею и меткой «min»;
г) при уровне масла по метке «min» и ниже ее, работа дизеля запрещается.
3. Через каждые 120 ч работы нужно снять и промыть дизельным топливом
корпус фильтров и ленточные фильтры грубой очистки. Для очистки фильтров
запрещается применять металлические предметы и тряпки. Для снятия
фильтров грубой очистки отвернуть стяжные винты и снять их вместе с
крышками. Перед сборкой промыть крышки и снаружи нитчатые фильтры. При
сборке следует обращать внимание на положение уплотнительных прокладок.
Ленточные фильтры с деформированной поверхностью внутреннего днища
заменить или отремонтировать.
4. Через каждые 240 ч работы нужно заменить масло в
картере двигателя. Если применяемое дизельное топливо содержит серы
свыше 0,5%, то замену масла производить через каждые 120 ч работы.
Порядок замены масла следующий:
а) сразу же после остановки двигателя слить масло, пока оно разогрето, а
частицы нагара и продукты окисления еще не успели осесть на дно н стенки
картера;
б) для слива масла отвернуть все пробки в картере, пробку в кронштейне
масляных фильтров, пробку в трубке, подводящей масло от масляного
радиатора к кронштейну масляных фильтров; отвернуть на 2—3 оборота
пробку в правой стойке масляного радиатора для сообщения отверстия в
пробке с атмосферой;
в) поставить на место все спускные пробки и завернуть пробку в правой
стойке масляного радиатора и промыть систему;
г) для промывки системы в картер залить 15 л смеси из профильтрованного
дизельного топлива (50%) и свежего дизельного масла (50%);
д) выключить подачу топлива и компрессию, запустить пусковой двигатель и
прокручивать коленчатый вал дизеля на ускоренной передаче, наблюдая за
показанием манометра;
е) при установившемся давлении масла поставить рычаг декомпрессора в
положение «Рабочее» и включить подачу топлива, поставив рычаг
акселератора в положение средних оборотов (давление по манометру должно
быть не менее 1 кГ1см2)\ через 5 мин остановить двигатель и без
промедления слить промывочную смесь в чистую посуду; после отстоя и
фильтрации эта смесь пригодна для повторного применения;
ж) заполнить систему смазки свежим маслом, как указано выше; перед
установкой магнитной спускной пробки необходимо очистить ее магнит.
5. При каждой смене масла следует промывать набивку сапуна.
6. Через каждые 240 ч работы необходимо заменять фильтры тонкой очистки
новыми или заменить в них нитчатую набивку и тканевую обмотку.
Для набивки одной секции фильтрующего элемента требуется 300—325 г
путанки (нешлихтованной) от № 10 до № 90 из отходов прядильного
производства.
Путанка должна быть нарезана на концы длнной 100—
150 мм, но не менее 30 мм, и хорошо разрыхлена. Для обмотки каркаса
секции применять миткаль (артикул 1108) или ситец (артикул 3).
Новые фильтры тонкой очистки масла установить после промывки масляной
системы двигателя.
Пакеты с набивкой и обмоткой поставляются как запасные части.
7. При первых двух сменах масла в новом двигателе или после ремонта, а
затем через каждые 480 ч работы надо промывать сетчатый элемент
центрального масло-приемника (до промывки масляной системы). Для этого
снять крышку люка дартера со стороны пускового двигателя.
Нельзя протирать внутренние поверхности картера тряпками: нитки могут
забить маслоподводящие каналы.
8. Через каждые 960—1000 ч работы необходимо:
а) промыть ленточные фильтры на форсуночном приспособлении. После
промывки проверить пропускную способность фильтров. Для этого закрыть
отверстия в дне фильтра (центральное отверстие диаметром 23 мм закрыть
пробкой с длиной вхождения 15 мм) и поместить его в дизельное топливо до
верхней кромки. Если для наполнения фильтра потребуется более 30 сек,
повторить промывку;
б) прочистить калиброванные отверстия в стержнях фильтров проволокой
диаметром 1—1,5 мм.
9. Через каждые 2000 ч работы необходимо:
а) прочистить два отверстия в верхних головках шатунов;
б) проверить и при необходимости заменить шарики перенускных клапанов
масляного фильтра.