Работа системы смазки двигателей Д-108 и КДМ-100

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели Д-108 и КДМ-100. Устройство и эксплуатация (А.А. Лазарев) - 1971 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Работа системы смазки двигателей Д-108 и КДМ-100

 

Схема работы системы смазки показана на рис. 32 и 33. От шестерни распределительного вала через промежуточную шестерню и шестерню привода 30 (см. рис. 32) вращается вал нагнетательных шестерен масляного насоса 4. Вместе с валом вращается пара шестерен нагнетательной секции и две пары откачивающих шестерен.

Нагнетательные шестерни забирают масло через центральный маслоприемник 2 из картера 3 и подают его по трубке 37 (см. рис. 34), каналу 36 в задней крышке и каналу в блоке в нижнюю камеру маслораспределительной плиты. Из нее масло проходит по каналу в наружную камеру 39 (см. рис. 36) кронштейна масляных фильтров и по маслопроводу 27 (см. рис. 32) поступает в масляный радиатор 28, где охлаждается и возвращается по трубе 29 в камеру 41 (рис. 36) кронштейна. Из внутренней камеры масло направляется внутрь кожуха фильтров (одновременно к ленточным и нитчатым фильтрам) через отверстия 6 в днище корпуса 14 фильтра.

Из кожуха масло идет параллельно двумя путями: через ленточные и нитчатые фильтры. В ленточных фильтрах масло проходит через щели между витками фильтрующей ленты, очищается в них и по гофрам каркаса поступает в пространство между донышком и каркасом ленточных фильтров. Отсюда через зазор между горлышком донышка ленточных фильтров и стержнем 10 масло проходит по верхнему горизонтальному каналу / (рис. 37) маслораспределительный плиты 6 в ее верхнюю камеру 7. Из этой камеры оно поступает к манометру 10 по трубке (см. рис. 32) и в главный маслопровод 17, а из него по отдельным трубкам и каналам — к трущимся поверхностям двигателя.

К нитчатым фильтрам масло поступает через трубчатые заклепки 8 (см. рис. 36). Очищаясь в нитчатой хлопчатобумажной набивке фильтров, масло поступает в пространство внутреннего каркаса. Отсюда через отверстия 9 и 11 в стержне и горизонтальный канал 38 в кронштейне фильтров оно подается в среднюю камеру маслораспределительной плиты. Из камеры по каналу в блоке масло стекает в картер. В течение часа работы двигателя все масло, залитое в картер, несколько раз проходит через нитчатые фильтры (тонкой очистки) и очищается в них.

 

Из главного маслопровода 17 (см. рис. 32) масло по трубкам 8, 19, 20, 22 и каналам 7, 16, 18, 21, 25 в блоке поступает к коренным подшипникам для смазки шеек коленчатого вала. От коренных подшипников через каналы в коленах вала масло проходит к шатунным шейкам, предварительно очищаясь в полостях этих шеек, а затем по каналу в теле каждого шатуна — ко втулке верхней головки шатуна и через каналы в верхней головке впрыскивается на днище поршня, охлаждая его. Через жиклер первой коренной шейки смазывается упорная плита коленчатого вала. Вытекая через зазоры в коренных и шатунных подшипниках наружу, масло разбрызгивается и попадает на стенки цилиндров, поршни, толкатели, шейки и кулачки распределительного вала, смазывая их.

Подаваемое к переднему коренному подшипнику коленчатого вала масло частично отводится по каналу в блоке к штуцеру 11 (см. рис. 33) и отсюда по трубке 10 подается к переднему подшипнику распределительного вала.

От втулки распределительного вала масло частично отводится по каналу 4 в боковой стенке блока в корпус регулятора, откуда поступает к передней втулке валика привода насоса и регулятора и к верхней втулке вертикального валика регулятора по трубке 5 смазывая их также под давлением.

Масло, поступающее к большой промежуточной шестерне частично отводится по трубке 7 для смазки переднего подшипника водяного насоса, а масло, вытекающее из-под втулок промежуточных шестерен, разбрызгиваясь, попадает на зубья распределительных шестерен и смазывает их.

Для смазки сопряжений клапанно-распределительного механизма масло поступает из главного маслопривода 17 (см. рис. 32) по трубкам 13 в полость валиков коромысел 12 и оттуда через отверстия — в зазор во втулке коромысла. Направляющие втулки клапанов и шаровые концы регулировочных винтов смазываются маслом, поступающим через каналы в коромысле. С указанных деталей клапаннораспределительного механизма масло, стекая в картер двигателя, попадает на штанги толкателей, штанги декомпрессора, на толкатели и кулачки распределительного вала.

Масло, стекающее в картер к переднему 31 и заднему 6 маслоприемникам, отсасывается откачивающими шестернями насоса 4 в масляный резервуар картера 3, откуда снова подается нагнетательными шестернями насоса через фильтр в главный маслопровод 17.

 

 

Уход за системой смазки двигателей Д-108 и КДМ-100

1. Во время работы в течение смены необходимо постоянно следить за показаниями манометра масла. Давление масла при работе прогретого дизеля с номинальным числом оборотов должно быть в пределах 2—3,5 кГ1см2. Стрелка манометра масла должна находиться в пределах диапазона шкалы зеленого цвета. В случае увеличения или уменьшения давления сверх указанных величин необходимо найти причину неисправности и устранить ее, при этом вначале следует убедиться в исправности манометра масла.

2. Ежесменно необходимо проверять уровень масла в картере двигателя, придерживаясь следующих правил:

а) при замере уровня масла в картере дизель должен находиться в горизонтальном положении;

б) при заправке незаполненной системы смазки залить масло в количестве 27 л (на 80 мм выше уровня метки «шах» на масломерной линейке), после этого пустить двигатель на 2—3 мин, чтобы заполнить систему маслом, затем остановить его, через 5 мин снова проверить уровень масла и долить до метки «шах» или выше на 20 мм\

в) при замере уровня масла на работающем дизеле (на малых оборотах) уровень масла в картере должен соответствовать метке «шах» или быть между нею и меткой «min»;

г) при уровне масла по метке «min» и ниже ее, работа дизеля запрещается.

3. Через каждые 120 ч работы нужно снять и промыть дизельным топливом корпус фильтров и ленточные фильтры грубой очистки. Для очистки фильтров запрещается применять металлические предметы и тряпки. Для снятия фильтров грубой очистки отвернуть стяжные винты и снять их вместе с крышками. Перед сборкой промыть крышки и снаружи нитчатые фильтры. При сборке следует обращать внимание на положение уплотнительных прокладок. Ленточные фильтры с деформированной поверхностью внутреннего днища заменить или отремонтировать.

 

 

4. Через каждые 240 ч работы нужно заменить масло в картере двигателя. Если применяемое дизельное топливо содержит серы свыше 0,5%, то замену масла производить через каждые 120 ч работы. Порядок замены масла следующий:

а) сразу же после остановки двигателя слить масло, пока оно разогрето, а частицы нагара и продукты окисления еще не успели осесть на дно н стенки картера;

б) для слива масла отвернуть все пробки в картере, пробку в кронштейне масляных фильтров, пробку в трубке, подводящей масло от масляного радиатора к кронштейну масляных фильтров; отвернуть на 2—3 оборота пробку в правой стойке масляного радиатора для сообщения отверстия в пробке с атмосферой;

в) поставить на место все спускные пробки и завернуть пробку в правой стойке масляного радиатора и промыть систему;

г) для промывки системы в картер залить 15 л смеси из профильтрованного дизельного топлива (50%) и свежего дизельного масла (50%);

д) выключить подачу топлива и компрессию, запустить пусковой двигатель и прокручивать коленчатый вал дизеля на ускоренной передаче, наблюдая за показанием манометра;

е) при установившемся давлении масла поставить рычаг декомпрессора в положение «Рабочее» и включить подачу топлива, поставив рычаг акселератора в положение средних оборотов (давление по манометру должно быть не менее 1 кГ1см2)\ через 5 мин остановить двигатель и без промедления слить промывочную смесь в чистую посуду; после отстоя и фильтрации эта смесь пригодна для повторного применения;

ж) заполнить систему смазки свежим маслом, как указано выше; перед установкой магнитной спускной пробки необходимо очистить ее магнит.

5. При каждой смене масла следует промывать набивку сапуна.

6. Через каждые 240 ч работы необходимо заменять фильтры тонкой очистки новыми или заменить в них нитчатую набивку и тканевую обмотку.

Для набивки одной секции фильтрующего элемента требуется 300—325 г путанки (нешлихтованной) от № 10 до № 90 из отходов прядильного производства.

 

 

Путанка должна быть нарезана на концы длнной 100— 150 мм, но не менее 30 мм, и хорошо разрыхлена. Для обмотки каркаса секции применять миткаль (артикул 1108) или ситец (артикул 3).

Новые фильтры тонкой очистки масла установить после промывки масляной системы двигателя.

Пакеты с набивкой и обмоткой поставляются как запасные части.

7. При первых двух сменах масла в новом двигателе или после ремонта, а затем через каждые 480 ч работы надо промывать сетчатый элемент центрального масло-приемника (до промывки масляной системы). Для этого снять крышку люка дартера со стороны пускового двигателя.

Нельзя протирать внутренние поверхности картера тряпками: нитки могут забить маслоподводящие каналы.

8. Через каждые 960—1000 ч работы необходимо:

а) промыть ленточные фильтры на форсуночном приспособлении. После промывки проверить пропускную способность фильтров. Для этого закрыть отверстия в дне фильтра (центральное отверстие диаметром 23 мм закрыть пробкой с длиной вхождения 15 мм) и поместить его в дизельное топливо до верхней кромки. Если для наполнения фильтра потребуется более 30 сек, повторить промывку;

б) прочистить калиброванные отверстия в стержнях фильтров проволокой диаметром 1—1,5 мм.

9. Через каждые 2000 ч работы необходимо:

а) прочистить два отверстия в верхних головках шатунов;

б) проверить и при необходимости заменить шарики перенускных клапанов масляного фильтра.

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..