ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. ИНСТРУКЦИЯ ПО КОНСЕРВАЦИИ И РАСКОНСЕРВАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ
ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206.
КОНСЕРВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
1. Консервация двигателей, произведенная в соответствии с данной
инструкцией, обеспечивает предохранение деталей от коррозии в течение 12
или 24 месяцев со дня консервации (в зависимости от сорта консервирующей
смазки), при условии хранения в законсервированном виде в сухих,
приспособленных помещениях. Запрещается хранить в этих же помещениях
химикаты, кислоты, щелочи и другие вещества, способные вызвать коррозию.
2. Для консервации двигателей применяются следующие смазки:
а) при сроке хранения до 12 месяцев — масло МТ-16п (ГОСТ 6360—58) или
смесь, состоящая из 40% масла МС-20
(ГОСТ 1013—49) и 60% летнего дизельного масла Дп-11
(ГОСТ 5304—54);
б) при сроке хранения до 24 месяцев — смазка НГ-203-В пз ГОСТ 12328—66
или К17 (К-19) по ГОСТ 10877—64.
При использовании смазок зарубежных фирм рекомендуются марки AN—VV—576
(США) или Shell Ensis Compound (Shell, Англия).
3. Консервация двигателей должна производиться в закрытых помещениях,
имеющих температуру не ниже 15° С. Температура смазки, применяемой для
консервации, должна быть 70—80°С.
4. Смазка, применяемая для консервации, должна быть обезвожена и иметь
нейтральную реакцию. Применение для консервации отработанных и
регенерированных масел не допускается.
Примечание. Обезвоживать смазку следует нагреванием закрытым пламенем до
температуры 105—120° до полного исчезновения пены.
5. Все операции по консервации следует производить чистыми вымытыми
руками, слегка смазанными маслом. Запрещается брать детали мокрыми и
потными руками.
6. Перед началом внутренней консервации нужно слить остатки масла из
картеров двигателя и коробки передач, снять воздушные фильтры и
заглушить пробками штуцеры масляных каналов для манометра и для смазки
компрессора.
7. Через сетчатый фильтр заполнить смазкой корпусы топливных фильтров.
8. Открыв крышку маслозаливной горловины, залить через воронку с сеткой
в картер двигателя ЯАЗ-М204 10—12 л, а в картер двигателя ЯАЗ-М206 20 л
смазки.
9. Через заливное отверстие залить в картер коробки передач 4 л смазки,
после чего опору рычага переключения передач обернуть влагонепроницаемой
бумагой и обвязать.
10. Перед консервацией внутренних поверхностей гильз нужно удалить все
топливо из насос-форсунок, для чего отвернуть пробку отводящей топливной
магистрали, отсоединить трубку подводящей магистрали, на ее место
присоединить трубку специального насоса с сетчатым фильтром на выходе.
Затем, наполнив подводящую магистраль консервирующей смазкой и установив
рейки насос-форсунок в положение, соответствующее прекращению подачи,
прокачать полости насос-форсунок до появления смазки из отводящей
магистрали.
Заполнение топливной системы и прокачку полостей насос-форсунок смазкой
можно производить также следующим образом. К подводящему угольнику
топливного фильтра грубой очистки присоединить трубку от специальной
емкости и, установив рейки насос-форсунок в положение выключенной
подачи, прокрутить коленчатый вал двигателя от стартера до появления
смазки из отводящей магистрали.
После заполнения системы смазкой закрыть аварийную
заслонку, установить рейки насос-форсунок в положение полной подачи и
прокрутить коленчатый вал двигателя от стартера в течение 100— 120
секунд. Продолжительность непрерывной работы стартера не должна
превышать 25—30 сек. с перерывами между включениями не менее 2 минут.
Затем присоединить трубку подводящей магистрали.
Примечание. При прокручивании коленчатого вала от стартера включать
первую передачу в коробке передач.
11. Слить масло из корпусов топливных фильтров и корпуса масляного
фильтра тонкой очистки.
12. Снять крышку головки цилиндров и залить дву-мя-тремя литрами смазки
все поверхности деталей, находящихся в полости головки (коромысла,
толкатели, штанги и т. д.).
13. Законсервировать воздушные фильтры в такой последовательности.
Стержень смазать пушечной смазкой по ГОСТ 3005—51 (кинематическая
вязкость при 60° С не менее 40 сст) и
обернуть влагонепроницаемой бумагой. Вынуть фильтрующие сетки и смазать
их, окунув в смазку. Крышки и корпусы фильтров смазать с внутренней
стороны этой же смазкой, после чего фильтры собрать и обернуть
влагонепроницаемой бумагой.
14. Прокручивать коленчатый вал двигателя после окончания внутренней
консервации не разрешается.
15. По окончании внутренней консервации слить смазку из картера
двигателя и коробки передач.
16. На наружные неокрашенные поверхности двигателя и прилагаемых к нему
деталей, предварительно тщательно протертые чистой ветошью, смоченной
уайт-спиритом, нанести пушечную смазку, обернуть влагонепроницаемой
бумагой и обвязать.
Запрещается покрывать смазкой резиновые детали.
17. Закрыть заглушками отверстия:
а) дроссельного штуцера отводящей магистрали;
б) патрубка крышки масляного радиатора;
в) коробки термостата системы охлаждения;
г) трубки сапуна регулятора;
д) фланца выпускного трубопровода;
е) впускного трубопровода (два на двигателе ЯАЗ-М204, три на двигателе
ЯАЗ-М206, как показано на рис. 100);