Если расход смазочного масла превышает 4—5% от расхода топлива, выявить
причину увеличения его. Указанный расход масла не может являться нормой
для эксплуатационного расхода, так как не включает нормы на
профилактическое обслуживание.
Причинами повышенного расхода масла могут быть:
1) утечка масла через различные соединения двигателя;
2) утечка масла через дренажные трубки и вентиляционную трубку
регулятора;
3) угар масла вследствие износа поршневых колец, поломки или усадки
расширителей маслосъемных колец, износа или задира гильз ци-линдров,
деформации усиков стопорных колец поршневых пальцев, загрязнения
элементов масляного радиатора, а также по причине наличия на поршнях
трещин или прогара.
Причиной большого расхода может быть также повышенный уровень масла в
картере.
Следует в первую очередь проверить на прогретом двигателе, нет ли утечки
масла через внешние соединения. Особое внимание следует обратить на
переднее и заднее уплотнения коленчатого вала двигателя.
Частой причиной течи является ослабление затяжки соединений масляных
трубок, идущих к приводу нагнетателя, масляному фильтру тонкой очистки,
компрессору тормозной системы и манометру системы смазки, а также
неплотная посадка крышки головки блока из-за смятия прокладки или
небрежной установки.
Если утечка масла из внешних соединений значительна, ее нужно устранить,
после чего дать двигателю проработать не менее 8 часов для выявления
расхода масла.
Если утечка масла из внешних соединений значительна, а отработавшие газы
имеют синий оттенок, необходимо разобрать двигатель и последовательно
проверить возможные причины утечки, начиная с нагнетателя; осмотреть
через продувочные окна гильзы цилиндров и поршневые кольца.
Трещины или прогары поршней можно обнаружить по возникновению
пульсирующего дымления из вентиляционной трубки.
Прогары в выемке днища вызываются обычно перегревом днища из-за
пониженного давления масла в системе смазки или применения масел
несоответствующих сортов. В последнем случае на внутренней оребренной
поверхности днища происходит значительное отложение кокса. Такие прогары
бывают также при плохом распыливании топлива насос-форсунками.
Прогары по краям днища, сопровождаемые обгоранием верхнего пояса поршня,
получаются обычно вследствие прорыва раскаленных газов через царапины,
образовавшиеся при заедании поршней и задире гильз во время работы с
большими нагрузками.
Причиной повышенного выброса масла из вентиляционной трубки регулятора
может быть высокое давление картерных газов. Значительно способствует
выбросу масла износ втулок коромысел выпускных клапанов и коромысел
насос-форсунок, вкладышей промежуточных опор распределительного вала,
втулок передних концевых опор распределительного и уравновешивающего
валов. При этом отработавшее масло стекает из перечисленных мест по тем
же каналам, по которым навстречу маслу выходит картерный газ, что
повышает давление в картере, приводит к увеличению количества масла в
полости под крышкой головки и увеличивает унос последнего из двигателя
через вентиляционную трубку.