ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. Нагнетатель двигателя

  Главная      Учебники - Двигатели     Двигатели ЯАЗ-М204, ЯАЗ-М206. Инструкция

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. Нагнетатель двигателя

 

 

 На рис. 44 показан нагнетатель двигателя ЯАЗ-М204. Все одноименные детали нагнетателей двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 одинаковы, за исключением корпуса и роторов. Роторы и корпус нагнетателя двигателя ЯАЗ-М206 удлинены
по сравнению с этими же деталями нагнетателя двигателя ЯАЗ-М204.

 

 

 

 

Рис. 44. Нагнетатель двигателя ЯАЗ-М204:
1 — упругая муфта привода нагнетателя; 2 — шестерня привода нагнетателя; 3—-задний торцовый лист блока цилиндров; 4 — валик привода нагнетателя; 5 — фланец дополнительной упругой муфты привода нагнетателя; 6 — пружинная пластина упругой муфты; 7 — ведущая шестерня нагнетателя; 8— двухрядный подшипник; 9 — резиноармированные сальники; 10—подшипник; II — регулятор числа оборотов коленчатого вала двигателя; 12 — водяной насос; 13—муфта привода водяного насоса; 14 — крышка торцовой плиты нагнетателя; 15 — торцовая плита; 16 — корпус нагнетателя; 17 — верхний ротор; 18 — нижний ротор; 19— ведомая шестерня нагнетателя; 20 — вилка привода топливного насоса; 21 — топливный насос; 22 — кожух привода нагнетателя; 23 — уплотнительное кольцо; 24 — трубка для подвода смазки; 25 — корпус привода нагнетателя; 26 — валик шестерни привода нагнетателя; 27 — картер маховика

 

 

 

 

Роторы нагнетателя пустотелые, отлитые из алюминиевого сплава. Лопасти роторов 17 и 18 имеют винтовую форму, вследствие чего воздух подается непрерывно.

По обоим концам в роторы с большим натягом запрессованы валики и закреплены штифтами.

Корпус 16 нагнетателя отлит из алюминиевого сплава и имеет ребра, увеличивающие его жесткость.

С двух сторон к корпусу привернуты торцовые плиты 15, также из алюминиевого сплава. Плиты при установке на корпус точно центрируют запрессованными в них цилиндрическими штифтами.

Для удобства сборки торцовые плиты прикрепляют к корпусу двумя винтами.

Алюминиевые крышки 14 нагнетателя установлены на штифтах торцовых плит и прикреплены вместе с ними к корпусу длинными болтами с пружинными шайбами.

В торцовые плиты установлены подшипники роторов нагнетателя. В заднюю плиту нагнетателя установлены двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники 8, которые наружными кольцами упираются в торцы расточек торцовой плиты и фиксируются в осевом направлении упорными фланцами. Фланцы прикреплены к торцовой плите болтами с пружинными шайбами.

В переднюю плиту нагнетателя установлены однорядные радиальные шариковые или роликовые подшипники 10, поджатые так же, как и подшипники на задней плите, штампованными упорными фланцами.

В торцовые плиты запрессованы резиноармированные сальники 9, предохраняющие рабочую полость нагнетателя от попадания в нее масла.

Пустотелые валики роторов, обращенные к приводу (задние), имеют на конце наружные остроугольные шлицы, а внутри — резьбовое отверстие.

На шлицевые концы этих валиков напрессованы шестерни 7 и 19 с косыми зубьями. В отверстиях шестерен нарезаны остроугольные шлицы, причем один шлиц не нарезан, вследствие чего получился выступ, входящий в выемку на валике, на котором также один шлиц не нарезан. Это облегчает сборку нагнетателя.

Верхний ротор приводится во вращение от валика 4 привода нагнетателя, нижний — посредством пары шестерен.

В приводе нагнетателя поставлена упругая муфта 1, уменьшающая напряжения в деталях механизма привода. Алюминиевый кор' пус упругой муфты вращается вместе с шестерней привода нагнетателя. В муфте привода имеется два комплекта пружинных пластин, нажимающих на овальный кулачок, что обеспечивает плавную передачу усилий, необходимых для вращения роторов.

На обоих концах щлифованного валика 4 привода нагнетателя имеются шлицы, которыми он входит в шлицевые отверстия кулач-ка и трехлапочного фланца 5 привода нагнетателя. Фланец через пружинные пластины 6 соединен с ведущей шестерней 7 нагнетателя. Пружинные пластины образуют дополнительную упругую муфту, которая смягчает нагрузки, возникающие в результате возможных перекосов при установке нагнетателя, удлиняя срок службы шлицевых соединений деталей привода нагнетателя в подшипниках роторов.

Для предотвращения течи масла из подшипника и крышки поставлено уплотнительное кольцо 23 из маслостойкой резины со стяжными хомутиками.

Вал 26 шестерни привода нагнетателя вращается в подшипнике, состоящем из двух втулок, залитых оловянистым баббитом. Упорная шайба вала имеет шлифованные торцы, упирается в шлифованный торец вала и прижимается гайкой.

После затяжки гайку контрят замковой шайбой. Для фиксации шайбы на валу сделано отверстие, в которое установлен шарик, входящий в канавку шайбы.

Масло к подшипнику привода нагнетателя подводится от магистрали блока по трубке 24.

Роторы подобраны попарно, поэтому при повреждении одногоиз них необходимо заменять оба. В запасные части роторы сдаются только комплектно.

Шестерни нагнетателя так же, как и роторы, подобраны попарно и в запасные части сдаются комплектно.

Между торцом ступицы каждой шестерни и торцом внутреннего кольца подшипника установлены регулировочные прокладки, которыми регулируют зазоры между лопастями роторов.

Шестерни к роторам прикреплены болтами. Между болтами и шестернями установлены упорные и замковые шайбы. Упорная шайба нижнего ротора отличается от упорной шайбы верхнего ротора большим диаметром и наличием прорезей для вилки привода топливного насоса.

Болты крепления шестерен затягивают моментом 5—7 кгм.

Для получения минимального зазора между лопастями роторов боковой зазор между зубьями шестерен нагнетателя должен быть в пределах 0,02—0,08 мм в торцовом сечении.

Роторы во время работы не должны соприкасаться, а также касаться корпуса и торцовых плит.

Сохранение постоянного зазора между лопастями роторов обеспечивают точным изготовлением шестерен и установлением минимального зазора между зубьями. Величина этих зазоров должна быть выдержана в пределах, указанных в таблице 7.

Зазор Б (рис. 45) между ведущей стороной лопасти верхнего ротора и ведомой стороной лопасти нижнего ротора у нового нагнетателя сделан большим, чем зазор А между ведомой стороной лопасти верхнего ротора и ведущей стороной лопасти нижнего ротора. Это компенсирует изменение зазоров между сторонами лопастей роторов при износе шестерен.
 

 

Таблица 7

 

 

 

 

Рис. 45. Зазоры в сопряжениях нагнетателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..