На рис. 44 показан нагнетатель двигателя
ЯАЗ-М204. Все одноименные детали нагнетателей двигателей ЯАЗ-М204 и
ЯАЗ-М206 одинаковы, за исключением корпуса и роторов. Роторы и корпус
нагнетателя двигателя ЯАЗ-М206 удлинены
по сравнению с этими же деталями нагнетателя двигателя ЯАЗ-М204.
Роторы нагнетателя пустотелые, отлитые из
алюминиевого сплава. Лопасти роторов 17 и 18 имеют винтовую форму,
вследствие чего воздух подается непрерывно.
По обоим концам в роторы с большим натягом запрессованы валики и
закреплены штифтами.
Корпус 16 нагнетателя отлит из алюминиевого сплава и имеет ребра,
увеличивающие его жесткость.
С двух сторон к корпусу привернуты торцовые плиты 15, также из
алюминиевого сплава. Плиты при установке на корпус точно центрируют
запрессованными в них цилиндрическими штифтами.
Для удобства сборки торцовые плиты прикрепляют к корпусу двумя винтами.
Алюминиевые крышки 14 нагнетателя установлены на штифтах торцовых плит и
прикреплены вместе с ними к корпусу длинными болтами с пружинными
шайбами.
В торцовые плиты установлены подшипники роторов нагнетателя. В заднюю
плиту нагнетателя установлены двухрядные радиально-упорные
шарикоподшипники 8, которые наружными кольцами упираются в торцы
расточек торцовой плиты и фиксируются в осевом направлении упорными
фланцами. Фланцы прикреплены к торцовой плите болтами с пружинными
шайбами.
В переднюю плиту нагнетателя установлены однорядные радиальные шариковые
или роликовые подшипники 10, поджатые так же, как и подшипники на задней
плите, штампованными упорными фланцами.
В торцовые плиты запрессованы резиноармированные сальники 9,
предохраняющие рабочую полость нагнетателя от попадания в нее масла.
Пустотелые валики роторов, обращенные к приводу (задние), имеют на конце
наружные остроугольные шлицы, а внутри — резьбовое отверстие.
На шлицевые концы этих валиков напрессованы шестерни 7 и 19 с косыми
зубьями. В отверстиях шестерен нарезаны остроугольные шлицы, причем один
шлиц не нарезан, вследствие чего получился выступ, входящий в выемку на
валике, на котором также один шлиц не нарезан. Это облегчает сборку
нагнетателя.
Верхний ротор приводится во вращение от валика 4 привода нагнетателя,
нижний — посредством пары шестерен.
В приводе нагнетателя поставлена упругая муфта 1, уменьшающая напряжения
в деталях механизма привода. Алюминиевый кор' пус упругой муфты
вращается вместе с шестерней привода нагнетателя. В муфте привода
имеется два комплекта пружинных пластин, нажимающих на овальный кулачок,
что обеспечивает плавную передачу усилий, необходимых для вращения
роторов.
На обоих концах щлифованного валика 4 привода нагнетателя имеются шлицы,
которыми он входит в шлицевые отверстия кулач-ка и трехлапочного фланца
5 привода нагнетателя. Фланец через пружинные пластины 6 соединен с
ведущей шестерней 7 нагнетателя. Пружинные пластины образуют
дополнительную упругую муфту, которая смягчает нагрузки, возникающие в
результате возможных перекосов при установке нагнетателя, удлиняя срок
службы шлицевых соединений деталей привода нагнетателя в подшипниках
роторов.
Для предотвращения течи масла из подшипника и крышки поставлено
уплотнительное кольцо 23 из маслостойкой резины со стяжными хомутиками.
Вал 26 шестерни привода нагнетателя вращается в подшипнике, состоящем из
двух втулок, залитых оловянистым баббитом. Упорная шайба вала имеет
шлифованные торцы, упирается в шлифованный торец вала и прижимается
гайкой.
После затяжки гайку контрят замковой шайбой. Для фиксации шайбы на валу
сделано отверстие, в которое установлен шарик, входящий в канавку шайбы.
Масло к подшипнику привода нагнетателя подводится от магистрали блока по
трубке 24.
Роторы подобраны попарно, поэтому при повреждении одногоиз них
необходимо заменять оба. В запасные части роторы сдаются только
комплектно.
Шестерни нагнетателя так же, как и роторы, подобраны попарно и в
запасные части сдаются комплектно.
Между торцом ступицы каждой шестерни и торцом внутреннего кольца
подшипника установлены регулировочные прокладки, которыми регулируют
зазоры между лопастями роторов.
Шестерни к роторам прикреплены болтами. Между болтами и шестернями
установлены упорные и замковые шайбы. Упорная шайба нижнего ротора
отличается от упорной шайбы верхнего ротора большим диаметром и наличием
прорезей для вилки привода топливного насоса.
Для получения минимального зазора между лопастями роторов боковой зазор
между зубьями шестерен нагнетателя должен быть в пределах 0,02—0,08 мм в
торцовом сечении.
Роторы во время работы не должны соприкасаться, а также касаться корпуса
и торцовых плит.
Сохранение постоянного зазора между лопастями роторов обеспечивают
точным изготовлением шестерен и установлением минимального зазора между
зубьями. Величина этих зазоров должна быть выдержана в пределах,
указанных в таблице 7.
Зазор Б (рис. 45) между ведущей стороной лопасти верхнего ротора и
ведомой стороной лопасти нижнего ротора у нового нагнетателя сделан
большим, чем зазор А между ведомой стороной лопасти верхнего ротора и
ведущей стороной лопасти нижнего ротора. Это компенсирует изменение
зазоров между сторонами лопастей роторов при износе шестерен.