ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Во время зимней эксплуатации необходимо принимать
специальные меры для обеспечения требуемой температуры охлаждающей
жидкости, масла и топлива.
При низкой температуре вязкость топлива и масла значительно
увеличивается и возможно их застывание. Это приводит к увеличению
напряжения в узлах системы смазки и ухудшению отвода тепла от поршней,
увеличению расхода топлива и затруднению пуска. При увеличении вязкости
топлива повышается напряжение в деталях насос-форсунок и их привода,
уменьшается подача топлива к насос-форсункам, в результате чего
развиваемая двигателем мощность может резко снизиться. Поэтому при
зимней эксплуатации нужно пользоваться только маслами и топливами зимних
сортов, так как они имеют меньшую вязкость при низкой температуре и
низкую температуру застывания.
При наступлении холодов (ниже 0°) следует слить масло из двигателя и
выполнить операции, указанные в разделе «Операции технического
обслуживания, не включенные в ТО-1 и ТО-2». При этом трубку, идущую к
манометру системы смазки, надо заполнить смесью 50% зимнего дизельного
масла и 50% индустриального масла 20 (ГОСТ 1707—51).
После замены летнего масла на зимнее (или зимнего на летнее) в системе
смазки часто образуются густые отложения. Поэтому после 8 часов работы
следует осмотреть масляный фильтр грубой очистки. Если на элементе
обнаружено большое количество отложений, надо повторно сменить масло в
поддоне.
При эксплуатации в зимнее время особенно опасно появление воды в масле и
топливе. Вода, попавшая в масло, может замерзнуть и разрушить масляный
насос.
Подача топлива может прекратиться вследствие замерзания воды, попавшей в
топливо, так как частицы льда закрывают отверстия в металлических
сетчатых фильтрах топливного бака и фильтрах насос-форсунок.
Чтобы уменьшить оседание воды в топливе, следует доливать топливо в бак,
не ожидая его охлаждения, и своевременно сливать конденсат из топливных
фильтров.
Для уменьшения износа деталей двигателя и уменьшения потерь на трение
при пуске следует стремиться к работе при высокой (более 70° С)
температуре жидкости в системе охлаждения.
Для того, чтобы поддерживать высокую температуру охлаждающей жидкости и
масла, целесообразно надевать теплые кожухи на капот двигателя и
радиатора. В кожухе необходимо сделать окно для регулировки температуры
и закрывать его фартуком.
В арктических условиях следует также утеплять топливные трубки, фильтр
грубой очистки, топливные баки и устанавливать стальной щит для
устранения обдува поддона холодным воздухом. Для утепления можно
использовать асбест. Кроме этого, целесообразно
утеплять аккумуляторные батареи, устанавливая их в
ящики, обитые слоем войлока.
При очень низкой температуре применяют также подогрев топлива в баке,
пропуская через него выпускную трубу.
В летнее время все утепления следует снимать.
При безгаражном хранении автомобилей с двигателями, в случае применения
воды в системе охлаждения, нужно полностью сливать воду из системы,
открыв краники, расположенные в нижнем патрубке, соединяющем двигатель с
радиатором, на корпусе водяного насоса, на подводящем патрубке
безлампового пускового подогревателя и на блоке цилиндров. Пробка
радиатора при этом должна быть снята. Двигатель надо установить
горизонтально или с наклоном передней части вниз для полного слива воды.
Перед сливом воды из системы охлаждения и из безлампового пускового
подогревателя двигатель нужно прогреть до температуры воды 80—85° С.
При очень низкой температуре для заправки системы охлаждения следует
применять специальную жидкость (см. раздел «Эксплуатационные
материалы»),
В зимнее время бывают вынужденные остановки двигателя из-за намерзания
воды на сетке фильтра топливного бака или вследствие загустевания
топлива в топливном фильтре, топливных трубках и их соединениях. В таких
случаях можно осторожно прогреть топливный бак, пользуясь лампой с
металлической сеткой для гашения пламени. Лампу следует установить на
расстоянии не менее 0,5 м от бака.
Топливопроводы и фильтры можно прогреть ветошью, смоченной в горячей
воде.
Для уменьшения очень сильной разрядки аккумуляторных батарей
рекомендуется перед пуском провернуть коленчатый вал на один оборот.
При охлаждении двигателя ниже —5° С попытки пуска его стартером могут
привести только к полной разрядке батарей. Поэтому в таких условиях
следует предварительно прогреть двигатель одним из способов, описанных в
разделе «Система пуска».
Рекомендуется прогревать охлаждающую жидкость в системе охлаждения и
масло в картере двигателя до +20° С при температуре окружающей среды до
—15° С и до +30° С при температуре окружающей среды до —30° С.