ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206. КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ
ПОДШИПНИКИ
Вкладыши коренных и шатунных подшипников биметаллические. Толщина
антифрикционного слоя свинцовистой бронзы 0,5— 0,9 мм.
Свинцовистая бронза чувствительна к коррозии, что
заставляет применять особые сорта смазки. Всю поверхность вкладыша, за
исключением части, покрытой антифрикционным слоем, и стыков покрывают
тонким слоем белого металла (толщиной приблизительно 2 мк). Это
предохраняет вкладыши от коррозии.
Вкладыш в свободном состоянии показан на рис. 23. Размер A1 больше
размера А на 0,7—1,2 мм для шатунных вкладышей и 0,5—
1,4 мм — для коренных, что обеспечивает плотное прилегание вкладыша к
постели.
Размер А для вкладышей коренных подшипников (диаметр постели в блоке)
равен 96,84 мм, а для шатунных (диаметр постели нижней головки шатуна) —
77,79 мм.
Размеры вкладышей коренного и шатунного подшипников приведены в табл. 1.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников и постели под них выполнены с
большой точностью, поэтому вкладыши можно укладывать без последующей
механической обработки и без регулировочных прокладок. При отсутствии
плотного прилегания вкладышей к постели вкладыши быстро перегреваются,
что вызывает задир шеек вала.
Толшина стенки вкладышей неодинакова по длине окружности: наибольшая
толщина в средней части и наименьшая — у стыков.
Для улучшения отвода тепла поверхности, к которым прилегают вкладыши,
хонингуют, благодаря чему достигается высокая точность прилегания.
Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием
канавки с отверстием посредине для подачи масла.
Вкладыши взаимозаменяемы, что значительно упрощает ремонт, так как не
требуется растачивать их после установки.
В заднем (упорном) коренном подшипнике, кроме двух вкладышей, имеются
четыре бронзовых полукольца (по два полукольца с каждой стороны
подшипника). Нижние полукольца надеты на штифты, запрессованные в крышку
подшипника, что предохраняет
кольца от проворачивания. Эти кольца фиксируют
коленчатый вал в продольном направлении и воспринимают осевые нагрузки.
Основная нагрузка у коренных подшипников воспринимается нижними
вкладышами, у шатунных — верхними.
Верхняя и нижняя половинки вкладыша коренных и шатунных подшипников не
взаимозаменяемы. Верхний вкладыш шатуна имеет две канавки в средней
части, идущие от плоскости разъема до маслоподающих отверстий; нижний
вкладыш имеет одну среднюю кольцевую канавку по всей полуокружности.
Кроме вкладышей основных размеров, выпускаются ремонтные вкладыши с
увеличенной толщиной.