Блоки цилиндров двигателей ЯАЗ-М204 (рис. 16) и
ЯАЗ-М206 по конструкции аналогичны.
Блок цилиндров вместе с верхней частью картера отлит из легированного
чугуна. Плоскость, к которой прикреплен масляный поддон, расположена
значительно ниже оси коленчатого вала, что обеспечивает большую
жесткость, необходимую для длительной работы подшипников и других частей
кривошипно-шатунного механизма.
В точно обработанные отверстия блока установлены сухие гильзы (не
омываемые снаружи водой), изготовленные из легированного чугуна и
подвергнутые закалке. В средней части гильз имеются продувочные окна 1
для подачи воздуха в цилиндр (рис. 17), а в стенках блока — продувочные
окна 2 (рис. 18). Оси продувочных окон в гильзе направлены под углом к
ее радиусу, что обеспечивает винтовое движение поступающего в гильзу
воздуха.
В верхней части гильзы имеется бурт, который упирается в выточку в блоке
цилиндров. Торец бурта, к которому прижимается прокладка головки
цилиндров, выступает над поверхностью блока на 0,066—0,190 мм. На торце
сделана спиральная нарезка, обеспечивающая достаточное уплотнение камеры
сгорания.
Посадка гильзы в цилиндр скользящая, с зазором от 0 до 0,05 мм, что
значительно облегчает сборку и ремонт двигателя.
Во время работы двигателя гильза расширяется и плотно прилегает наружной
поверхностью к цилиндру. При этом улучшается отвод тепла от гильзы к
стенкам блока и затем в охлаждающую воду. Охлаждению гильз способствует
также подача воздуха при продувке.
Водяная рубашка блока окружена воздушной камерой 3 (рис. 17), в которую
нагнетателем подается воздух. Из воздушной камеры воздух поступает в
продувочные окна.
Водяная рубашка окружает цилиндры по всей их высоте и делится на верхнюю
5 и нижнюю 4 полости, соединенные вертикальными каналами в поясе
продувочных окон.
Вода для охлаждения от водяного насоса подводится через отверстие в
нижней части блока к горизонтальному каналу четырехугольного сечения,
идущему по всей длине блока. Из этого канала через отверстия вода
поступает в нижнюю часть водяной рубашки, окружающей цилиндры,
поднимается в верхнюю ее часть и оттуда через отверстия в верхней
плоскости блока, совпадающие с отверстиями в головке, попадает в водяную
рубашку головки.
В блоке сделаны смотровые люки (рис. 18), обеспечивающие доступ к
воздушной камере и возможность осматривать поршни и кольца через
продувочные окна в гильзе, а также очищать окна и проверять, нет ли
отложений в воздушной камере.
В верхней части блока расположены распределительный (справа) и
уравновешивающий (слева) валы.
К обоим торцам блока цилиндров прикреплены болтами
торцовые плиты, значительно увеличивающие жесткость блока.
Для фиксации плит в нижней части обоих торцов блока имеются штифты,
одновременно фиксирующие картер маховика и переднюю нижнюю крышку.
Вверху плиты фиксируются передней и задней втулками распределительного
вала.
К торцовым плитам присоединены картер маховика и распределительных
шестерен, передние крышки, привод нагнетателя и ось промежуточной
шестерни.
В теле блока имеются закрытые коническими пробками отверстия, которые
предназначены для очистки водяной рубашки.
С правой стороны нижней части блока сделаны отверстия с резьбой,
соединяющие воздушную камеру блока через каналы с атмосферой. Каналы
ограничиваются с наружной стороны торцовыми плитами. В отверстия блока
ввернуты штуцера с дренажными трубками, через которые выталкиваются
сконденсировавшиеся на стенках воздушной камеры масло, вода и топливо.