Двигатели ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 — двухтактные с воспламенением от сжатия.
Полный рабочий цикл осуществляется за один оборот коленчатого вала. На
рис. 1 показан рабочий процесс, протекающий в каждом цилиндре двигателя.
Воздух, необходимый для сгорания топлива в цилиндрах, подается
специальным воздушным нагнетателем. Из нагнетателя под давлением до 0,5
кг/см2 воздух поступает в воздушную камеру блока, окружающую цилиндры.
При движении к нижней мертвой точке (н. м. т.) поршень открывает
продувочные окна, соединяя воздушную камеру блока с цилиндром.
При ходе поршня вверх от н.м.т, продувочные окна закрываются поршнем,
после чего начинается сжатие воздуха. Давление конца сжатия при подходе
поршня к верхней мертвой точке (в. м. т.) достигает 50 кг/см2, причем
воздух нагревается до температуры 600 — 700° С.
При положении поршня около в. м. т. (за 14° при максимальной подаче
топлива при установке насос-форсунки АР-20АЗ, за 19° при установке
насос-форсунки АР-21АЗ и за 17° при установке насос-форсунки AP-23A3) в
сжатый и нагретый воздух впрыскивается топливо под высоким давлением.
Камера сгорания двигателей выполнена в поршне и имеет форму,
обеспечивающую равномерное распределение в воздухе топлива,
впрыскиваемого насос-форсункой с многоды-рчатым распылителем.
Вихревые движения воздуха, создаваемые при нродувке, сохраняются в
течение хода сжатия и способствуют улучшению сгорания топлива.
Вследствие высокой температуры сжатого воздуха и интенсивного
вихреобразования впрыскиваемое топливо быстро воспламеняется и давление
в цилиндре возрастает до 67—100 кг/см2 (давление зависит от числа
оборотов коленчатого вала и типа устанавливаемой насос-форсунки).
При движении поршня к н. м. т. в цилиндре происходит расширение газов,
которое продолжается до открытия расположенных в
головке цилиндров выпускных клапанов (выпускные
клапаны начинают открываться за 88° до н. м. т.).
После открытия выпускных клапанов давление в цилиндре быстро падает
вследствие истечения продуктов сгорания в выпускной патрубок и затем
через трубопровод и глушитель в атмосферу.
При последующем движении поршня за 46° до н. м. т. кромка поршня
открывает продувочные окна в гильзе и начинается продувка цилиндров, во
время которой воздух из воздушного пространства блока поступает в
цилиндр и вытесняет остатки продуктов сгорания через все еще открытые
выпускные клапаны. При этом вместе с продуктами сгорания в атмосферу
выходит часть воздуха. К концу про-дувки через клапаны выходит почти
чистый воздух, что способствует их охлаждению.
Рис. 1. Рабочий процесс двигателей: а — очистка
от продуктов сгорания и подача свежего воздуха в цилиндр; б — сжатие
воздуха; в — впрыск топлива в камеру сгорания; г — выпуск отработавших
газов
Продувочные окна закрываются поршнем через
промежуток времени, соответствующий 46° поворота коленчатого вала от н.
м. т., выпускные клапаны — через 58° после н. м. т.
К концу продувки давление в цилиндре будет несколько выше, чем
атмосферное.
Фазы распределения двигателя, на котором установлены насос-форсунки
АР-20АЗ, показаны на рис. 2.
Кривошипы коленчатого вала расположены у двигателей ЯАЗ-М204 под углом
90° один к другому, а у двигателей ЯАЗ-М206— под углом 60°. Такое
расположение кривошипов обеспечивает равномерное чередование вспышек, но
вызывает необходимость применения специального устройства для
уравновешивания момента от действия сил инерции (первого порядка)
кривошипно-шатунного механизма.
Рис. 2. Фазы распределения двигателей с
насос-форсунками АР-20АЗ
Таким образом, характерными особенностями
двигателей являются:
1) двухтактный цикл и наличие воздушного нагнетателя;
2) прямоточная клапанно-щелевая продувка;
3) непосредственный впрыск топлива;
4) наличие уравновешивающего механизма.
Кроме того, особенностью двигателей является установка насосов высокого
давления и форсунок, выполненных вместе в компактных агрегатах
(насос-форсунка), которые установлены в головке блока цилиндров по оси
каждого цилиндра. Это дает возможность поднять давление впрыска и
сделать рыспыливание топлива более тонким.
В двигателях применена насос-форсунка открытого типа. Давление впрыска
топлива, доходящее до 1400 кг/см2 при 2000 об/мин коленчатого вала,
значительно снижается при малом числе оборотов. Вследствие этого
распыливание топлива при работе с малым числом оборотов ухудшается и
сгорание становится менее эффективным.
Ухудшение сгорания при малом числе оборотов коленчатого вала происходит
также из-за снижения давления продувочного воздуха и, как следствие,
уменьшения наполнения цилиндров, снижения температуры в конце сжатия и
увеличения продолжительности сгорания топлива.
Ухудшение сгорания приводит к отложению нагара на поршнях, кольцах,
клапанах, в продувочных окнах гильз, что в совокупности с ухудшением
условий смазки при малом числе оборотов вызывает повышенный износ,
задиры поршней и гильз, зависание выпускных клапанов и обгорание
распылителей насос-форсунок.
Во время эксплуатации двигателей при больших нагрузках следует
стремиться работать с числом оборотов коленчатого в.ала в пределах
1500—1700 в минуту. При движении автомобилей с полной нагрузкой по
дорогам с усовершенствованным покрытием допустима работа двигателя с
числом оборотов коленчатого вала не менее 1100 в минуту.
В двигателях вследствие применения двухтактного процесса, эффективной
очистки и хорошего смесеобразования получается очень большая литровая
мощность (номинальная мощность двигателя, отнесенная к его литражу) —до
29,4 л. с. на 1 л, что обуславливает повышенную тепловую и механическую
нагрузки на основные детали двигателя. Надежное охлаждение поверхностей
этих деталей водой, маслом и продувочным воздухом, высокая точность
обработки, применение прочных материалов и их специальная обработка
обеспечивают надежную и длительную работу двигателя.
Работа двигателей ЯМЗ в большей степени, чем других двигателей, зависит
от правильного совместного действия систем охлаждения и смазки, от сорта
применяемого смазочного материала, а также от правильного обслуживания и
ремонта. Поэтому для эксплуатации можно применять только специальные
сорта масла с присадками. Применение других видов масел вызывает
преждевременный износ деталей. Необходимо использовать также топливо с
улучшенной очисткой от загрязнения путем применения отстоя.