ОТВЕРСТИЯ в бобышках поршня И ПОРШНЕВОЙ ПАЛЕЦ
ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
У всех обследованных поршней двигателей ЗИЛ-130 износ отверстий в
бобышках не превышает 0,025 мм. Среднемаксимальный темп износа
составляет примерно 0,06 мкм на 1000 км. Как видно из табл. 43, по
износу отверстий в бобышках под поршневой палец долговечность поршней
ЗИЛ-130 превышает 250 тыс. км.
У двигателей ЗИЛ-130 поршневой палец изготовляется из стали 15Х, затем
подвергается цементации на глубину 1,0—1,4 мм и объемной закалке до
твердости HRC 58—65.
Благодаря большому диаметру пальца опорная поверхность в отверстиях
бобышек и втулке верхней головки шатуна у двигателя ЗИЛ-130 больше, чем
у двигателя ЗИЛ-164, на 28%, что обусловило малые удельные нагрузки как
на поршень, так и на втулку верхней головки шатуна. Вследствие этого
повысилась износостойкость пальца.
В табл. 43 приведены показатели, характеризующие износ поршневого
пальца. На основании данных этой таблицы можно сделать вывод, что в
условиях эксплуатации предельный износ вообще не достигается.
Максимальные зарегистрированные износы были примерно в 2 раза меньше
допустимых. При исследовании не было установлено какой-либо
закономерности в износах пальцев. После пробега 200 тыс. км у 50%
пальцев еще сохраняется натяг в отверстиях бобышек поршня, равный
0,006—0,008 мм.
43. Показатели износа поршневых пальцев и втулок верхней головки шатунов
Пробег автомобиля в
тыс. км
Показатели износа
100
150
200
Среднемаксимальный
износ в мм
0,003/0,018
0,0045/0,026
0,006/0,033
Темп износа в мкм
на 1000 км
0,03/0,18
0,03/0,17
0,03/0,16
Максимальный износ
в мм
0,011/0,032
0,016/0,046
0,022/0,061
Предельно
допустимый износ в мм
0,05/0,05
0,05/0,05
0,05/0,05
Количество деталей,
износ которых выше допустимого, в %
Коэффициент
вариации износа
Нет/Нет
Нет/Нет
Нет/6
0,49/0,62
0,41/0,52
0,32/0,40
1
Величины в числителе относятся к поршневому пальцу, а в знаменателе — к
втулке верхней головки шатуна.