ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Учебники - Двигатели     Автомобильный двигатель ЗИЛ-130 (А. М. Кригер) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 109  110  111  112  113  114  115  116  117  .. 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130



Наиболее полное представление об энергетических и экономических показателях двигателя ЗИЛ-130 на различных режимах работы дает многопараметровая характеристика. Эту характеристику строят на основе или серии нагрузочных характеристик, или серии частичных скоростных характеристик. Она представляет собой зависимость среднего эффективного давления от частоты вращения при постоянном заданном удельном расходе топлива.

Такая многопараметровая характеристика двигателя ЗИЛ-130 без вспомогательных агрегатов после заводской обкатки показана на рис. 122. На характеристике можно выделить зоны, соответствующие наиболее экономичным режимам работы. Область минимальных удельных расходов топлива для данного двигателя находится в диапазоне n = 1000-- 2000 об/мин и ре = 6 -7 кгс/см2. Она вытянута вдоль оси абсцисс, вследствие чего экономичность двигателя в большей мере зависит от среднего эффективного давления (т. е. от нагрузки), чем от частоты вращения.

 

Вспомогательные агрегаты и оборудование, поглощая часть эффективной мощности двигателя, ухудшают его экономичность. Мощность, потребляемая некоторыми вспомогательными агрегатами, может существенно изменяться в процессе работы. Так, насос гидроусилителя рулевого механизма увеличивает потребление мощности при повороте автомобиля, компрессор тормозной системы — при падении давления воздуха в тормозной системе автомобиля ниже установленного предела; мощность, отбираемая

 

вентилятором системы охлаждения, изменяется в зависимости от сопротивления движению воздуха, которое зависит от положения жалюзи радиатора системы охлаждения и температуры воды в нем.

Для оценки влияния вспомогательных агрегатов на энергетические и экономические показатели двигателя ЗИЛ-130, эти агрегаты во время испытаний работали следующим образом:

— насос гидроусилителя рулевого механизма — с противодавлением на выходе, определяемым только гидравлическим сопротивлением системы без дополнительной нагрузки от рулевого механизма;

— компрессор тормозной системы — с 50%-ным расходом воздуха при давлении в воздушной системе 5 кгс/см2;

— вентилятор системы охлаждения преодолевал аэродинамическое сопротивление радиатора;

— генератор заряжал аккумуляторную батарею, имеющую емкость не более 75% номинальной; при этом генератор дает

практически максимальный зарядный ток;

— в коробке передач, заправленной летним маслом, включена прямая передача; дополнительные устройства отбора мощности отключены; температура масла в коробке передач равна 50—60° С; на выходном валу ее смонтирован диск ручного тормоза;

— водяной насос системы охлаждения преодолевает сопротивление водяной рубашки двигателя, открытого термостата и лабораторной системы охлаждения (радиатор отключен).

Система выпуска была установлена автомобильная, а вместо капота — секция воздухозаборного короба, заслонка которого находилась в положении, соответствующем забору внешнего воздуха.

Мощность, потребляемая перечисленными выше агрегатами, приведена в табл. 27.

Энергетические и экономические показатели двигателя со вспомогательными агрегатами называются эксплуатационными. На рис. 123 приведена эксплуатационная внешняя скоростная характеристика двигателя ЗИЛ-130 со всеми вспомогательными агрегатами. Мощность, отбираемая ими, достигает 25 л. с. Некоторое увеличение крутящего момента в области малой частоты вращения вызвано влиянием длинных выпускных труб и изменением акустической характеристики впускного тракта с воздухозаборным коробом.
 

27. Мощность (в л. с.), потребляемая вспомогательными агрегатами при различной частоте вращения коленчатого вала

 

 

Агрегат

п —1000 об/мин

п=2000 об/мин

«=3000 об/мин

Насос гидроусилителя руле­

 

 

 

вого механизма ....

1,2

2,4

3,5

Компрессор тормозной си­

 

 

 

стемы     

0,4

1,2

1,6

Генератор

0,15

0,3

0,45

Коробка передач

0,5

1,2

2,5

Система выпуска   

0

1,4

3,5

Воздухозаборное устрой­

 

 

 

ство       

0

1,0

1,8

Водяной насос

0,45

1,4

3,2

Вентилятор . .

0,4

3,5

10,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   .. 109  110  111  112  113  114  115  116  117  ..