Глава VII. ПОКАЗАТЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ
ЗИЛ-130. ДОРОЖНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
Эффективные энергетические и экономические показатели двигателя ЗИЛ-130
зависят от продолжительности периода приработки и от вспомогательных
агрегатов, устанавливаемых на нем.
Технические условия предусматривают проверку эффективных показателей
двигателя ЗИЛ-130 после заводской обкатки в течение 51,5 ч без следующих
агрегатов: коробки передач, вентилятора системы охлаждения, компрессора
тормозной системы, насоса гидроусилителя рулевого механизма и
генератора.
При контрольной проверке применяют бензин А-76 (ГОСТ 2084—67) и масло
АС-8 (ГОСТ 10541—63). Угол опережения зажигания устанавливают
оптимальным при полностью открытой дроссельной заслонке и частоте
вращения коленчатого вала 2000 об/мин и в процессе испытаний не
корректируют.
В качестве контрольных показателей используют:
— эффективную мощность Ne ном при номинальной частоте вращения (3200
об/мин) и соответствующее эффективное давление ре;
— максимальный крутящий момент и максимальное среднее эффективное
давление.
— минимальный удельный расход топлива при полной нагрузке;
— минимальный удельный расход топлива при частичных нагрузках при п —
1600 об/мин;
— среднее давление внутренних потерь при полностью открытой дроссельной
заслонке и при номинальной частоте вращения и частоте вращения,
соответствующей максимальному крутящему моменту;
— условный механический к. п. д.
— часовой расход топлива при минимальной частоте
вращения холостого хода ;
— условный удельный расход топлива на холостом ходу
Как видно из табл. 26, после заводской обкатки
наблюдается относительно небольшое рассеивание показателей, что косвенно
указывает на стабильность технологического процесса изготовления
двигателей ЗИЛ-130.
26. Осредненные эффективные энергетические и экономические показатели
двигателя ЗИЛ-130 по результатам контрольных испытаний
Показатели
Среднее
значение
Среднее
квадратичное
отклонение
Коэффициент
вариации
Эффективная
мощность при п — — 3200 об/мин в л. с
157
6,5
0,0415
Среднее эффективное
давление при п = 3200 об/мин в кгс/см2 . .
7,35
0,305
0,0415
Максимальное
среднее эффективное давление в кгс/см2
8,6
0,105
0,012
Максимальный
крутящий момент Метахв кгс • м
41,5
0,5
0,012
Минимальный
удельный расход топлива при полной нагрузке в г/(л. с. ч)
238
8
0,0337
Минимальный
удельный расход топлива при частичной нагрузке в г/(л. с. ч)
221
10
0,0453
Среднее давление
внутренних потерь при п = 3200 об/мин в ктс/см2
. .
2,32
0,06
0,0432
Среднее давление
внутренних потерь при частоте вращения, соответствующей
максимальному крутящему моменту, в кгс/см2
1,32
0,04
0,0303
Условный
механический к. п. д. при номинальной частоте вращения . .
0,760
0,014
0,0184
Условный
механический к. п. д. при частоте вращения, соответствующей
максимальному крутящего моменту
0,867
0,008
0,009
Часовой расход
топлива при минимальной частоте вращения холостого хода в
кг/ч
2,09
0,15
0,072
Условный удельный
расход топлива на режиме холостого хода
....
347
25
0,072
Неравномерность
работы цилиндров
0,92
0,04
0,044
Частота вращения,
соответствующая срабатыванию ограничителя максимальной частоты
вращеиия, в об/мин
3040
47
0,0155
Процесс приработки двигателя ЗИЛ-130 не завершается
в течение принятых заводом 51,5 ч. Если завершение процесса приработки
понимать как стабилизацию энергетических показателей двигателя, то этот
процесс длится почти 80 ч.
Ниже приведены результаты опытов по установлению периода работы
двигателя до стабилизации его номинальной мощности.
Перед началом опытов двигатель прошел обкатку в
течение 5 ч, а затем был переведен на работу с номинальной частотой
вращения при полностью открытой дроссельной заслонке и работал на этом
режиме до стабилизации номинальной мощности. Соответственно росту этой
величины улучшались и экономические показатели двигателя.
Внутренние потери двигателя, определяемые при провертывании коленчатого
вала от постороннего источника энергии, также уменьшались с ростом
номинальной мощности. В ходе этих опытов было установлено, что среднее
давление внутренних потерь снизилось на 0,5—0,6 кгс/см2.
Центробежно-вакуумный ограничитель частоты вращения двигателя ЗИЛ-130
вступает в действие примерно при п = 3000+100 об/мин, однако уже при
частоте вращения, несколько большей 2900 об/мин, наличие ограничителя
вызывает некоторое снижение эффективной мощности вследствие частичного дросселирования потока смеси дроссельными заслонками при их небольшом
повороте. Обычно это снижение мощности не превышает 3—5 л. с.