ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРИБОРОВ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ЗИЛ-130
Совершенствование приборов системы питания с целью повышения
экономичности двигателей — одна из основных задач, решаемых при их
создании. Наряду с этим сохранение в эксплуатации в течение длительного
времени приборами системы питания исходных заводских параметров также
следует отнести к одной из важнейших задач.
В результате проведения конструкторско-экспериментальных работ был
изменен ряд деталей и узлов системы питания двигателя ЗИЛ-130. Так, был
разработан, испытан и внедрен в производство более надежный клапан
экономайзера. Изменениям подверглись его корпус, седло и пружина.
Увеличена длина пружины, вследствие чего повысилась ее усталостная
прочность. Увеличена также наружная фаска седла, поэтому уменьшилась его
деформация при запрессовке в гнездо, что способствовало сохранению после
запрессовки круглой запорной кромки.
Существенно повышена долговечность привода ускорительного насоса (тяги и
рычага привода дроссельных заслонок).
Разработана конструкция поплавковой камеры повышенной долговечности с
применением противоизносной втулки в качестве направляющей штока привода
ускорительного насоса. Это мероприятие практически полностью ликвидирует
износы направляющей штока, обеспечивает безотказную работу привода
насоса, а также снижает подтекание топлива в зазор между штоком привода
и направляющей.
Разработана конструкция и проведены эксплуатационные испытания поплавков
из синтетических материалов, при установке которых уменьшается износ
клапанов подачи топлива.
В качестве материала для уплотняющего запорного элемента клапана подачи
топлива применен синтетический каучук СКУ-6. По данным НИИАТ, ЦНИТА и
Московского карбюраторного завода, указанное мероприятие повышает
надежность клапанов в 3—5 раз. Использование этого материала для
изготовления уплотняющего (запорного) элемента клапана экономайзера с
механическим приводом повысило его надежность и предотвратило случаи
перерасхода топлива в эксплуатации.
В эксплуатации в топливном насосе иногда слышался стук верхней шайбы о
головку вследствие прогиба шайбы при затяжке гайки крепления деталей на
штоке диафрагмы. Введение кольцевых выштамповок на шайбах повысило их
жесткость и устранило дефект.
Кроме того, в эксплуатации замечались случаи нарушения заводской
регулировки ограничителя частоты вращения. Увеличение шага накатки
регулировочного винта позволило надежно закреплять пружину и сохранять
заводскую регулировку в течение длительного времени.