КОНСТРУКЦИЯ ТОПЛИВНОГО НАСОСА Б-10 ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
Топливный насос Б-10 диафрагменный, герметизированный, с тремя
выпускными и тремя впускными клапанами и рычагом для ручной подкачки
топлива. Он установлен слева в верхней части двигателя и приводится в
действие эксцентриком распределительного вала с помощью штанги.
Насос состоит из трех основных частей (рис. 72): крышки 1, головки 4 и
корпуса 12, отлитых под давлением из цинкового сплава. В корпусе
размещены коромысло 7 с возвратной пружиной 6 и рычаг 8 для ручной
подкачки топлива. Между корпусом и головкой топливного насоса закреплена
диафрагма 5, которая собрана на толкателе 10 с двумя тарелками.
Коромысло действует на толкатель через текстолитовую опорную шайбу 9.
Под диафрагмой установлена возвратная пружина 11. В головке насоса
расположены три впускных 3 и три выпускных 13 клапана. Отверстие А в
корпусе соединяет полость под диафрагмой с атмосферой.
При перемещении диафрагмы вниз топливо из бака по
трубке поступает через сетчатый фильтр 2 к впускным клапанам, а затем в
полость над диафрагмой. Когда диафрагма перемещается вверх, топливо
нагнетается, через выпускные клапаны 13 в полость головки, откуда оно
направляется в фильтр тонкой очистки, а затем в карбюратор.
В зависимости от расхода топлива меняется и его количество, подаваемое
насосом. Изменение расхода вызывает колебание уровня топлива в
поплавковой камере и, следовательно, изменение запирающей силы
игольчатого клапана карбюратора; поэтому в топливопроводе, соединяющем
насос с карбюратором, создается противодавление, которое тем больше, чем
меньше открыт игольчатый клапан, т. е. чем меньше расход топлива. При
наличии противодавления диафрагма перемещается вверх в соответствии с
расходом топлива в данный момент.
Подача насоса равна 180 л/ч (не менее) при частоте вращения
распределительного вала 1300—1400 об/мин. Максимальное давление при
нулевой подаче не более 225 мм рт. ст. Параметры топливного насоса
определялись опытным путем.