В двигателе ЗИЛ-130 применены сменные
направляющие втулки клапанов, что связано с использованием силумина в
качестве материала головки блока. Однако и в двигателях с чугунными
головками часто используют сменные направляющие втулки клапанов,
особенно выпускных. Это выз-вано желанием обеспечить высокую
износостойкость направляющих втулок, что при использовании обычных
литейных чугунов не всегда удается-
Температурный режим направляющих втулок впускных и выпускных клапанов
различен.
Исследования, проведенные на двигателе ЗИЛ-130, показали, что
температура направляющей втулки впускного клапана не превышает 120° С.
Через зазор между втулкой и стержнем впускного клапана поступает
достаточное количество смазки. Изменение температуры втулки по высоте
незначительно (около 20° С).
Втулка выпускного клапана имеет значительно более высокую температуру.
При стендовых испытаниях у нижнего торца втулки была зарегистрирована
температура 220° С (рис. 39). При испытаниях на автомобиле температура
оказалась еще более высокой и достигала почти 240° С. По длине
направляющей градиент температуры составляет 100—110° С. Через зазор
между втулкой и стержнем выпускного клапана проходят отработавшие газы,
вследствие чего нарушается подача смазки. Это особенно заметно при
больших нагрузках. При увеличении указанного зазора количе-ство
проходйщих через него отработавших газов возрастает и температура
направляющей втулки резко повышается. Как следует из рис. 40, при
зазоре, равном 0,5—0,6 мм, температура нижнего конца направляющей втулки
может достигать 340° С.
В качестве материала для изготовления направляющих втулок используют
чугуны различного химического состава, алюминиевые и фосфористые бронзы
(табл. 16). В отдельных случаях применяют азотированный чугун с
твердостью НВ 700—900. Обычно твердость материала направляющих втулок
находится в пределах
НВ 200—250, но при повышенных нагрузках применяют закаленный чугун
твердостью до НВ 400.
При использовании серых перлитных чугунов количество феррита должно быть
не более 5%. Повышенное содержание фосфора желательно, так как при этом
улучшается износостойкость материала.
Хорошей износостойкостью отличается железоугольная металлокерамика,
особенно суль-фидированная. Направляющие втулки, изготовленные из нее,
имеют ресурс, равный 200 тыс. км. Однако технологичность этого материала
плохая. Металлокерамика хрупка, чувствительна к подрезу и имеет
неодинаковую плотность. Вследствие этого металлокерамические втулки
часто ломаются при обработке и в эксплуатации и, кроме того, из-за
неодинаковой пористости трудно выдержать требуемую точность отверстия во
втулке. При развертывании отверстие имеет увеличенную овальность. Если
одновременно с развертыванием направляющей втулки обрабатывается фаска
седла клапана, как, например, при изготовлении головок блока двигателя
ЗИЛ-130, то возрастают биение рабочей фаски седла и негерметичпость
камеры сгорания.
В последнее время в технической литературе появились сообщения о
направляющих втулках с установленным на нижнем конце уплотнением.
Несмотря на сложность изготовления уплотнения, с помощью этой
конструкции может быть решена проблема износостойкости направляющих
втулок, поскольку в этом случае к ним можно подвести смазку под
давлением.
Рис. 39. Температура направляющей втулки
выпускного клапана двигателя ЗИЛ-130 при испытаниях
Рис. 40. Влияние зазора между направляющей
втулкой и стержнем выпускного клапана на их температуру t:
А — зазор по чертежу; 1 — направляющая втулка: 2 — седло клапана