Впускные клапаны работают в более легких
условиях, чем выпускные, поэтому их изготовляют из менее жаропрочных
материалов. В форсированных верхнеклапанных двигателях, у которых
диаметр головки клапана достаточно велик, используют стали типа ЭИ 107 и
ЭИ72.
У впускного клапана двигателя ЗИЛ-130 диаметр головки равен 50,5 мм; он
изготовлен из стали типа ЭИ107, содержащей, как это видно из табл. 14,
10% хрома и 2,3% кремния- Стержень клапана покрыт слоем твердого хрома
толщиной 0,002—0,007 мм. Торец клапана закален до твердости HRC 60, не
менее. Для повышения усталостной прочности переходный участок от головки
клапана к стержню шлифуется.
Температура впускного клапана не превышает 420° С при самых тяжелых
условиях работы. Угол наклона рабочей фаски выбран 30°.
Впускные клапаны двигателя ЗИЛ-130, так же как и выпускные, в условиях
массового производства не притирают к седлам. Высокая точность
изготовления клапана и тщательное выполнение фаски на седле обеспечивают
взаимное биение рабочих фасок клапана и седла не более 0,05 мм. В этом
случае сила предварительной затяжки пружины клапана оказывается
достаточной для создания полной герметичности. Герметичность всех
клапанов проверяют на каждой головке блока после их установки.
Долговечность впускного клапана выше, чем выпускного. В эксплуатации
почти не наблюдалось случаев разрушения рабочей фаски впускного клапана.
Износы стержня этого клапана на 25—30% ниже, чем у выпускного. Впускной
клапан обладает достаточным запасом прочности и надежности и допускает
существенную форсировку двигателя ЗИЛ-130, что было установлено при
длительных стендовых испытаниях форсированного двигателя со степенью
сжатия 8 мощностью 190 л, с. при n ~ 3800 об/мин (с четырех-Камерным
карбюратором). Деформация головки после испытаний в течение 600 ч не
превысила 0,05 мм. Повышенный износ рабочей фаски клапана, отмеченный
при этих испытаниях, был устранен путем покрытия фаски стеллитом ВХН-1.