Гильзы цилиндров отливаются из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5%
содержанием феррита (твердость чугуна НВ 196, не менее). В верхнюю часть
гильзы на длину 50 мм запрессована вставка из коррозионностойкого
аустенитного чугуна следующего состава: 2,3—2,8% С, 1,9—2,2% Si,
0,6—1,0% Мп, до
0,5% Р, до 0,1% S, 1,8—2,2% Сг, 16,0—17,5% №, 7,0—7,5% Си, остальное
железо. Твердость чугуна вставки НВ 137—197- Применение такой вставки
снижает износ верхней части гильзы примерно в 2—4 раза и увеличивает ее
моторесурс до 200 тыс. км.
Разработан также вариант гильзы с наплавленным поясом из аустенитного
чугуна. При этом существенно упрощается механическая обработка гильзы,
снижается расход дорогостоящего материала, улучшается теплопередача
через стенки гильзы и более надежной становится операция расточки ее при
ремонте. Кроме того, процесс наплавки гильзы поддается автоматизации,
что снижает трудоемкость ее изготовления.
Напряжения растяжения в гильзе от сил газов составляют 300—350 кгс/см2
(при рг = 45-ь 47 кгс/см2). Наибольшие местные напряжения у верхнего
опорного бурта гильзы равны 500— 550 кгс/смг. Запас прочности гильзы —
не менее 3.
Бурт гильзы зажимается головкой блока через уплотняющую прокладку, при
этом водяная рубашка уплотняется по верхнему торцу гильзы. Нижний пояс
гильзы уплотняется двумя резиновыми кольцами, установленными в ее
канавках. Натяг резиновых колец в канавках создает достаточное
уплотнение стыка. Практика показала, что при принятой схеме крепления
гильзы надежно фиксируются в блоке.
Несмотря на отсутствие случаев разрушения гильзы в эксплуатации толщина
ее стенки была увеличина с 6 до 7,5 мм и, кроме того, была введена
механическая обработка наружной поверхности гильзы. Эти мероприятия
устранили колебания толщины стенки одной гильзы и позволили выдержать
требуемый допуск на нецилиндричность ее внутренней поверхности.
Размеры уплотнительных колец из маслостойкой резины
4161 на основе нитрильного каучука твердостью 40—55 по ТИР при
длительной эксплуатации уменьшались в большей степени, чем это
допускалось предварительным натягом колец в канавках. Поэтому кольца
стали изготовлять из маслостойкой резины 6632 на основе нитрильного
каучука и наирита с твердостью 50—60 по ТИР. Испытания этой резины при
высокой температуре в те-чение длительного времени показали, что она
увеличивается в объеме, вследствие чего первоначальный натяг не
уменьшается.